Вставь вкладыши в рамки на ощупь.
9. Разложи рамки и вкладыши по сортам.Задание это несложное, но предлагать его можно детям, которые хорошо считают до десяти и знают, что такое угол, треугольники, шестиугольники. "Сорт" определяется числом углов в фигуре.
Когда рамки будут разложены, то же проделать со вкладышами.
"Сложи квадрат" (СК)
Возраст: с двух лет.
Цель: развитие цветоощущения; усвоение соотношения целого и части; формирование логического мышления и умения разбивать сложную задачу на несколько простых.
Как сделать игру.Для игры нужно приготовить тридцать шесть разноцветных квадратов размерами 80x80 мм. Оттенки цветов должны заметно отличаться друг от друга. Разрезав квадрат, нужно на каждой части написать его номер (на тыльной стороне) и только потом брать следующий квадрат. Должно получиться восемьдесят пять разноцветных кусочков картона.
Задания к игре.
1. Разложить кусочки квадратов по цвету."Злая фея" перемешала все кусочки квадратов, и теперь никто не может разобраться. Для того чтобы помочь, надо: а) перевернуть кусочки квадратов лицевой стороной вверх; б) разложить кусочки квадратов кучками по цвету и назвать цвета; в) уложить кусочки квадратов в конверты. 2. Разложить кусочки квадратов по номерам: а) перевернуть кусочки квадратов тыльной стороной вверх; б) разложить кусочки квадратов по номерам; в) разложить пустые конверты по порядку; г) уложить кусочки квадратов в соответствующие конверты. 3. Сложить из кусочков целый квадрат (см. рис. 33—35): а) разложить кусочки квадратов кучками по цвету; б) сложить из кусочков целый квадрат (такого же размера, как неразрезанный образец СК-1). 4. Кто быстрее сложит квадраты? Здесь малыши учатся не только делать что-то быстро, но и находить кратчайший путь решения задачи.
5. Придуматьновые квадраты.
"Сложи узор" (СУ)
Возраст: с полутора лет.
Цель: развитие пространственного воображения, аккуратности, внимания, графических способностей, умения анализировать, синтезировать и комбинировать.
Каксделать игру. Для игры нужны шестнадцать деревянных кубиков с ребром 30 мм. Кубики надо окрашивать следующим образом: передняя грань — белая; задняя грань — желтая; правая грань — синяя; левая грань — красная; верхняя грань — желто-синяя; нижняя грань — красно-белая. Узоры-задания удобно делать на чертежной бумаге, на отдельных листах
Как играть.Игра состоит из трех разных видов заданий: 1) сложить из кубиков точно такой же узор, как на узоре-задании; 2) зарисовать в тетрадь узор, сложенный из кубиков; 3) придумать новые узоры.
Игру можно немного усложнить следующим образом: поменять цвета на узорах-заданиях (вместо узора из красно-белых граней попросить сложить желто-синий узор и т.п.). Для малышей это будет новое задание. Когда есть несколько комплектов игры "Сложи узор", можно организовать соревнование.
"Точечки" (Т)
Возраст: с двух лет.
Цель: развивать математическое мышление, обучать навыкам классификации, счета и нумерации.
Как сделать игру. Взять листы красной, желтой, зеленой и белой бумаги и начертить на каждом из них по 11 квадратов (60x60 мм). Затем на квадратах (кроме белых) нарисовать точки (черные кружки). Величина точек должна быть не менее 5 мм диаметром. Причем, на красных квадратах точки нужно расположить линейно, на желтых — по треугольнику, а на зеленых — по окружности и в центре. На белых квадратах надо нарисовать цифры. Квадраты должны получиться четырех видов: красные, желтые, зеленые с черными точками и белые с черными цифрами.
Задания к игре.
