Диагностика нервно-психического развития детей 2-з-го года жизни
ДИАГНОСТИКА НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-З-ГО ГОДА ЖИЗНИ
(составлено К. Л. Печорой и Г. В. Пантюхнной)
Указания к методике выявления уровня нервно-психического развития детей 2-3го года жизни
На 2-м году.жизни в развитии ребенка выделено четыре периода:
1) от 1 г. 1 мес до 1 г. 3 мес; 2) от I г. 4 мес до 1 г. 6 мес;
3) от 1 г. 7 мес до 1 г. 9 мес; 4) от 1 г.10 мес до 2 лет.
Развитие детей 2-го года жизни проверяется по следующим линиям:
1) развитие понимания речи; 2) развитие активной речи; 3) сенсорное развитие;
4) развитие игры и действий с предметамн; 5) развитие движений;
6) формирование навыков.
Такое выделение является условным, так как, с одной стороны, намечается определенная связь между линиями развития, относящимися к формированию различных умений, с другой, каждая линия развивается в результате формирования определенных функций. Taк например, развитие активной речи связано с развитием артикуляционного аппарата peбeнкa, способности подражания речи взрослого, формированием функции обобщения в peчи, социальных связей, эмоциональной сферы ребенка. Тем нее менее каждая линия развития выражает собой определенные умения ребенка: говорить, играть и т.д. Четкое выделение линий облегчает диагностику нервно-психического развития ребенка, хотя и не охватывает всего развития.
Каждая линия развития выражена в определенном показателе. В результате апробирования показателей развития оставлены лишь те из них, которые выполняются 50 - 80% детей, воспитывающихся в условиях коллектива, т.е. по одному показателю на каждую линию развития (всего 24 показателя).
Наиболее информативный показатель - развитие активной речи, Анализ этого показателя в условиях коллектива четко выявляет неблагополучие ряда факторов (периода адаптации, анамнеза ребенка, педагогических воздействий). Поэтому развитие активной речи ребенка, с одной стороны, требует особого внимания со стороны взрослых как показатель наиболее сложный и вновь формирующийся, а с другой, информирует о каких-то неблагополучных условиях воспитания ребенка.
На 3-м году жизни в развитии ребенка выделено 2-ого полугодия. В каждом из них намечаются следующие линии: в первом полугодии: 1) активная речь, 2) игра, 3) конструктивная деятельность, 4) сенсорное развитие. 5) развитие движений, 6) развитие навыков; во втором полугодии: 1) активная речь, 2) игра, 3) изобразительная деятельность, 4) конструктивная деятельность, 5) сенсорное развитие, 6) навыки, 7)движения. Всего 19 показателей. Кроме того, дается оценка и поведению ребенка.
При оценке нервно-психического развития детей в карте развития фиксируется уровень развития, т.е. какому уровню (возрасту) оно соответствует по всем линиям. Поведение оценивается также по всем параметрам (параметры поведения прилагаются).
В заключении отражается, в чем и насколько задерживается развитие ребенка и каковы отклонения в его поведении.
МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-го ГОДА ЖИЗНИ
Возраст — 1 г.3 мес.
Понимание речи.
Запас понимаемых слов быстро расширяется.
А. Понимание ребенком названий окружающих предметов.
1. Материал — 3 - 4 игрушки, изображающие вид транспорта, животных, предметы обихода, предметы детских игр (машина, часы, мячик, собака).
Методика выявления — ситуация, специально подготовленная. Перед ребенком раскладываются 4 контрольных предмета. На вопрос взрослого: “Где ...?”,— ребенок должен отыскать все предметы. После этого они убираются, ставятся в другом порядке и вновь предлагается их найти.
Поведение ребенка — по просьбе взрослого находит (показывает рукой или берет в руки) нужные предметы.
Задание считается выполненным, если ребенок выбирает не менее 3 предметов.
2. Материал — предметы одежды, обуви.
Методика выявления — ситуация естественная, при общении с ребенком в группе. Ребенку предлагается найти 4 предмета из одежды: штанишки, шапку, ботинки, платье.
