В умственном развитии детей.
РОЛЬ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
ВЗГЛЯДЫ НА МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
ДЕТЕЙ ПЕДАГОГОВ XVI – XIX ВЕКОВ.
Педагог. Книга. | Содержание обучения. | Методические подходы. |
Я.А.Коменский. Материнская школа. 1592 – 1670 г.г. | * Счет до 5, до 10, до 20. *Сравнение чисел. *Различение четных - нечетных чисел. *Различение размеров: большой - маленький, длинный - короткий, широкий - узкий. *Различение геометрических фигур: круг, линия, крест. *Знакомство с мерами: дюйм, четверть, пядь. *Измерение, сравнение величин. | Использование природного материала. Постепенность («ничто не воспринимается с таким трудом как число»). Выполнение практических действий. Понимание выполняемых действий. Обучение с трех лет. Обучение в игре и через игру. |
И.Г.Песталоцци. Как Гертруда учит своих детей. 1746 -1827 г.г. | *Освоение счета, образования числа, арифметических действий. *Изучение состава числа из единиц. | Осознание реальных отношений, которые являются основой всякого вычисления. Широкое использование наглядности. Многократные повторения, упражнения. |
К.Д.Ушинский. О первоначальном обучении счету. 1824 – 1871 г.г. | *Счет до 10 вперед и назад. *Знакомство с дробными числами. *Счет парами, по 4, по 5, по 8, по 10. *Знакомство с понятием «половина». *Освоение арифметических действий. | Постепенность и последовательность обучения на основе прочного усвоения прежнего материала. Применение полученных знаний на практике. Использование конкретной наглядности (природный, дидактический материал). Формирование навыков (свободное пользование действиями). |
Л.Н.Толстой. Азбука. 1872 г.. | *Счет до 100 в прямом и обратном порядке. *Устное сложение и вычитание, умножение и деление. | Понимание выполняемых действий, осознанное освоение арифметики. Обучение осторожно, не торопясь. Не зубрежка, а объяснение каждого действия. Избегать упрощений и сообщений правил, активизация мысли ребенка. |
Ф.Фребель. Воспитание человека. 1782 – 1852 г.г. | *Обучение счету. *Группировка однородных предметов. *Рассматривание и созерцание чисел. *Ознакомление со свойствами разных материалов – сенсорное развитие (глина, песок, вода, бумага). *Развитие мелкой моторики (плетение, проколы, вырезывание, раскрашивание). *Знакомство с геометрическими фигурами и геометрическими телами. *Развитие навыков конструирования, пространственного моделирования (использование полуколец). | Видеть мир в гармонии и красоте. Учиться у природы. Наблюдение за окружающим, понимание и наблюдение числа. Использование природных материалов. Соединение действия и слова. Активные действия самого ребенка. Прочное освоение знаний на основе многократных повторений. Отсутствие зубрежки. |
М.Монтессори. Дом ребенка. 1870 – 1952 г.г. | *Изучение нумерации, счет предметов. *Освоение арифметических действий и состава числа через размен денег (сольдо). *Сравнение длин. *Сравнение чисел. | Использование жизненных ситуаций в процессе обучения. Знакомство с монетами и действиями с ними. Использование специальных дидактических средств и специальной среды: бруски с цветными делениями, счетные ящички, цветные бусы и др.. Многократное повторение упражнений. Использование различных анализаторов для выявления свойств предметов. |
ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
МЕТОДИКА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
ОБ ОБЪЕМЕ ЖИДКИХ И СЫПУЧИХ ВЕЩЕСТВ И СПОСОБАХ
ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ
Год жизни
Учить различать контрастные части суток: утро – вечер, день – ночь; затем смежные: утро – день, вечер – ночь.
Год жизни
1. Учить свободно ориентироваться в контрастных и смежных частях суток.
2. Учить выделять последовательность частей суток и правильно определять "вчера", "сегодня", "завтра".
Год жизни
1. Учить последовательно называть дни недели, какой был вчера, сегодня, завтра.
