Способы крепления буксирного каната
БУКСИРОВКА
ПЛАН ЛЕКЦИИ
- Общие положения.
- Виды морских буксировок.
- Подготовка судна и несамоходного объекта к буксировке.
- Типы буксирных судов.
- Типы буксирных линий.
- Способы крепления буксирного каната.
- Управление судами при буксировке.
- Особые случаи буксировки.
- Теоретические основы морской буксировки.
- Расчеты скорости буксировки и прочности буксирного троса (линии).
- Выбор длины буксирного троса.
Общие положения
Буксировка - транспортировка несамоходных плавсредств самоходными. Буксировкой называется транспортировка – перемещение судна или иного плавучего объекта, включая установки, сооружения и платформы из одной точки водной поверхности в другую при помощи буксирующего судна/буксира. Буксировочные операции по назначению могут быть транспортными, вспомогательными, аварийными и специальными. Буксирующие суда в сочетании с буксируемыми называются буксирным караваном, несамоходная часть каравана – буксирным составом. Буксировка судов морем относится к особым случаям морской практики. Как правило, буксировка осуществляется транспортными судами или мощными буксирами-спасателями. Для обслуживания буксируемого объекта, особенно крупнотоннажного судна, маневрирование в портах и узкостях в помощь буксировщику придаются один или два вспомогательных буксира. Буксировочная операция предусматривает: предварительную проработку предстоящего маршрута перехода, предварительные расчеты по буксировке, рекомендации капитанам. Как правило, все это выполняется специалистами научных учреждений морского флота и опытными капитанами в том случае, если буксировочная операция планируется заранее. В случае вынужденной (случайной) буксировки эти расчеты должны выполняться капитанами судов на основе принятых в морской администрации страны рекомендаций по буксировке.
Теория буксировки судов в море была разработана русским академиком А.Н. Крыловым в 1924 году. Все расчеты, связанные с проведением буксировки сводятся к определению:
· скорости буксировки;
· длины буксирного троса или буксирной линии;
· прочности буксирного троса или линии.
Виды морских буксировок
Различают следующие вида буксировки:
· аварийная (вынужденная) буксировка поврежденных судов, потерявших ход;
· плановая буксировка несамоходных судов и объектов;
· вспомогательная (внутрипортовая) буксировка в гавани и на рейдах.
Существуют следующие способы буксировки:
· буксировка в кильватер за нос на длинном буксирном тросе (основной способ буксировки – применяется при морских и дальних океанских плаваниях) Lб > 200 м;
· буксировка в кильватер за нос на коротком буксирном тросе (во льдах, в портах, на мелководье, при вспомогательной буксировке) Lб = 30–40 м;
· буксировка в кильватер за корму (применяется при буксировке судов с поврежденной носовой оконечностью);
· буксировка лагом (борт о борт) – применяется в портах и на хорошо защищенных от морской волны акваториях;
· буксировка методом толкания – применяется в основном на реках и озерах.
Буксирный караван может состоять как из двух судов, так и из нескольких, как буксирующих, так и буксируемых.
Подготовка судна и несамоходного объекта к буксировке
Подготовка судов к предстоящей буксировке должна включать все вопросы, связанные с организацией и обеспечением безопасности буксирной операции:
1. укомплектовать оба судна опытными экипажами (очень важно);
2. снабдить основным и запасным буксирным снаряжением;
3. подкрепить буксирные устройства;
4. обеспечить суда дополнительными средствами аварийной связи;
5. обеспечить аварийно-спасательным имуществом;
6. осуществить проработку предстоящего перехода и наметить вероятные порты-убежища;
7. произвести снабжение обоих судов топливом, водой и запасами, исходя из планируемой продолжительности рейса и с учетом штормовых запасов;
8. рассчитать на прочность детали буксирного снаряжения;
9. рассчитать остойчивость обоих судов;
10. принять меры к уменьшению рыскливости буксируемого судна;
11. подкрепить корпус, надстройки, рубки, палубные устройства;
12. произвести герметизацию объекта, буксируемого без экипажа;
13. предусмотреть способы по борьбе за живучесть судна и меры по снятию людей с объекта.
