Теория и практика руморологии
Руморология - наука о слухах. Вся информация, с которой приходиться работать, так или иначе, должна быть проверена на достоверность. В глобальной информационной сети существует огромное количество «ложной» информации, которая должна быть отсеяна.
А так же бывает, что в тех или иных целях, необходимо пустить определённый слух в коллективе. Вот самый простой способ осуществления данного замысла.
1. Предельно точно оцените обстановку в коллективе
Тут всё чётко и ясно. Определить степень готовности коллектива можно на интуитивном уровне.
2. Определите главную цель
Это очень важно. Что Вы хотите добиться слухом? Унизить обидчика? Привлечь к себе внимание? “Обелить” себя? Это стоит уяснить в самом начале.
3. Найдите “нужных” людей
“Нужные” люди - хорошо зарекомендовавшие себя члены данного коллектива. Т.е. те, кому будут верить. Вам нужны “распространители” сплетен – найдите их! и заручитесь их поддержкой!..
4. Придумайте сам слух
Воображайте, но при этом не забывайте, что слух должен быть правдоподобным. НО при этом, совсем немножко абсурдным. Совсем чуть-чуть. Чтобы это заставило людей удивиться на подсознательном уровне.
5. “Запустите” слух
Всё. Теперь можно слух и “запустить”. Расскажите его “нужным” людям. Желательно, чтобы это происходило в доверительной форме. Вроде, “по-секрету, …, только, пожалуйста, никому больше не рассказывай”.
6. Официально опровергните свой слух
Опровержение собственного слуха – очень важный этап “развития” этого слуха. Это, во-первых, подогреет к нему интерес, а во-вторых, снимет с Вас какую бы то ни было ответственность.
7. Подтвердите слух неофициально
Дабы совсем не оставить слуху шансов на провал, стоит его подтвердить. Но не официально, а “подпольно”. Опять же слухом. Слух хорошо подтвердит слух.
Ценность информации
При целенаправленном поиске или по счастливой случайности можно найти документ, который в значительной степени сэкономит ресурсы и приблизит к решению поставленной проблемы. Такой документ называют ЦЕННЫМ.
Ценность документа обычно падает при удалении от даты его опубликования. Она существенно зависит от предметной области и конкретного исследования. Особенно крутое падение ценности наблюдается в начальный период после выпуска документа.
Хотя ценность большинства опубликованных документов неуклонно убывает со временем, нельзя исключать случаи, когда ценность давно опубликованных документов парадоксально возрастает.
Чаще всего - это некие исключительные обстоятельства, при которых использование архивных документов обеспечивает ощутимое преимущество в сроках выполнения крайне сложного задания.
Документы в информационно – аналитической работе
Любой документ материален. Он существует в какой-то физической форме. Все документы, начиная от наскальных рисунков древнего человека до субмикронных изысков современных технологий, имеют общее свойство - быть зафиксированными, сохраненными на каком-то носителе.
Будем считать, что документ - это зафиксированный на физическом носителе связанный массив сведений, имеющий определенную логическую структуру и так называемые ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ.
Выходные данные (иногда называемые еще реквизитами документа) всегда отвечают на три вопроса:
n где был создан документ?
n кем создан?
n когда завершен и опубликован?
Информационное досье
Досье являются своеобразными хранилищами информационных полуфабрикатов, заготовок для будущей работы.
В досье накапливаются наиболее ценные данные, позволяющие в сжатой форме характеризовать самые важные темы.
Информационные досье, как правило, ведутся по тематическому принципу. Для этого в области постоянных интересов выбирается несколько наиболее важных направлений.
Критерий перекрестности при создании информационных досье не совсем очевиден. Однако задача, стоящая при ведении информационных досье, гораздо шире. Досье в совокупности должны обеспечивать информационную поддержку для всей области постоянных интересов.
Поиск информации
Для понимания процедуры информационного поиска применим принцип последовательного приближения. Суть принципа состоит в том, что вначале исследователь ориентируется на неточный, а иногда и случайный результат.
После получения первичного результата производится коррекция, подстройка стратегии. Возможно, шагов коррекции будет несколько. Каждый из шагов не обязательно приблизит нас к конечной цели. В любом случае, организуя процессы коррекции, можно рассчитывать на получение благоприятного результата.
Для запуска процесса информационного поиска готовится так называемое поисковое предписание. Предписание - это сжатый план поиска, учитывающий особенности интерфейса поисковых сервисов, принятых в сегодняшней практике.
Оценка релевантности
С характеристикой релевантности тесно связано еще одно понятие. Это так называемая полнота поиска. Полнота характеризует количество реально исследованных документов, оцененных на релевантность.
Обычно найденным документам, соответствующим запросу, присваивается дополнительная качественная характеристика, а именно: все полученные документы, удовлетворяющие условию поиска, считаются релевантными. Релевантность не является внутренней, заранее присущей характеристикой полученного документа. Оценивая релевантность, мы характеризуем этим понятием не столько найденные документы, сколько результаты поиска, использованную поисковую стратегию.