Управление судами при буксировке

Управление судами при буксировке следует рассматривать с момента начала их движения. Особенности управления судами при буксировке необходимо делить на три момента: начало движения, непосредственно буксировка, остановка движения (окончание буксировки).

Начало движения:

· разгоняться постепенно с небольшим ускорением, т. к. при движении с большим ускорением могут возникнуть в буксирной линии чрезмерные усилия;

· после того, как буксирный трос начнет обтягиваться – застопорить машину, а потом постепенно увеличивать скорость до скорости буксировки;

· расчетную длину буксирной линии установить после выхода на достаточную глубину;

· после набора расчетной скорости буксировки осмотреть буксирное устройство.

Буксировка:

· на обоих судах вахта для наблюдения за работой буксирного устройства;

· предусмотреть возможность экстренной отдачи буксирного троса;

· не располагать курс по волне или против волны – максимальное влияние орбитального движения обоих судов на усилия в буксирной линии;

· длину буксирной линии необходимо иметь такую, чтобы оба судна одновременно всходили на волну и спускались с нее;

· длину буксирной линии необходимо иметь такой, чтобы рыскание буксируемого судна было минимальным, при этом: чем больше скорость буксировки, тем больше рыскание буксируемого судна; чем короче буксирный трос, тем порывистее рыскание; чем длиннее буксирный трос, тем дальше отходит буксируемое судно от курса, но рыскание не порывистое, что позволяет рулевому удерживать судно на курсе;

· увеличение расхождения судов может достигаться уменьшением скорости буксировки, однако при этом следует помнить, что уменьшение скорости буксировки приводит к ухудшению управляемости обоих судов;

· изменять курс относительно фронта волны следует с уменьшением скорости, чтобы не привести к увеличению бортовой качки;

· курс буксируемого судна располагать по кильватерной струе, при изменении курса – держаться ее наружной кромки;

· не проводить резких и больших изменений курса;

· уменьшать длину буксирной линии при плавании на мелководье.

Остановка движения:

· при экстренной остановке буксировщика следить за тем, чтобы не произошло навала на него;

· при временной остановке на большой глубине необходимо иметь в виду, что могут сблизиться друг с другом под действием веса буксирной линии;

· при подходе к месту отдачи буксирного троса (к месту окончания буксировки) необходимо постепенно снизить скорость;

· отдачу буксирного троса производить там, где глубина позволяет ему лечь на грунт;

· отдачу буксирного троса на большой глубине производить на ходу и осуществлять ее на буксировщике;

· отдачу буксирной линии производить тогда, когда масса ее оставшейся части будет такой, что подъемные устройства на буксируемом судне будут способны выбрать ее из воды.

Особые случаи буксировки

Буксировка лагом:

· в закрытых акваториях;

· на тихой воде;

· при перегрузке груза в открытом море;

· наличие хорошей кранцевой защиты;

· как можно туже обтянуть швартовы (шпринги и прижимные).

Буксировка толканием:

· практически отсутствует сопротивление буксировщика, поскольку он располагается в попутном потоке буксируемого судна;

· отсутствует буксирная линия;

· сопротивление буксируемого судна (баржи) уменьшается из-за отсутствия набрасываемой струи;

· возрастает устойчивость на курсе;

· увеличивается скорость буксировки;

· обеспечивается безопасное плавание на взволнованном море

Применение: в основном ББС (лес, навалочные, насыпные, контейнеры, нефтепродукты).

Буксировка морских лихтеров:

· морские лихтера имеют буксирное устройство, рассчитанное на буксировку их морем;

· буксировка без экипажа предусматривает особое крепление буксирной линии, уменьшающее рыскливость (как можно дальше вперед от ЦТ судна);

· создание дифферента на корму;

· обеспечить огни согласно МППСС-72

Буксировка плавучих сооружений:

· подготовка к буксировке по заранее составленному плану;

· буксирная линия составная;

· применение нескольких буксиров;

· применение буксирных волокуш, уменьшающих рыскание, или вспомогательных буксиров;

· уменьшение буксирной линии при прохождении узкостей и при входе в порт.

Буксировка плотов-сигар:

· применяется очень редко;

· особенность – небольшое возвышение над водой;

· небольшая скорость буксировки;

· малая продольная прочность плота;

· сложности с буксировкой в штормовую погоду.

Буксировка аварийных судов:

· аварийное судно без экипажа – затруднена подача буксирного троса;

· в зависимости от повреждения – особенности буксировки (кормой, рыскливость – при повреждении рулевого комплекса);

· винт застопорить, что способствует устойчивости судна на буксире.

Наши рекомендации