Типы буксирных судов
Типы буксирных линий
Буксировка одного судна другим осуществляется посредством буксирной линии. Буксирная линия может быть однородной – буксирный трос, и комбинированной (неоднородной) – синтетический трос + якорная цепь; стальной трос + якорная цепь; синтетический + стальной трос; трос + якорь + якорная цепь. Кроме того, неоднородная линия может быть симметричной и несимметричной.
Буксирную линию следует рассматривать с точки зрения обеспечения безопасности движения судов при волнении, при этом выделяют: x – расстояние между судами; l – длина буксирной линии; f – стрелка провеса буксирной линии.
Существует несколько методов расчета буксирной линии. Различаются они наличием или отсутствием возможности выбора элементов буксирной линии (подготовка к буксировке проводится в порту – выбор возможен; в открытом море: выбор элементов буксирной линии невозможен – используют то, что имеется).
Если выбор элементов буксирной линии возможен, то при ее расчете за исходную величину принимают максимальный упор винта, а методика расчета такова:
. определяют тягу на гаке на тихой воде и при штормовом ветре и волнении;
· определяют разрывное усилие элементов буксирной линии умножением тяги на гаке на коэффициент запаса прочности;
· по разрывному усилию, используя справочники, определяют элементы буксирной линии;
· определяют длину буксирной линии;
· определяют расхождение судов при выбранной буксирной линии для тяги на гаке в нормальных условиях и при нагрузке, равной половине разрывного усилия буксирной линии;
· определяют расхождение судов при выбранной буксирной линии для тяги на гаке в штормовых условиях и при нагрузке, равной половине разрывного усилия буксирной линии;
· сравнивают «игру» линии с высотой волны.
Если выбор элементов буксирной линии ограничен, то при ее расчете за исходную величину принимается прочность троса, и методика расчета следующая:
· выбирают длину буксирной линии, исходя из длин тросов (элементов), имеющихся на судах;
· определяют случайную нагрузку на буксирную линию и рабочую нагрузку. Случайная нагрузка – это ½ разрывного усилия буксирного троса. Рабочая нагрузка – через коэффициент запаса прочности (разрывное усилие троса делят на коэффициент);
· определяют расхождение судов при обоих видах нагрузки на буксирную линию, сравнивая значения расхождения с высотой волн в районе плавания.
Особые случаи буксировки
Буксировка лагом:
· в закрытых акваториях;
· на тихой воде;
· при перегрузке груза в открытом море;
· наличие хорошей кранцевой защиты;
· как можно туже обтянуть швартовы (шпринги и прижимные).
Буксировка толканием:
· практически отсутствует сопротивление буксировщика, поскольку он располагается в попутном потоке буксируемого судна;
· отсутствует буксирная линия;
· сопротивление буксируемого судна (баржи) уменьшается из-за отсутствия набрасываемой струи;
· возрастает устойчивость на курсе;
· увеличивается скорость буксировки;
· обеспечивается безопасное плавание на взволнованном море
Применение: в основном ББС (лес, навалочные, насыпные, контейнеры, нефтепродукты).
Буксировка морских лихтеров:
· морские лихтера имеют буксирное устройство, рассчитанное на буксировку их морем;
· буксировка без экипажа предусматривает особое крепление буксирной линии, уменьшающее рыскливость (как можно дальше вперед от ЦТ судна);
· создание дифферента на корму;
· обеспечить огни согласно МППСС-72
Буксировка плавучих сооружений:
· подготовка к буксировке по заранее составленному плану;
· буксирная линия составная;
· применение нескольких буксиров;
· применение буксирных волокуш, уменьшающих рыскание, или вспомогательных буксиров;
· уменьшение буксирной линии при прохождении узкостей и при входе в порт.
Буксировка плотов-сигар:
· применяется очень редко;
· особенность – небольшое возвышение над водой;
· небольшая скорость буксировки;
· малая продольная прочность плота;
· сложности с буксировкой в штормовую погоду.