2. Дать представление о сутках.
3. Учить выделять временные отношения (до – после, скоро, давно, было, будет, долго, не долго, быстро – медленно, раньше, позже, сначала, потом, теперь, сейчас).
Год жизни
1. Учить называть месяцы года, знать их последовательность.
2. Продолжать развивать "чувство времени".
3. Учить измерять длительность выполнения различных действий с помощью часов.
3. МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
С ЧАСТЯМИ СУТОК.
В дошкольном возрасте дети учатся различать части суток по различным показателям, которые можно разделить на две группы:
· объективные: положение солнца, сила освещенности земли, неба, различная окраска окружающего мира
· субъективные: а) постоянные – приход в д/с, зарядка, завтрак, обед, сон и т.д. б) вариативные – игра, умывание, одевание, раздевание, прогулка и т.д.
Особенности овладения навыком различения частей суток:
1. Неравномерность в овладении названиями частей суток. Слова "утро" и "ночь" дети осваивают раньше всего, т.к. чаще их слышат, границы этих частей суток более определенны, деятельность более однообразна. Словами "утро" и "ночь" дети стремятся называть все части суток.
2. Соотнесение показателей частей суток с собственным опытом жизнедеятельности. Дети заменяют названия частей суток называнием видов деятельности (когда мы занимались).
3. Отсутствие представлений, связанных с текучестью времени. Дети не имеют знаний о последовательности частей суток, определяют у суток постоянную точку отсчета "утро", не знают, что следует после ночи. Не понимают вопрос "когда?".
Младшая группа.
Основная задача: различение частей суток по субъективным показателям: собственная деятельность, опыт.
Приемы:
1. уточнить знания детей в беседах, разговорах, фиксировать внимание на наиболее ярких событиях в каждую часть суток
2. рассматривание иллюстраций с изображением деятельности детей: "Что дальше?", "Что сначала, что потом"
3. игры с предметами, картинками "Когда это нужно?"
4. словесные игры "Узнай по описанию", "Когда это бывает?"
5. чтение художественной литературы
Средняя группа.
Основная задача: уточнить знания о частях суток, учить их различать на основе знаний о деятельности взрослых, по объективным показателям; сформировать представление о последовательности частей суток, дать представление о сутках.
Приемы:
1. беседы, разговоры о деятельности людей в разное время суток
2. наблюдение за объективными показателями
3. рассматривание иллюстраций с деятельностью людей и природными показателями
4. игры с картинками "Когда это бывает?", "Разложи по порядку"
5. моделирование (цветные квадратики), выстраивание моделей по порядку от любой части суток, обобщение понятия "сутки"
6. игры с моделями "Продолжи ряд", "Путаница", "Что пропало?", "Угадай по описанию"
7. формирование понятий "Вчера, сегодня, завтра" на основе фиксации яркого события, оживления его в памяти, рассматривание моделей
8. словесные игры "Подскажи словечко"
9. упражнения на уточнение представлений "быстро – медленно", "раньше – позже", "сначала – потом", "давно – скоро", "до – после"
10. игры – путешествия "В утро"…
Старшая группа.
Основные задачи: уточнить представление о сутках; сформировать представление о неделе, последовательности дней недели; начать работу по формированию представлений о календарном годе.
Календарь – система счисления продолжительных промежутков времени.
Приемы:
1. беседы с детьми с целью выявления имеющихся знаний: слышали, как по-другому называют выходные? (сб, вс), каждый день имеет свое название (сегодня …, вчера …, завтра … потом …)
2. чтобы запомнить названия дней недели и их порядок, используют специальный календарь (познакомить с круговой моделью недели). Поместить модель в уголок. Могут быть цифры или цвет.