Поведение ребенка — по слову взрослого находит нужные предметы, указывая на них рукой.
Задание считается выполненным, если ребенок находит не менее 3 предметов.
Сенсорное развитие
2. Материал — 2 кирпичика, 2 кубика.
Методика выявления - ситуация, специально подготовленная. Ребенку предлагается поиграть с кубиками: сделать машину "би-би" или построить дом. Если ребенок затрудняется, ему можно показать.
Поведение ребенка — самостоятельно или по показу взрослого делает из кирпичика и кубика “машину”, двигает ее, воспроизводя движение машины, или кладет один кубик на другой — строит дом.
3. Материал — стержень с 4—5 кольцами (одной величины).
Методика выявления — ребенку предлагается надеть кольца на стержень.
Поведение ребенка — надевает кольца на стержень.
Задание считается выполненным, если ребенок решает все 3 задачи самостоятельно или по показу взрослого
Движения
Ходит длительно, не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится).
Методика выявления — ситуации естественная (наблюдение за движениями ребенка во время самостоятельной деятельности).
Поведение ребенка — выполняет указанные движения.
Навыки
Самостоятельно ест густую пищу ложкой.
Методика выявления — ситуация естественная (процесс кормления).
Поведение ребенка — самостоятельно ест второе блюдо (кашу, пюре и др.) из глубокой тарелки. При этом может съесть не до конца, может быть неаккуратным.
Возраст— 1 г. 6 мес
Понимание речи.
Обобщает предметы по существенным признакам в понимаемой речи (в "конфликтной ситуации").
1. Материл—два однородных предмета, отличных друг от друга по какому-либо признаку (цвету), предмет, сходный с одним из них по этому признаку (например, кошка белая, кошка черная, собака черная) и контрольный предмет — кукла.
Методика выявления — ситуация, специально подготовленная, Перед ребенком раскладываются предметы в следующей последовательности; собака черная, кошка черная, кошка белая, кукла. Взрослый предлагает показать сначала одну кошку, затем другую, потом собаку, куклу. После этого предметы меняются местами и ребенку предлагается найти их еще раз.
2. Материал — ложка десертная, ложка игрушечная, савок (по величине и цвету сходный с одной из ложек), кукла.
Методика выявления—та же, что и в первой ситуации.
Поведение ребенка — находит однородные предметы пo слову взрослого (кошку белую и черную, ложку десертную и игрушечную).
Активная речь
Словами, облегченными (например, “би-би”) и произнесенными правильно (“машина”), называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности
Материал — 4 предмета (например кукла, зайчик, петушок, котенок), мешочек или коробочка, из которой они вынимаются.
Методика выявления — ситуация, специально подготовленная. Взрослый неожиданно вынимает из мешочка предмет и спрашивает: “Кто там?”, “Кто это?”, “Что это?".
Поведение ребенка — называет предметы правильно (например, “ляля”, “заика”) облегчёнными словами.
Сенсорное развитие
Ориентируется в 3—4 контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма).
Материал—3 шарика, 3 кубика, 3 кирпичика, 3 призмы, скат (одного цвета и близкие по размеру).
Методика выявления — ситуация, специально подготовленная. Взрослый раскладывает перед ребенком материал вразнобой. Берет кубик, ставит его перед ребенком, называет, предлагает взять еще такие же кубики и построить дом. Если ребенок затрудняется это сделать по слову, можно ему показать (поставить один кубик на другой), затем снять кубики, вновь поставить перед ним один кубик и предложить выполнить задание. После этого взрослый берет шарик и скатывает его по желобку, затем предлагает ребенку найти еще шарики и скатить их так же.
Поведение ребенка— по образцу и слову взрослого выполняет задание, подбирая предметы нужной формы (в первом случае кубики, во втором — шарики).
Движения.
Перешагивает через препятствия (брусочки) приставным шагом.
Материал - 4 брусочка.
Методика выявления — ситуация, специально подготовленная (может быть выявлено и на занятии по гимнастике). На пол на расстоянии друг от друга кладутся брусочки. Ребенку предлагается перешагнуть через них. Если ребенок не понимает задания, можно ему показать, затем встать перед ребенком и подозвать его к себе.