Буксировка аварийных судов:
· аварийное судно без экипажа – затруднена подача буксирного троса;
· в зависимости от повреждения – особенности буксировки (кормой, рыскливость – при повреждении рулевого комплекса);
· винт застопорить, что способствует устойчивости судна на буксире.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
- Что такое морская буксировка?
- Какие бывают виды буксировки?
- Какие бывают способы буксировки?
- Как происходит подготовка несамоходного объекта к буксировке?
- Какие бывают типы буксирных судов?
- Какими бывают типы буксирных линий?
- Какими бывают способы крепления буксирного каната?
- Каковы особенности управления судном при буксировке в начале движения?
- Каковы особенности управления судном при буксировке в процессе рейса?
- Каковы особенности управления судном при буксировке при остановке движения?
- Какими могут быть особые случаи буксировки?
- Каковы составляющие нагрузки, возникающие в буксирной линии?
- Каков должен быть расчет тягового усилия буксировщика?
- Как выбирается буксирный трос?
- Каковы критерии выбора длины буксирной линии?
Использованная литература:
1. КДП Репетей В.Д.,КДП Гудко В.П. Морские буксировки. Учебно-практическое пособие. 2008
2. Шарлай Г.Н. Управление морским судном./ Шарлай Г.Н. - Владивосток. : Мор.Гос.ун-т, 2009. -503 с.
Подготовил
Доцент кафедры УС и БЖД на море ХГМА
К.Д.П., К.Т.Н.
Товстокорый О.Н.
БУКСИРОВКА
ПЛАН ЛЕКЦИИ
- Общие положения.
- Виды морских буксировок.
- Подготовка судна и несамоходного объекта к буксировке.
- Типы буксирных судов.
- Типы буксирных линий.
- Способы крепления буксирного каната.
- Управление судами при буксировке.
- Особые случаи буксировки.
- Теоретические основы морской буксировки.
- Расчеты скорости буксировки и прочности буксирного троса (линии).
- Выбор длины буксирного троса.
Общие положения
Буксировка - транспортировка несамоходных плавсредств самоходными. Буксировкой называется транспортировка – перемещение судна или иного плавучего объекта, включая установки, сооружения и платформы из одной точки водной поверхности в другую при помощи буксирующего судна/буксира. Буксировочные операции по назначению могут быть транспортными, вспомогательными, аварийными и специальными. Буксирующие суда в сочетании с буксируемыми называются буксирным караваном, несамоходная часть каравана – буксирным составом. Буксировка судов морем относится к особым случаям морской практики. Как правило, буксировка осуществляется транспортными судами или мощными буксирами-спасателями. Для обслуживания буксируемого объекта, особенно крупнотоннажного судна, маневрирование в портах и узкостях в помощь буксировщику придаются один или два вспомогательных буксира. Буксировочная операция предусматривает: предварительную проработку предстоящего маршрута перехода, предварительные расчеты по буксировке, рекомендации капитанам. Как правило, все это выполняется специалистами научных учреждений морского флота и опытными капитанами в том случае, если буксировочная операция планируется заранее. В случае вынужденной (случайной) буксировки эти расчеты должны выполняться капитанами судов на основе принятых в морской администрации страны рекомендаций по буксировке.
Теория буксировки судов в море была разработана русским академиком А.Н. Крыловым в 1924 году. Все расчеты, связанные с проведением буксировки сводятся к определению:
· скорости буксировки;
· длины буксирного троса или буксирной линии;
· прочности буксирного троса или линии.
Виды морских буксировок
Различают следующие вида буксировки:
· аварийная (вынужденная) буксировка поврежденных судов, потерявших ход;
· плановая буксировка несамоходных судов и объектов;
· вспомогательная (внутрипортовая) буксировка в гавани и на рейдах.
Существуют следующие способы буксировки:
· буксировка в кильватер за нос на длинном буксирном тросе (основной способ буксировки – применяется при морских и дальних океанских плаваниях) Lб > 200 м;
· буксировка в кильватер за нос на коротком буксирном тросе (во льдах, в портах, на мелководье, при вспомогательной буксировке) Lб = 30–40 м;
· буксировка в кильватер за корму (применяется при буксировке судов с поврежденной носовой оконечностью);
· буксировка лагом (борт о борт) – применяется в портах и на хорошо защищенных от морской волны акваториях;
· буксировка методом толкания – применяется в основном на реках и озерах.