3. каждый день вспоминать, какой день был вчера (цвет), какой сегодня
4. через неделю обобщить знания, уточнить порядок, ввести понятие "неделя" – 7 дней
5. игры "Лови, бросай, дни недели называй", "Неделя, стройся", Какой день пропал?", Что дальше?", "Найди соседей", "Узнай по описанию" (фиксировать внимание на постоянных видах деятельности)
6. беседа о порядковом номере дня недели, о названии дней
7. чтение художественной литературы
8. моделирование – спираль
9. расписание занятий по дням недели (в картинках)
10. работа с календарем (значение)
11. развитие "чувства времени"
12. последовательность событий (лента времени): малыш – подросток – юноша – мужчина – дедушка
4. ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ 6 – 7 ЛЕТ С КАЛЕНДАРЕМ.
В ДОУ необходима систематическая работа по ознакомлению детей с календарем. Это связано с тем, что
· При ее отсутствии у детей складываются отрывочные, неточные представления о календарном времени;
· Заучивание названий часто носит формальный характер и не связано с формированием понятий о длительности, текучести, необратимости времени;
· Систематическое ознакомление с календарем облегчит детям ориентировку в окружающей действительности, в распорядке жизни, будет способствовать формированию психологической готовности к занятиям.
В старшей группе дети готовы к знакомству с календарем, т.к. базой являются четкие знания о сутках и их продолжительности. На основе этого детей знакомят
1. с понятиями "вчера, сегодня, завтра"
2. с неделей (количество дней, их название, последовательность, цикл)
3. с месяцем (состоит из недель, определенное количество дней, цикл, соотнесение с временами года – по 3)
4. с годом (количество месяцев, цикл).
Основной дидактический материал – МОДЕЛЬ КАЛЕНДАРНОГО ГОДА (отрывной календарь). О его использовании говорила Ф.Н.Блехер.
Значение:
- дает наглядное представление о текучести времени, о смене дней, о необратимости времени;
- ожидание дает ребенку возможность почувствовать течение времени.
Модель представляет собой ящик, куда вкладываются листки календаря
м | е | с | я | ц | ы | |
м | е | с | я | ц | ы | |
н | е | д | е | л | и | |
1-7 8-14 15-21 22-28 29-31
Листки отрывного календаря помечаются полоской определенного цвета, т.е. каждый день недели имеет свой цвет.
Работу с календарем начинают с Нового года в старшей группе. Проводится вступительная беседа (Рихтерман, стр. 20, нов).
Приемы работы:
1. беседы (1 - вступительная, 2 – знакомство с неделей, 3 – знакомство с месяцем, 4 - итоговая по обобщению понятия "год", каждый месяц проводится еще по одной беседе. Чтобы показать. Что прошел месяц и сложить листки календаря в соответствующую ячейку).
2. соотнесение дней недели с конкретным видом деятельности (занятия и др.)
3. связывание названий дней недели с порядковым номером или содержанием
4. моделирование недели, месяца, года
5. дид. игры и игровые упражнения: "Неделя, стройся!", "Разложи по порядку" (от любого дня), "Назови день недели", "Узнай по описанию", "Найди соседей", "Какой день пропущен", "Что было, что будет" (стр. 21)
6. характеризовать любой день: месяц, число, день недели, н-р, 15 января, среда)
7. напоминание: какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра
8. соотнесение месяцев с временами года, с №п/п месяца
9. использование иллюстративного, литературного материала
5. РАЗВИТИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧУВСТВА ВРЕМЕНИ.
Значение развития чувства времени.
1. Развивает умение следить за своей деятельностью, рационально распределять её, ускорять или замедлять темп.
2. Приучает реагировать на сигналы через заданный промежуток времени.
3. Побуждает быть организованным, точным, беречь время.
4. Подготавливает к школе, где необходимо соблюдать общий темп и ритм работы.
Задачи работы.
1. Создавать специальные ситуации, заостряя внимание детей на длительности временных интервалов.
2. Познакомить с мерами времени и учить пользоваться часами.
3. Познакомить с тем, что можно сделать за определенный промежуток времени, учить следить по часам за временем.
4. Учить самостоятельно оценивать временные промежутки, рассчитывать свои действия и выполнять их в установленное время.