Поведение ребенка — перешагивает через брусочки приставным шагом самостоятельно или по показу взрослого.
Навыки
Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой.
Материал — глубокая тарелка с жидкой пищей, десертная ложка.
Методика выявления — ситуация естественная (во время обеда).
Поведение ребенка — самостоятельно съедает 3\4 жидкой пищи ложкой, держа черенок ложки рукой сверху (в кулачке).
Возраст— 1 г. 9 мес.
Понимание речи.
Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого.
Материал — изображение знакомых картинок, которые ранее рассматривались со взрослыми: 1) мальчик поит лошадку, 2) дети умываются, 3) дети поливают цветы, 4) дядя чинит машину.
Методика выявления — ситуация, специально подготовленная. Взрослый кладет на стол картины, предлагает ребенку посмотреть на них и спрашивает: “Кто это на картинке?", “Что делают?” Если ребенок затрудняется ответить, можно задать дополнительные вопросы, относящиеся к отдельным персонажам картины: “Что мальчик делает?”, “Что лошадка делает?” и т.д.
Поведение ребенка — отвечает на вопросы взрослого сразу, либо с помощью дополнительных вопросов. При этом пользуется словами и двухсловными предложениями.
Активная речь
Во время игры обозначает свои действия словами и двухсловными предложениями.
Методика выявления — ситуация естественная. Речевые проявления ребенка наблюдаются в игре, режимных моментах, занятиях.
Поведение ребенка — во время игры или в другой ситуации сопровождает свои действия словами и двухсловными предложениями.
3. Сенсорное развитие'
Ориентируется в 3 контрастных величинах предметов (типа кубов) разницей в 3 см
1. Материал — 3 куба-вкладыша одного цвета. Длина ребра первого— 10 см, второго —7 см, третьего — 4 см.
Методика выявления — взрослый на глазах у ребенка достает кубы один из другого и ставит их вразнобой, после чего предлагает ребенку их вновь собрать.
Поведение ребенка — собирает кубы соответственно их величине. При этом может сделать несколько проб (не более трех).
2. Материал — трехместная матрешка (разница в величине 3—4 см).
Методика выявления — ситуация, специально подготовленная. На глазах у ребенка выкладывается одна матрешка из другой таким образом, чтобы каждая половина стояла против другой. После этого ребенку предлагается закрыть половинки матрешек. Если ребенок не понимает задания, можно ему показать.
Поведение ребенка — самостоятельно или после показа взрослого закрывает все три матрешки. При этом может пробовать несколько раз (не более трех). Задание считается выполненным, если ребенок решает обе задачи.
Движения.
Ходит по ограниченной поверхности (шириной 15—20 см), приподнятой над полом (15—20см).
Материал — скамейка высотой 15—20см с шириной доски 15-20 см.
Методика выявления — ситуация, специально подготовленная. Ребенку предлагается пройти по доске без помощи взрослого (войти и сойти можно с помощью взрослого).
Поведение ребенка — проходит по ограниченной поверхности (доске) без помощи взрослого.
Навыки
Частично раздевается с небольшой помощью взрослого (снимает чулки, ботинки, шапку).
Методика выявления —- ситуация естественная (при раздевании ребенка).
Поведение ребенка — снимает ботинки (развязанные, расстегнутые), чулки, шапку).
Возраст — 2 года
Понимание речи
Понимает короткий рассказ взрослого без показа о событиях, бывших в опыте ребенка.
Материал — специально подготовленный короткий рассказ о событии, хорошо знакомом ребенку.