Буксирный караван может состоять как из двух судов, так и из нескольких, как буксирующих, так и буксируемых.
Подготовка судна и несамоходного объекта к буксировке
Подготовка судов к предстоящей буксировке должна включать все вопросы, связанные с организацией и обеспечением безопасности буксирной операции:
1. укомплектовать оба судна опытными экипажами (очень важно);
2. снабдить основным и запасным буксирным снаряжением;
3. подкрепить буксирные устройства;
4. обеспечить суда дополнительными средствами аварийной связи;
5. обеспечить аварийно-спасательным имуществом;
6. осуществить проработку предстоящего перехода и наметить вероятные порты-убежища;
7. произвести снабжение обоих судов топливом, водой и запасами, исходя из планируемой продолжительности рейса и с учетом штормовых запасов;
8. рассчитать на прочность детали буксирного снаряжения;
9. рассчитать остойчивость обоих судов;
10. принять меры к уменьшению рыскливости буксируемого судна;
11. подкрепить корпус, надстройки, рубки, палубные устройства;
12. произвести герметизацию объекта, буксируемого без экипажа;
13. предусмотреть способы по борьбе за живучесть судна и меры по снятию людей с объекта.
Типы буксирных судов
Типы буксирных линий
Буксировка одного судна другим осуществляется посредством буксирной линии. Буксирная линия может быть однородной – буксирный трос, и комбинированной (неоднородной) – синтетический трос + якорная цепь; стальной трос + якорная цепь; синтетический + стальной трос; трос + якорь + якорная цепь. Кроме того, неоднородная линия может быть симметричной и несимметричной.
Буксирную линию следует рассматривать с точки зрения обеспечения безопасности движения судов при волнении, при этом выделяют: x – расстояние между судами; l – длина буксирной линии; f – стрелка провеса буксирной линии.
Существует несколько методов расчета буксирной линии. Различаются они наличием или отсутствием возможности выбора элементов буксирной линии (подготовка к буксировке проводится в порту – выбор возможен; в открытом море: выбор элементов буксирной линии невозможен – используют то, что имеется).
Если выбор элементов буксирной линии возможен, то при ее расчете за исходную величину принимают максимальный упор винта, а методика расчета такова:
. определяют тягу на гаке на тихой воде и при штормовом ветре и волнении;
· определяют разрывное усилие элементов буксирной линии умножением тяги на гаке на коэффициент запаса прочности;
· по разрывному усилию, используя справочники, определяют элементы буксирной линии;
· определяют длину буксирной линии;
· определяют расхождение судов при выбранной буксирной линии для тяги на гаке в нормальных условиях и при нагрузке, равной половине разрывного усилия буксирной линии;
· определяют расхождение судов при выбранной буксирной линии для тяги на гаке в штормовых условиях и при нагрузке, равной половине разрывного усилия буксирной линии;
· сравнивают «игру» линии с высотой волны.
Если выбор элементов буксирной линии ограничен, то при ее расчете за исходную величину принимается прочность троса, и методика расчета следующая:
· выбирают длину буксирной линии, исходя из длин тросов (элементов), имеющихся на судах;
· определяют случайную нагрузку на буксирную линию и рабочую нагрузку. Случайная нагрузка – это ½ разрывного усилия буксирного троса. Рабочая нагрузка – через коэффициент запаса прочности (разрывное усилие троса делят на коэффициент);
· определяют расхождение судов при обоих видах нагрузки на буксирную линию, сравнивая значения расхождения с высотой волн в районе плавания.
Способы крепления буксирного каната
1. Крепление буксирного троса на кнехтах
2. Крепление браги за полуют
3. Крепление буксирного троса к якорной цепи
4. Брага на судне с полубаком
5. Крепление буксирного троса за становой якорь
6. Крепление буксирного троса при буксировке во льду за ледоколом
7. Соединение буксирной линии, состоящей из тросов и цепей