Информация и государство. Единое информационное пространство

Под единым, информационным пространством страныпредлагается понимать совокупность информационных ресурсов и информационной инфраструктуры, позволяющая на основе единых принципов и по общим правилам обеспечивать безопасное информационное взаимодействие государства, организаций и граждан при их равнодоступности к открытым информационным ресурсам, а также максимально полное удовлетворение их информационные потребностей на всей территории государства при сохранении баланса интересов на вхождение в мировое информационное пространство и обеспечения национального информационного суверенитета.

Вариант (В.М. Копылов): Единое информационное пространствопонимается как совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, совокупность информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающих информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей.

К основным признакам единого информационного пространства страны можно отнести:

- действие единых принципов и общих правил для всех субъектов информационного взаимодействия при разумном сочетании государственного регулирования и саморегулирующихся начал в формировании и развитии единого информационного пространства;

- обеспечение безопасного информационного взаимодействия государства, организаций и граждан;

- максимально полное удовлетворение их информационных потребностей на всей территории государства;

- равнодоступность субъектов информационного взаимодействия к открытым информационным ресурсам и их правовое равенство;

- сохранение баланса интересов на вхождение в мировое информационное пространство и обеспечение национального информационного суверенитета.

Основными объектамиединого информационного пространства являются:

информационные ресурсы — массивы документов, базы и банки данных, все виды архивов, библиотеки, музейные фонды и пр., содержащие данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации;

информационная инфраструктура, как совокупность информационных систем, включающая в себя:

а) информационно-телекоммуникационные структуры — территориально распределенные государственные и корпоративные компьютерные сети, телекоммуникационные сети и системы специального назначения и общего пользования, сети и каналы передачи данных, средства коммутации и управления информационными потоками;

б) информационные, компьютерные и телекоммуникационные технологии;

в) системы средств массовой информации;

Вариант: Некоторые авторы предлагают в составе информационного пространства рассматривать также рынок информационных технологий, средств связи, информатизации и телекоммуникаций, информационных продуктов и услуг; систему взаимодействия информационного пространства России с мировыми открытыми сетями; систему обеспечения информационной защиты (безопасности); систему информационного законодательства. С таким подходом, на наш взгляд, нельзя согласиться, поскольку "Перечисленные компоненты скорее являются качественными характеристиками, условиями, признаками, при наличии которых совокупность объектов системы образует единое информационное пространство.

г) организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие единого информационного пространства, в частности, сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации. Обеспечивающую часть составляют научно-методическое, информационное, лингвистическое, техническое, кадровое, финансовое обеспечение.

Формирование и развитие единого информационного пространства России имеет своими целями: обеспечение прав граждан на информацию, провозглашенных Конституцией Российской Федерации;

- создание и поддержание информационного потенциала на уровне, необходимом для устойчивого и безопасного развития общества;

- обеспечение оперативного доступа к имеющимся информационным ресурсам и их включение в единое информационное пространство, при этом они должны быть на законном основании доступны органам управления государственной власти, хозяйствующим субъектам и гражданам;

- преодоление информационного монополизма управленческих и коммерческих структур на открытые информационные ресурсы — переход от презумпции закрытости информации к презумпции открытости информации, так как именно информационный монополизм является основной питательной средой бюрократизма, волюнтаризма и коррупции;

- повышение согласованности решений, принимаемых федеральными органами государственной власти, органами власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления;

- предоставление возможности контроля со стороны граждан и общественных организаций за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления;

- повышение уровня правосознания, деловой и общественной активности граждан путем предоставления им свободного доступа к правовым и нормативным документам, определяющим их права, обязанности и возможности, равной возможности пользоваться открытой научно-технической, социально-экономической, общественно-политической информацией, а также информационными фондами сфер образования, культуры и т. д.;

- построение информационного общества в стране и его вхождение в мировое информационное сообщество.

Как уже отмечалось, информационные ресурсы являются одним из важнейших объектов и компонентов информационного пространства, их формирование и использование — одна из ключевых проблем создания единого информационного пространства.

Суть теории построения единого информационного пространства страны через развитие информационных ресурсов сводится к следующему:

1. Основу единого информационного пространства России составляет единое информационное пространство органов государственной власти.

2. Основу единого информационного пространства органов государственной власти составляют информационно-телекоммуникационные системы, способные обеспечить информационную поддержку принятия решений как в сфере управления экономикой, так и в области безопасности личности, общества, государства: информационно-телекоммуникационная система специального назначения (ИТКС), информационно-коммуникационная система (ИКС), информационно-телекоммуникационная система Министерства по чрезвычайным ситуациям, единая телекоммуникационная система Минобороны РФ «Широта».

3. Основу интегрированной системы составляют государственные информационные ресурсы.

Наши рекомендации