1. Разложить квадраты по цвету. Высыпать квадраты на стол, а малышу сказать: "Давай наведем порядок в квадратах!" (лучше на фоне какой-нибудь сказочной ситуации). Для этого надо: а) перевернуть все квадраты лицевой стороной кверху, чтобы видны были точки; б) собрать вместе квадраты одного цвета, чтобы вышло четыре стопки; в) разложить квадраты в 4 ряда, чтобы каждый ряд был одного цвета. 2. Разложить квадраты по порядку: а) по цвету (рядами); б) вынуть из каждого ряда квадрат без точки; в) рядом с квадратами без точек положить квадраты с одной точкой (того же цвета). 3. Разложить красные квадраты по порядку(сколько сможет ребенок). 4. Разложить все квадраты по порядку.а) где лежит квадрат с пятью (шестью, семью, восемью и т.д.) точками? б) кто сумеет положить рядом квадраты с цифрами и квадраты с точками по порядку? в) кто быстрее разложит все квадраты по порядку? 5. Сколькозеленых (красных, желтых, белых) квадратов в одном ряду?Из коробки нужно убрать желтый квадрат без точки и два зеленых (без точки и с одной точкой). В каком ряду их больше? 6. Сколько точекна пяти первых зеленых квадратах (на пяти желтых, красных)? Сколько точек на шести, семи, восьми, девяти квадратах? 8. Чему равна сумма чисел на квадратах с числами?Если вспомнить задание 6, то можно, почти не считая, сразу сказать результат, потому что вместо счета единицами можно считать десятками. Но к такому способу обязательно надо прийти после обычного пересчета, чтобы видна была разница в обоих способах. Идеально, если ребенок сам доходит до идеи счета десятками, но это уже зависит от взрослых: сумеют ли они рядом заданий игры и своими вопросами привести его к такой мысли или нет. 9. Сколько точек в 3 рядахквадратов? Задания 8 и 9 помогают выработать навык быстрого и безошибочного счета, который потом можно использовать в самых разных случаях, причем безошибочность является не менее ценным преимуществом, чем быстрота работы. 10. Что одинаковогов квадратах одного ряда? Такой вопрос можно задать после обычного "разложи по порядку" и отметить, что выделит ребенок из имеющейся в ряду общности (одинакова форма всех карточек, размер квадратов, цвет, материал, цвет и размер точек на карточках, порядок размещения точек на карточках и т.п.). Что одинакового в карточках всех четырех рядов? 11. Можно ли разложить все цветные квадраты в стопки по десять точек в каждой? По девять точек в каждой (отложив в сторону лишь квадраты с 10 точками)? По пятнадцать точек в каждой? Сколько таких стопок получится? 12. Есть ли в игре 2 совершенно одинаковых квадрата? Какая разница между квадратами одного ряда? Чем отличаются квадраты всех трех рядов (цветом каждого ряда, количеством точек в квадратах одного ряда, расположением точек на квадратах разных рядов и др.)? 13. Придумать новые задания.
"Уникуб" (У)
Возраст: с двух лет.
Цель: развить пространственное мышление, научить аккуратности, предусмотрительности, привить навыки точности.
Как сделать игру. В комплект игры входят двадцать семь кубиков с ребром 30 мм. 1. Сложить кубики в куб 3x3x3; 2. Пометить красным карандашом все шесть сторон куба, ставя черточку на каждой из пятидесяти четырех граней (рис. 54). Помечая "дно" куба, постарайтесь его не рассыпать; 3. Поднять сразу весь верхний слой из девяти кубиков и, не рассыпая, отложить его в сторону. Пометить открывшиеся грани следующего слоя синим карандашом. Потом снять второй слой и пометить грани третьего слоя. Аккуратно положить слои обратно, чтобы восстановить исходный куб. Теперь проделать те же операции в двух других плоскостях (убирать передние и боковые слои кубиков). В результате должно получиться пятьдесят четыре синих грани; 4. Желтые грани можно не помечать, их будет тоже пятьдесят четыре. Только после разметки можно рассыпать кубики и приступить к их окраске. Тона красок должны совпадать с цветом рисунка-задания. Кубики лучше окрашивать нитрокрасками или масляными техническими красками. Художественные масляные краски нужно разбавлять бесцветным масляным лаком (техническим), иначе они долго сохнут. Для того чтобы краска не попала на соседнюю грань, кисть при окраске надо двигать только от центра кубика к ребру, но не вдоль ребра и не от ребра к центру. После того как кубики высохнут, следует проверить, правильно ли они окрашены: сложить кубики в куб 3x3x3 так, чтобы наружные грани были красными, а внутренние грани разъема — синими или желтыми (см. рис. 54). Задание к "Уникубу" (рис. 55—65). У-1,2,3. Сложить кубики в коробку. Кубики нужно уложить рядами в коробку и закрыть