I. РИФМА мужская, женская, дактилическая.

- При мужской рифме ударение падает на последний слог в строке:

Молчи, бессмысленный народ.

Поденщик, раб нужды, забот.

Динамичность, резкость звучания.

- При женскойударный слог – предпоследний:

Его пример – другим наука,

Но боже мой, какая скука…

Рифма более плавная, более мягкая, чем мужская.

- При дактилическойрифме ударение падает на третий слог от конца:

И, медленно пройдя меж пья-ны-ми,

Всегда без спутников, одна,

Дыша духами и тума-на-ми…

II. РИФМА обычная, точная и богатая.

Если в рифмующихся словах согласные перед ударным гласным не совпадают, то рифма считается обычной:

Белеет парус одиНокой

В тумане моря голуБом!

Что ищет он в стране даЛёкой?

Что кинул он в краю родНом?

- Если совпадают – точной:

Зима. Что делать нам в деревне? я встреЧаю

Слугу, несущего мне утром чашку Чаю

Вопросами: тепло ль? утихла ли меТель?

Пороша есть иль нет? и можно ли посТель

Покинуть для седла.

- Богатаярифма – это точная рифма, при которой рифмуются разные части речи.

Светит месяц, ночь ясна,

Чарка выпита до дна.

III. СКВОЗНАЯ РИФМА – рифма, неоднократно повторяющаяся в стихотворении.

РИФМОВКА– расположение рифм в СТРОФЕ.

СТРОФА– это несколько стихотворных строчек, объединённых общей СИСТЕМОЙ РИФМОВКИ и обычно выражающих законченную мысль.

Наиболее распространённой строфой является четверостишие (катрен).

Виды РИФМОВКИ в четверостишии:

1. Перекрёстная:

Хоть тяжело подчас в ней бремя, a

Телега на ходу легка; b

Ямщик лихой, седое время, a

Везёт, не слезет с облучка. b

2. Парная (смежная):

Мы вольные птицы, пора, брат, пора, a

Туда, где за тучей белеет гора, a

Туда, где синеют морские края, b

Туда, где гуляем лишь ветер… да я! b

3. Кольцевая (опоясывающая):

Любовь и дружество до вас a

Дойдут сквозь мрачные затворы, b

Как в наши каторжные норыb

Доходит мой свободный глас.a

Более редкие строфы:

- терцет – трёхстишие; терцины – строфическая форма трёхстиший, расположенных в таком порядке: aba bcb cdc и так далее. Терцинами написано стихотворение Пушкина «В начале жизни школу помню я».

В начале жизни школу помню я;a

Там нас, детей беспечных, было много;b

Неровная и резвая семья.a

Смиренная, одетая убого,b

Но видом величавая жена c

Над школою надзор хранила строго. b

Толпою нашею окружена,c

Приятным, сладким голосом, бывалоd

С младенцами беседует она.c

- октава (8 строк).Октавами написана пушкинская «Осень»:

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает a

Последние листы с нагих своих ветвей;b

Дохнул осенний хлад, дорога промерзает.a

Журча ещё бежит за мельницу ручей b

Но пруд уже застыл; сосед мой поспешаетa

В отъезжие поля с охотою своей,b

И страждут озими от бешеной забавы,c

И будит лай собак уснувшие дубравы.c

- сонет (14 строк):

- классический итальянский сонет: два катрена, два терцета (4+4+3+3):

СОНЕТ

Суровый Дант не презирал сонета;a

В нём жар любви Петрарка изливал;b

Игру его любил творец Макбета;a

Им скорбну мысль Камоэнс облекал.b

И в наши дни пленяет он поэта;a

Вордсворт его орудием избрал,b

Когда вдали от суетного светаa

Природы он рисует идеал. b

Под сенью гор Тавриды отдалённойc

Певец Литвы в размер её стеснённыйc

Свои мечты мгновенно заключал.b

У нас его ещё не знали девы,d

Как для него уж Дельвиг забывалb

Гекзаметра священные напевы. d

(Пушкин)

Стройная композиция: каждый катрен облекает законченную мысль. В первых двух катренах сонета сквозные рифмы. Слово, один раз употреблённое в сонете, не должно в нём повторяться.

- шекспировский сонет – одна из многочисленных вариаций на тему классического сонета (4+4+4+2):

Уж если ты разлюбишь, - так теперь,

Теперь, когда весь мир со мной в раздоре.

Будь самой горькой из моих потерь,

Но только не последней каплей горя!

И если скорбь дано мне превозмочь,

Не наноси удара из засады.

Пусть бурная не раз родится ночь

Дождливым утром – утром без отрады.

Оставь меня, но не в последний миг,

Когда от мелких бед я ослабею.

Оставь сейчас, чтоб сразу я постиг,

Что это горе всех невзгод больнее.

Что нет невзгод, а есть одна беда –

Твоей любви лишиться навсегда.

В русской поэзии встречаются как традиционные строфы, так и оригинальные. Оригинальной онегинской строфой (14 строк) написан пушкинский роман в стихах:

Мой дядя самых честных правил, a

Когда не в шутку занемог,b

Он уважать себя заставилa

И лучше выдумать не мог.b

Его пример другим наука;c

Но, боже мой, какая скукаc

С больным сидеть и день и ночь,d

Не отходя ни шагу прочь!d

Какое низкое коварствоe

Полуживого забавлять,f

Ему подушки поправлять,f

Печально подносить лекарство,e

Вздыхать и думать про себя:g

Когда же чёрт возьмёт тебя!g

Три катрена, в каждом из которых собственная система рифмовки, и двустишие.

Наши рекомендации