Содержание работы.
1. Ознакомление с временными интервалами в 1, 3, 5, 10 минут с помощью песочных часов, секундомера.
2. Обеспечение переживания длительности этих интервалов в разных видах деятельности.
3. Обучение умению выполнять работу в указанный срок, регулируя темп, оценивая объём работы.
Основные этапы работы.
1 ЭТАП.
Ознакомление с временным интервалом. Определение окончания срока выполнения работы по песочным часам (делать что-либо, контролируя себя):
a) Демонстрация 1, 3, 5 минут на секундомере, песочных часах; показать, где используются эти приборы
b) Беседа о том, что можно сделать за 1, 3, 5 минут
c) Практические действия детей: выполнять задание и следить по часам, закончить вовремя; показать зависимость результата от темпа работы
d) Усложнение: выполнять 3-5 заданий, каждое за 1, 3, 5 минут, сравнить результаты работы
2 ЭТАП.
Оценивание по представлению длительности интервала времени в процессе деятельности. Дети должны закончить работу, когда, по их мнению, пройдет заданный промежуток времени (тенденция к сокращению времени).
3 ЭТАП.
Предварительное планирование объёма деятельности на указанный отрезок времени на основе имеющегося представления о его длительности.
a) Самостоятельно наметить объём работы,
b) Спланировать во времени её выполнение,
c) Выполнить и оценить по часам (характерна переоценка сил).
4 ЭТАП.
Перенос умения оценивать длительность временных отрезков в жизнь (быт, занятия, игры).
a) Знакомство с часами (стрелки, расстояние, которое они пройдут)
b) «Четверть», «Половина»
c) Уточнение представлений о режиме, самостоятельное начало и конец какого-либо занятия (по часам): зарядка, занятие…
Виды работ:
1. Сложить узор из палочек
2. Сложить узор из геометрических фигур
3. Вырезать полоски, разрезать их на квадраты, треугольники, круги
4. Оригами
5. Рисовать по строчкам палочки, квадраты, треугольники, круги
6. Одевать (раздевать) куклу, одеваться самим
7. Лепить
8. Просто посидеть
9. Поливать цветы
10. Конструирование
11. Считать от любого числа
12. Пришивать пуговицы
13. Сцеплять скрепки
14. Чертить…
ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША.
Ребенок познает окружающий мир предметов и явлений в их разнообразных отношениях и связях: учится устанавливать связи между частями одного предмета, между разными вещами и внутри целой картины мира.
Эффективным средством формирования этих умений являются логико-математические игры, которые способствуют развитию не только ЭМП, но и логических структур мышления и умственных действий. Эти игры способствуют тому, что в игровой деятельности ребенок постепенно переходит от внешних практических действий с конкретными предметами к умственным действиям над свойствами предметов или отношениями между ними.
В этих играх используется специфический структурированный дидактический материал, позволяющий наглядно представить абстрактные понятия отношения между ними: БЛОКИ, СХЕМЫ, СИМВОЛЫ СВОЙСТВ.
Организация познавательной деятельности детей происходит таким образом, что сообщается то, что надо сделать, а сам способ действия дети открывают самостоятельно.
В играх с блоками дети учатся:
ü Сравнивать предметы на основе выделения их свойств, пользоваться логическими терминами "такой же", "не такой"
ü Образовывать множества предметов на основе общего свойства, обобщать предметы с помощью терминов "все", "ни один", "каждый"
ü Выделять часть множества (подмножество) и образовывать на этой основе частные и отрицательные суждения: "некоторые блоки желтые", "эти блоки не круглые"
ü Находить пересечение и объединение множеств, пользуясь терминами "и", "или"
ü Разбивать множество на классы
Комплект наглядного материала:
1. объемные блоки – 48 штук (4 формы, 3 цвета, 2 величины, 2 толщины)
2. плоские блоки – 24 штуки (4 формы, 3 цвета, 2 величины)
3. набор карточек – символов для обозначения свойств (наличие и отрицание)
4. наборы "жизненного материала"
5. схемы, таблицы для организации игр и упражнений
Для формирования у детей определенных логических структур используются три группы постепенно усложняющихся упражнений (Е.А.Носова. Логика и математика для дошкольников. – СПб, "Акцидент", 1996)
I. Для развития умения выявлять и абстрагировать свойства
II. Для развития умения сравнивать предметы по свойствам
III. Для развития способности к логическим действиям и операциям
Каждая группа представлена вариантами игр на развитие умения оперировать 1, 2 или 3(4) свойствами.