Методика выявления—ситуация, специально подготовленная. Ребенок может быть в группе с другими детьми (2—3), которые сидят полукругом. Взрослый сидит против них и рассказывает им сначала первую часть рассказа, после чего задает им первые 2 вопроса, затем продолжает рассказ и задает следующие 2 вопроса. Рассказ может быть следующего типа: “Жила-была девочка Машенька. Пошла Машенька гулять. Надела шапочку, пальтишко, ботинки, спустилась по лесенке, тихонько открыла дверь и вышла на улицу (первая часть рассказа). На улице детки гуляют. Вдруг выскочила собачка и залаяла на Машу —ав-ав! Маша испугалась, плачет. А тетя сказала: “Не бойся, Машенька, собачка не кусается”,— и собачка убежала. Маша больше не плакала, пошла с детками играть (вторая часть рассказа)”. После небольшой паузы воспитатель задает вопросы: “Кто пошел на улицу гулять?”, “Что Машенька надела?”. “Кто испугал Машу на улице?", “А что тетя сказала Маше?”
Поведение ребенка — отвечает на вопросы взрослого.
Активная речь
При общении со взрослыми пользуется трехсловными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения.
Методика выявления—ситуация естественная (во время игры, режимных процессов, при общении со взрослым).
Поведение ребенка — общается со взрослым посредством речи (двух- и трехсловными предложениями).
Сенсорное развитие
Подбирает по образцу и слову взрослого 3 контрастных цвета.
Материал — 3 пары варежек (красного, синего, зеленого цвета).
Методика выявления — ситуации, специально подготовленная. Перед ребенком раскладываются варежки в следующем порядке- красная, синяя, зеленая, красная, синяя; зеленая. Воспитатель дает ребенку варежку одного цвета и предлагает найти такую же. Затем порядок меняется: синяя, красная, зеленая, синяя, красная, зеленая. Задание повторяется.
Поведение ребенка — правильно подбирает по образцу 3 цвета: к красной варежке красную, к синей синюю, к зеленой зеленую. Ребенок должен решить одно задание.
Движения
Перешагивает через препятствия чередующимся шагом.
Материал — 3-4 брусочка.
Методика выявления — на расстоянии 20 см кладутся брусочки, ребенку предлагается перешагнуть через них, если ребенок не понимает задания, взрослый может ему показать.
Поведение ребенка — шагает через брусочки чередующимся шагом.
Навыки.
Частично надевает одежду (ботинки, шапку).
Методика выявления —ситуация естественная (во время одевания на прогулку или после сна). Ребенку предлагается самостоятельно надеть ботики, шапку, носки.
Поведение ребенка — самостоятельно, без помощи взрослого может надеть вышеуказанные предметы.
МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ З-ГО ГОДА ЖИЗНИ.
Возраст — 2 г.6 мес
Активная речь
1.Говорит многословными предложениями (более 3 слов).
Методика выявления — ситуация естественная. Взрослый непринужденно беседует с ребенком на любую близкую ему тему (во время деятельности или режимных процессов).
Поведение ребенка — в своей речи употребляет хотя бы один раз многословное предложение (более 3. слов).
2.Появляются вопросы: “Где?, Куда?”.
Методика выявления - ситуация естественная. Взрослый ведет запись речи ребенка (во время режимных процессов или самостоятельной деятельности) в течение 20-30 мин.
Поведение ребенка — хотя бы раз задает вопрос: “Где?” или “Куда?”.
Сенсорное развитие.
Игра.
Игра носит сюжетный характер. Ребенок отражает из жизни окружающих взаимосвязь и последовательность действий (2—3).
Материал — пособие для игры в доктора, парикмахера, бытовые игры.
Методика выявления — ситуация, специально подготовленная. Подобраны игрушки для нескольких сюжетных игр. Игрушки разложены в неподсказывающей ситуации.
Поведение ребенка - развернутый сюжет какого-либо одного содержания, в котором есть взаимосвязь и последовательность в выполнении действий.
Навыки.
Ест аккуратно.
Методика выявления — ситуация естественная (во время кормления).
Поведение ребенка— ест аккуратно, не пачкает одежду не оставляет грязь на столе.
Движения.
Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую от пола на 20—28 см.
Материал — палка или веревка.
Методика выявления — ситуация провоцирующая. Взрослый предлагает ребенку перешагнуть через палку или веревку, приподнятую от пола на 20—28 см.
Поведение ребенка — перешагивает свободно, не задевая палку или веревку.
Возраст ~ 3 года.
