Обслуживание тормозов локомотива
Для предупреждения замораживания тормозных приборов и воздухопроводов в зимнее время локомотивная бригада должна своевременно и правильно производить их продувку.
Последовательность продувки при приёмке, сдаче локомотива в депо, а также при смене локомотивных бригад на станционных путях (если локомотив отцеплен от состава поезда)
Перед началом продувки за 15-20 мин. необходимо включить обогревы кранов главных резервуаров, а перед началом продувки необходимо их выключить.
1. Произвести продувку холодильников компрессоров и маслоотделителей (влагоотдели-телей) при работающих компрессорах.
2. Произвести продувку главных резервуаров (Г.Р.) на ВЛ-11 и ВЛ-11м при помощи кнопок на пульте помощника машиниста (продувка Г.Р. I и II группы), на ВЛ-10 плавно потянуть за поводки клапанов продувки под кузовом, путём трёх - пятикратного нажатия их на 1-2 секунды каждой группы, делая паузы на 5-6 секунд после каждого нажатия.
3. Произвести продувку питательной (П.М.) и тормозной магистралей (Т.М.) с разъединением рукавов между секциями. После разъединения рукавов обратить внимание на наличие льда в рукаве, а при продувке обратить внимание на выход воздуха из рукава.
При продувке П.М. напор воздуха большой и равномерный – П.М. в норме.
4. После соединения всех рукавов и открытия концевых кранов произвести продувку:
· П.М. со стороны нерабочей кабины управления;
· Т.М. со стороны нерабочей кабины управления;
· П.М. со стороны рабочей кабины управления;
· Т.М. со стороны рабочей кабины управления.
После восстановления давления в Т.М. до зарядного перевести ручку крана машиниста усл. №395 (394) в I положение и продуть её путём двух - трёхкратного открытия концевого крана со стороны нерабочей кабины управления, а затем со стороны рабочей кабины.
При продувке Т.М. со стороны нерабочей кабины произвести замер падения давления в ней по манометру «тормозная магистраль» на пульте машиниста:
· темп снижения давления нормальный, по манометру Т.М. на пульте машиниста давление в тормозной магистрали падает до 3,5-3,0 кгс/см² – Т.М. и П.М. не заморожена;
· темп снижения давления низкий, по манометру Т.М. на пульте машиниста давление в тормозной магистрали падает до 5,0-4,0 кгс/см² – неполное перемерзание Т.М. от крана машиниста до концевого крана, П.М. не заморожена;
· темп снижения давления высокий, по манометру Т.М. на пульте машиниста давление в тормозной магистрали падает до 1,5-1,0 кгс/см² и ниже – неполное перемерзание П.М. или блокировки тормоза усл. №367, Т.М. не заморожена.
4. Произвести продувку крана машиниста усл. №395 (394) двух - трёхкратным переводом ручки крана из I в VI положение с последующей постановкой её во II положение:
· (без приставки САУТ) во время зарядки уравнительного резервуара (У.Р.) давление в Т.М. приближается к давлению в Г.Р. – кран машиниста исправен;
· (без приставки САУТ) во время зарядки У.Р. давление в Т.М. не приближается к давлению в Г.Р. – перемерзание магистрального канала П.М. в блокировке тормоза усл. №367 или перемерзание П.М. в колене трубы под кабиной машиниста.
5. Произвести продувку ЭПК. При заряженной Т.М. включить ЭПК и нажать кнопку «S кж», после срабатывания ЭПК кнопку отпустить и выключить ЭПК. (Время срабатывания ЭПК после начала свистка 6 – 7 секунд.)
6. Произвести продувку цепей управления. Продувку цепей управления производить путём двух - трёхкратного открытия крана КН-18 (ВЛ-11 и ВЛ-11м), В-11 (ВЛ-10) на пневматической панели управления, желательно при выключенных вспомогательных машинах и выключенных электропечах отопления кабин управления:
· ВЛ-11 и ВЛ-11м при открытии крана КН-18 давление в цепях управления резко падает и не восстанавливается, опускается токоприёмник, отключает БВ (если включен) – перемерзание трубы от П.М.; кран КН-17; обратный клапан КО-4; фильтр Ф-9; редуктор цепей управления КР-4.