I II III I II III
Младший возраст Старший возраст
Выявление и абстрагирование свойств | Найди клад. Поручения. Кто быстрее соберет? Мышки – норушки. Запасы на зиму. Автотрасса. Выращивание дерева. Необычные фигуры. Где чей гараж? Научи Незнайку. Загадки без слов переводчики. |
Сравнение, классификация, обобщение | Дорожки. Построй цепочку. Мост через речку. Поезд. Домино. Поймай пару. Две дорожки. Второй ряд. Поймай тройку. У кого в гостях Винни-Пух и Пятачок? Покупки в магазине. Фабрика. Два правила. Дружат – не дружат. Угощения для медвежат. Архитекторы. |
Логические действия и операции | Помоги фигурам выбраться из леса. Найди выход. Готовим выставку. Оформим витрину. Построй дом. На свою веточку. Дерево. Муравьи. Раздели блоки – 1. Один обруч. Раздели блоки – 2. Помоги игрушке. Два обруча. Раздели блоки – 3. Подарки для трех поросят. Три обруча. Игры со шнурами. |
Игры с логическими блоками позволяют подвести детей к пониманию основ комбинаторики – области математики, в которой изучают комбинаторные задачи: это задачи, требующие перебора всех возможных вариантов или определения их количества.
В дошкольном возрасте дети решают комбинаторные задачи методом практического перебора:
F Как по-разному раскрасить флаг в зеленые и красные полосы?
F Есть три кубика: красный, синий, желтый. Сколько башенок из двух кубиков можно построить?
F Есть две кофточки и две юбочки. Сколько разных костюмов можно составить?
F Сколько разных лиц может получиться, если использовать два вида глаз, два вида волос и три вида губ? и др.
Литература: Поддъяков А. Развитие комбинаторных способностей. "Дошкольное воспитание", № 10, 2001 г. Стр. 90
«Сколько?»
Цель: развивать умение задавать вопросы, выделять свойства.
Описание игры:
Дети делятся на две команды. Воспитатель раскладывает блоки в любом порядке и предлагает придумать вопросы, начинающиеся со слов «сколько…». За каждый правильный вопрос – фишка. Выигрывает команда, набравшая большее количество фишек.
Варианты вопросов: сколько больших фигур? Сколько красных фигур в первом ряду? Сколько кругов? И т.д.
«Найди пару»
Цель: ознакомление с символами свойств, развитие зрительной памяти.
Материал: два комплекта карточек с символами свойств (без отрицания) – 22 штуки.
Описание игры:
Карточки перемешиваются и раскладываются «рубашкой» вверх по 6 карточек в ряду, в последнем ряду 4 карточки.
Правила: первый игрок переворачивает две любые карточки, если карточки одинаковые, берет их себе и делает еще один ход. Если разные – показывает всем и кладет на свое место «рубашками» вверх, стараясь запомнить, что изображено на карточках. Все дети внимательно следят за ходом игры, так как всем важно помнить, где лежит та или иная карточка. Затем второй игрок по одной берет две карточки… и делает дальше как первый. Выигрывает игрок, набравший больше, чем остальные, парных карточек.
