Его измерения с помощью условной меры.

Основная задача обучения – формирование представлений об общих способах измерения. При измерении объемов используются те же общие правила, что и при измерении линейных величин, и добавляются новые, адекватные данным веществам.

Работа с детьми ведется поэтапно. Учить измерять и сравнивать объемы можно параллельно с работой по измерению линейных величин или методом погружения.

I ЭТАП. Обучение уравниванию веществ по объему.

а) в два одинаковых прозрачных сосуда наливаем одинаковое количество воды и спрашиваем у детей: «Одинаковое ли количество воды в стаканах?». Ориентируясь по уровню, дети говорят «да». Затем воду из одного стакана переливаем в другой сосуд (н-р, ниже и шире) на глазах у детей и опять повторяем вопрос. Если дети говорят «да», то переходим к следующему заданию. Если нет, то на время работу прекращаем.

       
  его измерения с помощью условной меры. - student2.ru   его измерения с помощью условной меры. - student2.ru

б) в два одинаковых прозрачных сосуда наливаем разное количество воды и вновь задаем тот же вопрос; дети отвечают отрицательно, и тогда мы ставим перед ними проблему: как уровнять воду в стаканах? Для решения задачи предлагаем оборудование в следующей последовательности:

- кастрюля с водой и кружка (необходимо долить воду из кастрюли с помощью кружки в тот стакан, где воды меньше);

       
  его измерения с помощью условной меры. - student2.ru   его измерения с помощью условной меры. - student2.ru

- кастрюля без воды (вылить воду из того стакана, где воды больше, в кастрюлю, чтобы уровнять);

 
  его измерения с помощью условной меры. - student2.ru

его измерения с помощью условной меры. - student2.ru его измерения с помощью условной меры. - student2.ru - никаких дополнительных предметов (перелить воду из того стакана, где больше, в тот, где меньше).

его измерения с помощью условной меры. - student2.ru

II ЭТАП. Обучение измерению объемов с помощью условной меры.

его измерения с помощью условной меры. - student2.ru его измерения с помощью условной меры. - student2.ru его измерения с помощью условной меры. - student2.ru его измерения с помощью условной меры. - student2.ru его измерения с помощью условной меры. - student2.ru его измерения с помощью условной меры. - student2.ru Перед детьми ставится задача: определить, сколько гороха в мешочке. Сначала выслушать разные варианты определения количества (н-р, сосчитать горошины, взвесить). Затем можно рассмотреть заранее приготовленное оборудование: ложка, веревочка, стакан, палочка, блюдце и т.п.… В результате необходимо выбрать прозрачный стакан в качестве мерки. На первом занятии целесообразно будет высыпать горох в несколько одинаковых стаканов, так же как и при измерении линейных величин. Дети определяют, сколько стаканов понадобилось, и называют результат, именуя число.

Затем предлагается измерить объем только с помощью одной мерки (одного стакана). При этом обязательно обговариваются правила измерения:

1. мерка должна каждый раз наполняться одинаково (до половины, до краев, с горкой т т.д.)

2. после заполнения мерки высыпать ее содержимое в другую посуду и отложить фишку (назвать число)

3. подсчитать количество фишек и назвать результат, именуя число (н-р, 5 стаканов гороха).

Организуя работу, необходимо помнить, что

*** измерять необходимо сыпучие и жидкие вещества, чередуя их, чтобы дети научились выбору мерки

*** измерять одно и тоже вещество необходимо разными мерками для выработки обобщенных способов действий.

Возможные ошибки детей при измерении объемов: нет равномерности при наполняемости мерок; чем меньше остается измеряемого вещества, тем меньше наполняемость мерки; не сочетается счет и измерение (наполняют мерку – один, высыпают – два).

Как прием работы, можно использовать алгоритм в картинках, с помощью которого закрепляются основные правила измерения.

III ЭТАП. Сравнение веществ по объему разными способами.

1. Сначала предлагаем вещества в одинаковой и разной по объему и размеру посуде с одинаковым и разным уровнем. Дети пытаются на глаз определить, где больше или меньше вещества. Для доказательства используем прием переливания в одинаковую посуду.

                                       
  его измерения с помощью условной меры. - student2.ru   его измерения с помощью условной меры. - student2.ru   его измерения с помощью условной меры. - student2.ru   его измерения с помощью условной меры. - student2.ru   его измерения с помощью условной меры. - student2.ru   его измерения с помощью условной меры. - student2.ru   его измерения с помощью условной меры. - student2.ru   его измерения с помощью условной меры. - student2.ru   его измерения с помощью условной меры. - student2.ru
                  его измерения с помощью условной меры. - student2.ru
 

его измерения с помощью условной меры. - student2.ru его измерения с помощью условной меры. - student2.ru его измерения с помощью условной меры. - student2.ru его измерения с помощью условной меры. - student2.ru его измерения с помощью условной меры. - student2.ru его измерения с помощью условной меры. - student2.ru его измерения с помощью условной меры. - student2.ru его измерения с помощью условной меры. - student2.ru его измерения с помощью условной меры. - student2.ru его измерения с помощью условной меры. - student2.ru

2. Затем предлагается следующее упражнение, в котором воспитатель выполняет действия за ширмой.

- имеется два пустых стакана (показать их детям и спрятать за ширмой так, чтобы дети не видели стаканов, но видели действия воспитателя), влить в первый стакан 3 части воды, во второй – одну), спросить, где больше? Дети без труда ответят на вопрос, проверить, убрав ширму;

- влить в первый стакан 6 частей воды, во второй – 7, спросить, где больше; скорее всего, дети затруднятся ответить, так как различие невелико и не фиксируется умение считать; убрать ширму, проверить; обсудить;

- предложить детям то же упражнение, только попросить откладывать фишки (считать) и на этой основе, сравнивая числа, определить, где больше воды.

3. В итоге предлагаются вещества, помещенные в непрозрачную посуду, дети должны предложить различные способы определения того, где больше и на сколько, при этом активно используется измерение и сравнение чисел.

IV ЭТАП. Освоение функциональной зависимости между объектом, средством и результатом измерения.

Необходимо продумать задания для понимания этой зависимости: измерять различными по объему мерками один и тот же объем вещества, выяснить, почему числа получились разными. Для осознания этой связи можно предложить устные задачи:

*** сколько кукол можно накормить кашей, если для каждой порции нужна одна ложка крупы?

*** скольким покупателям хватит сахарного песка, если каждому продавать по два стакана?

*** скольких детей можно угостить соком, если каждому давать по полстакана?

Наши рекомендации