· ВЛ-10 при открытии крана В-11 давление в цепях управления резко падает и не восстанавливается, опускается токоприёмник, отключает БВ-1 (если включен) – перемерзание трубы от П.М.; кран В-10; обратный клапан; контакторный фильтр; редуктор цепей управления или золотниково-питательный клапан (ЗПК).
Внимание – выезжать из депо с замороженными кранами продувки ЗАПРЕЩАЕТСЯ! Кроме того, необходимо проверить положение всех разобщительных кранов, особенно крана КН-28 (ВЛ-11 и ВЛ-11м), Т-12 (ВЛ-10 – имеется только на первом кузове) для пересылки электровоза в недействующем состоянии. Краны КН-28 (ВЛ-11 и ВЛ-11м – имеются на всех секциях), Т-12 (ВЛ-10 – имеется только на первом кузове) – должны быть закрыты.
Примечание:а)при невозможности перекрытия концевых кранов П.М. между секциями перекрыть краны КН-42 (ВЛ-11 и ВЛ-11м), Т-8 (ВЛ-10) и после разъединения рукавов продуть П.М. между секциями открытием крана КН-42 (Т-8) при полном давлении в Г.Р.;
б) при смене локомотивных бригад на путях и приёмке локомотива отцепленного от поезда, продувку тормозной и напорной магистрали с разъединением рукавов производит принимающая бригада;
в) при смене локомотивной бригады на путях (без отцепки локомотива от поезда) станции Камышлов, Войновка, Ишим, Свердловск-сорт. проходимость напорной магистрали проверяет принимающая бригада по контрольным отверстиям концевых кранов.
3. СХЕМА ПРОВЕРКИ ТОРМОЗНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
ПРИ ПРИЁМКЕ ЛОКОМОТИВА
С ОТМЕТКОЙ НА СКОРОСТЕМЕРНОЙ ЛЕНТЕ
Для грузовых поездов.
Приёмка локомотива из депо:
Заряжаем У.Р. и Т.М. Проверяем кран усл. №254 на максимальное давление в Т.Ц. – 3,8- 4,0 кгс/см² и ставим ручку крана машиниста усл. №395 в IV положение – проверяем плотность У.Р. (0,1 кгс/см² за 3 мин.). Ввёртываем писцы.
1. Проверка срабатывания датчика усл. №418, чувствительности уравнительного поршня (разрядка У.Р. на 0,2-0,3 Ат.).
2. Ступень служебного торможения (0,7-0,8 Ат.), проверка качества записи писцов на скоростемерной ленте.
3. Проверка срабатывания автостопа.
4. Проверка ликвидации сверхзарядного давления (завышение давления в У.Р. до 6,5 Ат, ликвидация до 6,0 Ат, замер падения давления до 5,8 Ат.).
5. Экстренное торможение (VI положением ручки крана машиниста).
6. Протяжка скоростемерной ленты и переход в заднюю кабину управления.
7. Протяжка скоростемерной ленты машинистом (помощником машиниста).
8. Проверка действия автоматического тормоза локомотива при управлении из задней кабины.
9. Протяжка скоростемерной ленты машинистом (помощником машиниста).
10. Переход в головную кабину управления.
11. Проверка действия автоматического тормоза локомотива при управлении из головной кабины.
Приёмка локомотива проходом:
1. Проверка срабатывания датчика усл. №418, чувствительности уравнительного поршня (разрядка У.Р. на 0,2-0,3 Ат.).
2. Ступень служебного торможения (0,7-0,8 Ат.), проверка качества записи писцов на скоростемерной ленте.
3. Проверка ликвидации сверхзарядного давления (завышение давления в У.Р. до 6,5 Ат, ликвидация до 6,0 Ат, замер падения давления до 5,8 Ат.).
Для пассажирских поездов.
Приёмка локомотива из депо:
Заряжаем У.Р. и Т.М. Проверяем кран усл. №254 на максимальное давление в Т.Ц. – 3,8-4,0 кгс/см² и ставим ручку крана машиниста усл. №395 в IV положение – проверяем плотность У.Р. (0,1 кгс/см² за 3 мин.). Ввёртываем писцы.
1. Проверка срабатывания датчика усл. №418, чувствительности уравнительного поршня (разрядка У.Р. на 0,2-0,3 Ат.).
2. Ступень служебного торможения (0,5-0,6 Ат.), проверка качества записи писцов на скоростемерной ленте.