Например,
ПАЛОЧКИ X. КЮИЗЕНЕРА —
СРЕДСТВО ПОЗНАНИЯ ЛОГИКИ И МАТЕМАТИКИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Р. Л. Непомнящая
Во всем мире широко известен дидактический материал, разработанный бельгийским математиком X. Кюизенером. Он предназначен для обучения математике и используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и кончая старшими классами школы. Палочки Кюизенера называют еще цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками, счетными палочками.
Основные особенности этого дидактического материала — абстрактность» универсальность, высокая эффективность. Палочки X. Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения числу и счету.
Числовые фигуры, количественный состав числа из единиц и меньших чисел — эти неизменные атрибуты монографического метода, как, впрочем, и идея автодидактизма, оказались вполне созвучными современной дидактике детского сада. Палочки легко вписываются сейчас в систему предматематической подготовки детей к школе как одна из современных технологий обучения.
Эффективное применение палочек X. Кюизенера возможно в сочетании с другими пособиями, дидактическими материалами (например, с логическими блоками), а также и самостоятельно. Палочки, как и другие дидактические средства развития математических представлений у детей, являются одновременно орудиями профессионального труда педагога и инструментами учебно-познавательной деятельности ребенка. Велика их роль в реализации принципа наглядности, представлении сложных абстрактных математических понятий в доступной малышам форме, в овладении способами действии, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений. Важны они для накопления чувственного опыта, постепенного перехода от материального к материализованному, от конкретного к абстрактному, для развития желания овладеть числом, счетом, измерением, простейшими вычислениями, решения образовательных, воспитательных, развивающих задач и т. д.
Палочки Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного. В мышлении ребенка отражается прежде всего то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами. Работа с палочками позволяет перёвести практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчетливое и в то же время достаточно обобщенное представление о понятии.
Возникновение представлений как результат практических действий детей с предметами, выполнение разнообразных практических (материальных и материализованных) операций, служащих основой для умственных действий, выработка навыков счета, измерения, вычислений создают предпосылки для общего умственного и математического развития детей.
С математической точки зрения, палочки — это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка как результат его самостоятельной практической деятельности («самостоятельного математического исследования»).
Использование «чисел в цвете» позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения.
К выводу, что число появляется в результате счета и измерения, дети приходят на базе практической деятельности. Как известно, именно такое представление о числе является наиболее полноценным.
С помощью цветных палочек детей также легко подвести к осознанию соотношений «больше—меньше», «больше—меньше на...», познакомить с транзитивностью как свойством отношений, научить делить целое на части и измерять объекты, показать им некоторые простейшие виды функциональной зависимости, упражнять их в запоминании состава числа из единиц и двух меньших чисел, помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления. организовать работу по усвоению таких понятий, как: «левее», «правее», « длиннее », «короче», «между », «каждый », «какой-нибудь», «быть одного и того же цвета», «быть не голубого цвета», «иметь одинаковую длину» и др. С помощью палочек Кюизенера можно еще в детском саду познакомить детей с арифметической прогрессией, своеобразной «цветной алгеброй», готовящей к изучению школьной алгебры.
Набор содержит 241 палочку; каждая палочка делается из дерева и представляет собой прямоугольный параллелепипед с поперечным сечением, равным 1 кв. см. В наборе содержатся палочки десяти цветов. Палочки различных цветов имеют разную длину — от 1 до 10 см. Каждая палочка — это число, выраженное цветом и величиной, то есть длиной в сантиметрах. Близкие друг другу по цвету палочки объединяются в одно «семейство», или класс (см. табл. 1).
ПРИМЕРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ С ЦВЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ
Построим матрешке домик(Средняя группа)
Цель.Закрепить у детей представления о форме (треугольная, квадратная, прямоугольная), длине (самая длинная, короче, самая короткая), счете (в пределах 5); поупражнять их в ориентировке в пространстве (левее, правее, внизу, вверху, посередине) и назывании цвета палочек (оранжевая, белая, фиолетовая и другие).
Материал.Набор цветных палочек и по одной матрешке на каждого ребенка.