крышку. Задание перед ребенком можно поставить и так: "Сложи кубики в коробку, чтобы все ряды были красными". Останется один кубик без красных граней, который можно положить, например, в середи-ну последнего ряда. У-4,5,6. Сложить кубики так, чтобы донышко было синим, серединка — желтой, а верх — красным. У-7. Сложить красный поезд, как показано на рисунке. Длина поезда не имеет значения. Главная трудность — одновременно следить за двумя-тремя плоскостями и отбирать подходящие кубики с соответствующими гранями. Если раньше малыш выполнял задание "Сложи узор", то это будет для него сравнительно легко. Если он сделает красными только крыши вагонов, а стенки у некоторых вагонов окажутся другого цвета, похвалите его: "Хорошо маляры покрасили крыши — все красные. А теперь посмотрим, как маляры покрасили стенки..." И проведите указательным пальцем вдоль Поезда. Остановитесь у вагона со стенкой другого цвета и скажите: "Интересно, нужно ли послать этот вагон в перекраску?" У-8. Сложить синюю колонну. Только две боковые грани будут синими. У-9. Сложить желтую квадратную коробку. Малыш должен решить, какие кубики надо взять, чтобы четыре боковые грани были желтые. У-10. Сложить синюю квадратную площадку из девяти кубиков. Все четыре боковые грани должны быть синими. У-11. Сложить желтую квадратную площадку из шестнадцати кубиков. Все грани, кроме нижней, должны быть желтыми. Советы.Прежде чем дать ребенку "Уникуб", поиграйте в него сами. Попробуйте на время сложить из двадцати семи кубиков куб одного цвета (У-39). Когда куб будет готов, убедитесь, что дно у него окрашено в тот же цвет. Если вам удалось с первой попытки сложить куб за две минуты — у вас хорошо развитое пространственное воображение. А если есть ошибка, то найти ее непросто —хорошая "система контроля". Попробуйте выполнить и другие задания, чтобы знать, сможет ли с ними справиться малыш. Задания можно давать детям в виде рисунка и в устной форме. Играть в "Уникуб" можно лишь при наличии полного комплекта из 27 кубиков, поэтому игру надо беречь. Лучше всего сделать отдельный комплект для каждого ребенка, а если в семье только один малыш — то два комплекта. При изготовлении второго комплекта можно немного изменить тон одного из цветов, чтобы легче было отличать комплекты друг от друга. Желательно, чтобы родители иногда играли вместе с малышом. Но при этом нужно не опережать малыша, а следовать за ним с небольшим отставанием, копируя его действия. Тогда лучше понятны находки, открытия и удачи ребенка. Их обязательно нужно отметить. Желательно вести запись достижений ребенка. А в семье, где несколько детей, можно на стене повесить таблицу, куда записывать результаты каждого. Признаком хорошего овладения игрой служит не только умение выполнять сложные задания, но и сокращение затрачиваемого на их выполнение времени. Для оценки выполнения задания У-39 школьниками и взрослыми можно предложить такие критерии: 1,5—2 минуты — удовлетворительно; 1,0—1,5 — хорошо; быстрее минуты — отлично. Для задания У-51, являющегося значительно сложнее всех предыдущих, можно предложить такие оценки: 15—10 минут — удовлетворительно; 10—5 минут — хорошо; 5—3,5 минуты — отлично; быстрее 3,5 минут — блестяще.
Игры В.Воскобовича.
1. Геоконт.
2. Прозрачный квадрат. Прозрачная цифра.
3. Волшебный квадрат.
4. Цветовые часы.
Кулагина. Учить логически мыслить. Д.В. № 11, 1994
Целевые ориентиры | Развитие пространственного и геометрического мышления, внимания, памяти. |
Материал | Квадраты из бумаги, ножницы, схемы, бумага в клетку, карандаш. |
Игровая технология | |
1 этап | Практическая работа с квадратом: складывание, вырезывание, знакомство с понятиями внешний угол, внутренний угол, внешняя сторона, внутренняя сторона. Дети делают различные виды срезов, разворачивают, отмечают, какая фигура получилась. Затем квадраты выложить, рассмотреть, где какую часть срезали. |
2 этап | Знакомство с изображением срезов на схеме: срезать сначала практически, затем сопоставить со схемой. |
3 этап | Угадывание разворота по срезу с помощью схем. В случае затруднения – возврат к практическим действиям. |
4 этап | Знакомство с другим способом складывания (по диагоналям), практическое выполнение срезов, анализ результатов. Знакомство со схемой изображения. |
5 этап | Угадывание разворота по срезу у квадратов, сложенных по- разному. |
6 этап | Угадывание среза по развороту. |
7 этап | Зарисовка срезов и разворотов в тетрадях или на клетчатых листах. Педагог показывает срез – дети рисуют возможный разворот, и наоборот. |