3. Проверка срабатывания автостопа.
4. Проверка ЭПТ.
5. Экстренное торможение (VI положением ручки крана машиниста).
6. Протяжка скоростемерной ленты перед сменой кабины управления.
7. Протяжка скоростемерной ленты помощником машиниста перед переходом в головную кабину.
8. Проверка действия автоматического тормоза локомотива.
При приёмке локомотива проходом проверка тормозного оборудования не выполняется!
4. ПАМЯТКА
локомотивной бригаде по работе с УКПТМ
Устройство контроля плотности тормозной магистрали поезда (УКПТМ) состоит из датчика давления МД – 10ТС, блока обработки аналового сигнала (БОАС) и блока электронной обработки (БЭО).
БОАС предназначен для обработки аналового сигнала, поступающего от датчика давления, с последующей выдачей команд «Вкл. счёта», «Выкл. счёта» на блок БЭО.
БЭО предназначен для выдачи информации машинисту о текущем и предельном значении времени снижения давления в виде специальной сигнализации: «Мигающий треугольник» при превышении текущем значением плотности предельно допустимого.
ПРИ ПРИЁМКЕ ЛОКОМОТИВА МАШИНИСТ ОБЯЗАН:
1. Ознакомиться с последними записями локомотивных бригад в журнале формы ТУ-152 о работе УКПТМ.
2. Проверить в журнале формы ТУ-152 отметки работника депо «УКПТМ исправно» и росписи, наличие и целостность пломб на блоках БАОС и БЭО и датчике давления.
3. Установить тумблеры включения питания БАОС и БЭО в положение «Вкл.». При этом, на информационном табло БЭО появится информация в виде «000».
4. Проверить работоспособность БЭО в тестовом режиме, путём одновременного нажатия и удержания кнопок «Предел» и «Запись», расположенных на лицевой панели блока. Загорится индикатор «Счёт». На информационном табло последовательно высвечиваются: «000», «111», …, «999», что характеризует нормальную работу устройства. Одновременно со сменой цифровой информации загорается индикация «Мигающий треугольник». Отпустить кнопки «Предел» и «Запись». Индикаторы «Счёт» и «Мигающий треугольник» должны погаснуть, а на табло высвечивается «000».
5. После включения компрессора регулятором давления и при давлении в Г.Р. не менее 8,9 кгс/см² прибор готов к текущим изменениям. При снижении давления до 8,5 – 0,25 кгс/см² начинается отсчёт времени, при этом мигает индикатор «Счёт», после снижения давления на 0,5 – 0,05 кгс/см² индикатор «Счёт» гаснет, на информационном табло высвечивается измеренное время и включается «Мигающий треугольник».
6. Нажать на кнопку «Предел» и убедиться, что на табло высвечивается «000». Отпустить кнопку «Предел». Нажать и отпустить кнопку «Запись», при этом «Мигающий треугольник» должен погаснуть. Нажать кнопку «Предел». На табло высветится значение времени на 20% превышающее измеренное. Отпустить кнопку «Предел». Нажать и удерживать кнопку «Запись», при этом «Мигающий треугольник» должен погаснуть. Нажать кнопку «Предел» и убедиться, что значение предельного времени не изменилось.
УКПТМ, отвечающее вышеизложенным требованиям, считается исправным.
7. При смене локомотивных бригад сдающий машинист расписывается в журнале формы ТУ-152 с соответствующей записью: «УКПТМ исправно» или отметкой о сбоях в работе.
ПОД СОСТАВОМ ГРУЗОВОГО ПОЕЗДА:
1. После полной зарядки тормозной магистрали поезда и очередного отключения компрессора, необходимо дождаться очередного измерения текущего значения времени согласно п.5 настоящей памятки. Нажатием кнопки «Запись» занести предельное время (по отношению к измеренному плюс 20%) в память. Записанное время контролируется и в случае изменения плотности Т.М. в сторону её увеличения на табло загорается «Мигающий треугольник». В этом случае необходимо проверить состояние Т.М. поезда и произвести сокращённое опробование тормозов.
2. При изменении плотности Т.М. в сторону её уменьшения на 20% необходимо действовать в соответствии с пунктом 9.3. Инструкции по эксплуатации тормозов ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ/277.
ГЛАВА III.