Организация.Дети располагаются на полу полукругом, воспитатель посередине. У каждого из детей — маленькая матрешка,
Ход занятия
— Давайте построим для матрешек дома из цветных палочек. Возьмите четыре оранжевые палочки и составьте их так, чтобы получился квадрат. Стены готовы. А из двух синих палочек постройте крышу. Какой формы получится крыша у дома? (Ответы нескольких детей.) А что еще бывает у дома кроме стен и крыши? (Окно, дверь, труба.) Возьмите две розовые палочки и сделайте окно, из двух желтых палочек — дверь, из одной красной — трубу. Что идет из трубы? (Дым.) Из каких палочек вы сделаете дым? Сколько возьмете палочек для этого? Какой формы получилось окно, дверь, труба? (Ответы детей.) Можно пригласить матрешку в дом. Только как она войдет? Что нужно пристроить к дому, чтобы матрешка вошла в него? (Лестницу.) Сделайте лестницу из белой, голубой и желтой палочек. Какого цвета палочки внизу (вверху, посередине)? Поднимитесь с матрешкой по лестнице, называя цвет каждой ступеньки. А теперь спуститесь. Поставьте матрешку на самую длинную палочку-ступеньку (короче, самую короткую). Какого цвета палочка посередине? (Ответы детей.)
Возьмите три фиолетовых палочки и поставьте с левой стороны дома, а четыре палочки такого же цвета — справа. (Дети выполняют.) Вот и забор у дома есть. Какие по высоте палочки у забора? А какого они цвета?
А теперь посадим возле дома дерево. Ствол сделаем из одной зеленой палочки, а ветви — из голубых палочек. Сколько палочек понадобилось для ствола, а сколько для ветвей? (Спросить нескольких детей.)
Как же матрешки будут ходить друг к другу в гости? Нужны дорожки. Соедините дома дорожками. Палочки для дорожек возьмите какие хотите, но чтобы дорожка
получилась одного цвета. (Спросить у детей, из каких палочек по размеру и цвету они построили дорожки, сколько их потребовалось.)
Я думаю, все матрешки будут с удовольствием жить в своих красивых домах и ходить друг к другу в гости.
Поезда. (Старшая группа)
Цель.Упражнять детей в количественном и порядковом счете, пространственной ориентировке, упорядочении палочек по длине, освоении состава числа, различении цифр, цвета; развивать умение мыслить, рассуждать, доказывать, самостоятельно формулировать вопросы и отвечать на них.
Материал.Фланелеграф, плоский вариант палочек и силуэты животных для фланелеграфа; набор цветных палочек для каждого ребенка, цифры.
Ход занятия
— Ребята, вы любите путешествовать? (Ответы.) Тогда угадайте, на чем мы отправимся в путешествие сегодня:
В поле лестница лежит, Дом по лестнице бежит.
(Поезд)
Как вы догадались, что это поезд? (Ответы.) Ну что ж, давайте приготовим свои поезда — и в путь-дорогу...
Составьте поезд из палочек-вагонов — от самого длинного до самого короткого. Составили? Поехали! А в пути поиграем в «вопросы и ответы». Один вопрос задаю я, а другой — кто-нибудь из вас. (Дети формулируют вопросы по аналогии.)
Сколько всего вагонов у поезда? Каким по порядку стоит коричневый вагон? Вагон какого цвета стоит шестым? Какой по порядку вагон находится между оранжевым и коричневым? Найди вагон, который стоит рядом с желтым, но не красный. Какого цвета вагон левее (правее) бордового? (Ответы детей.)
Вагончики веселые бегут, бегут, бегут.
Их круглые колесики все тук, да тук, да тук.
Перечислите по порядку цвета вагонов слева направо. А теперь наоборот — справа налево. (Ответы детей.)
Я буду называть размер вагона, а вы покажите его: самый длинный, короче, еще короче... кто продолжит? А теперь наоборот: самый короткий, длиннее, еще длиннее. (Кто-либо из детей продолжает называть и показывать.)
Пронумеруйте вагоны своего поезда. Какого цвета девятый вагон? Какого размера первый (последний) вагон? (Ответы.)
В нашем поезде едут пассажиры — вот они. (Показать белую палочку). Сколько пассажиров в последнем вагоне? (Уложить белые палочки по длине «вагона» и сосчитать их.) Каким будет ваш вопрос? (Спросить нескольких детей.) А сколько пассажиров поместятся в девятом и десятом вагонах? Докажите. А в восьмом и седьмом? Как узнали? В каком по порядку вагоне едут пять пассажиров? (Ответы.)
Ребята, по железной дороге движется встречный поезд. (Составить поезд из четырех вагонов на фланелеграфе.) Только пассажиры в нем — животные: слон, корова, кошка, собака. В этом поезде едет и мышка, но она спряталась, и ее не видно. Отгадайте, в каком вагоне мышка, если мы знаем, что она едет не с собакой и не со слоном? (Мышка едет с коровой, так как кошка может съесть мышку.)
Хорошо прокатиться в пассажирском поезде, правда? Но ведь и товарные поезда есть, и они очень нужны. Составьте товарный поезд из палочек одного цвета, какого хотите. (Спросить 2—3 детей, из палочек какого цвета они составили свой «поезд» и сколько в нем «вагонов».) Есть у нас груз одноместный (показать белую палочку), двухместный (розовую), трехместный и т. д. Этот груз надо распределить по вагонам так, полностью загрузить, но по-разному. Принимайтесь по ходу выполнения задания спросить, какой груз в первом вагоне, как нагрузили второй вагон и т д.)
Наши поезда прибыли на вокзал по расписанию. А вот здания вокзала нет, его надо построить, но только из тех палочек, которые указаны цифрами на карточках. (Детям раздать карточки с цифрами, согласно им отобрать палочки, из которых создается постройка).
После осмотра построек детям предлагается встать в круг. Воспитатель бросает мяч каждому из детей и задает вопросы: «Что интересного было на занятии? А тебе что понравилось больше всего? Какое задание было самым трудным? А самым легким? Как ты считаешь, ты хорошо поработал? Почему так решил? За что бы ты себя похвалил?»
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ.
В настоящее время особо остро возросла потребность в развитии творческих способностей детей. Творческие способности лучше всего развиваются у малышей в игре. Играя, дети используют игрушки, строительные материалы, пирамиды, кубики, мозаику. Что же все это дает развитию малыша? Готовые, купленные в магазине игрушки не позволяют дать детям необходимую интеллектуальную нагрузку. Строительные материалы, пирамиды, кубики, мозаика служат малышам дольше, чем другие игрушки, не надоедают им, потому что обладают большим разнообразием возможных комбинаций. Но и их развивающие возможности ограничены: они не побуждают детей к усиленной умственной деятельности, не требуют от них значительного напряжения. Значит, нужны игры нового типа.
Такими играми нового типа и являются РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ, которые при всем своем разнообразии объединены одним названием, поскольку исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.
Термин «Развивающие игры» получил широкое распространение благодаря нетрадиционной системе воспитания Б.П.Никитина и Лены Алексеевны Никитиной, в которой органично сочетаются эстетическое, интеллектуальное, трудовое, физическое воспитание, что позволяет достичь разностороннего и гармоничного развития.
В середине 80-х годов появились игры нового поколения, игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта.
1. Каждая игра представляет собою набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов, деталей конструктора-механика и т.д.
2. Задачи даются малышу в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции, таким образом, знакомят его с разными способами передачи информации.
3. Задачи расположены, как правило, в порядке возрастания сложности, т.е. в них использован принцип "от простого к сложному". В задания входят задачи разной сложности: от доступных двух-трехлетнему до непосильных для среднего взрослого, поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет.
4. Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме числа или слова, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, то есть видимых и осязаемых вещей. Это позволяет ребенку самому проверять точность выполнения задачи, т.е. решение задачи всегда визуально.
5. Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты и даже придумывать