Активная речь.
Сенсорное развитие.
1. В своей деятельности правильно использует геометрические фигуры по назначению.
Материал — геометрическая мозаика, к ней карточки, на которых даны изображения несложных предметов (дом, пароход, дом с забором и др.), в основе которых лежат основные геометрические фигуры.
Методика выявления — ситуация, специально подготовленной. Взрослый дает ребенку изометрическую мозаику, карточку-образец и предлагает сделать соответствующие решение путем накладывания на образец.
Поведение ребенка — правильно подбирает мозаику к рисунку.
Называет 4 основных цвета.
Материал — 8 однотонно окрашенных предметов по два одинакового цвета, но разной формы (например, красный кубик, красный конус и др.).
Методика выявления — ситуация провоцирующая. Взрослый показывает ребенку один предмет за другим и спрашивает: “Какого цвета шарик?” (цвет чередует).
Поведение ребенка - правильно называет хотя бы по одному разу 4 основных цвета.
Игра.
Движения
Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую от пола на 30—35 см.
Материал —палка, веревка, поднятая на указанную высоту.
Методика выявления - ситуация, провоцирующая. Взрослый предлагает ребенку перешагнуть через палку или веревку.
Поведение ребенка — свободно перешагивает через палку или веревку, не задевая их.
Карта нервно-психического развития ребёнка 2-3 годов жизни. Имя, Фамилия ребёнка: Дата рождения: | ||||||||||||||||||
Дата заполнения: Дополнительные сведения: | ||||||||||||||||||
Анамнез: | ||||||||||||||||||
Уровень нервно-психического развития (какому возрасту соответствует) | Поведение | Заключение | Назначения | |||||||||||||||
Возраст | Понима-ние речи | Активная речь | Сенсорное развитие | Игра | Констр. деятель-ность | Изобразит. деятель-ность | Движения | Навыки | ||||||||||
Грамма-тика | Воп-росы | Воспри-ятие формы | Воспри-ятие цвета | |||||||||||||||
1г.3мес. | ||||||||||||||||||
1г.6мес. | ||||||||||||||||||
1г.9мес. | ||||||||||||||||||
2г. | ||||||||||||||||||
2г.6мес. | ||||||||||||||||||
3г. |
Фамилия, имя ребёнка: Дата рождения: . | ||||
Дата заполнения: Дополнительные сведения: . | ||||
Возраст | 1год 1мес.-1год 3мес. | 1год 4мес.- 1год 6мес. | 1год 7мес.-1год 9мес. | 1год 10мес.-2года. |
Понимание речи | Запас понимаемых слов быстро расширяется | Обобщает предметы (в понимаемой речи) по существенным признакам. | Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого. | Без показа понимает короткий рассказ взрослого о событиях бывших в опыте ребёнка. |
Активная речь | Пользуется лепетом и отдельными облегчёнными словами в момент двигательной активности, удивления, радости. | В момент сильной заинтересованности называет предметы словами, облегчёнными (би-би) и правильно произнесёнными (машина). | Во время игры, обозначает свои действия словами и двухсловными предложениями. | При общении со взрослым пользуется трёхсловными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения. |
Сенсорное развитие | Ориентируется в двух контрастных величинах предметов (типа кубов) разницей в 3см. | Ориентируется в 3-4-х контрастных формах предметов (шар, кубик, кирпичик, призма). | Ориентируется в 3-х контрастных величинах предметов (типа кубов) разницей в 3 см. | Подбирает по образцу и слову взрослого 3 контрастных цвета. |
Игра и действия с предметами | Воспроизводит в игре действия с предметами, ранее разученные (кормит куклу, нанизывает кольца на пирамидку и т.д.). | Отображает в игре отдельные, часто наблюдаемые действия. | Воспроизводит несложные сюжетные постройки-перекрытия типа “ворот”, “скамейки”, “дома”. | Воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжетной игры). |
Движения | Ходит длительно, не присаживаясь, меняет положение (приседает, накло-няется, поворачивается и т.д.). | Перешагивает через препятствия приставным шагом. | Ходит по ограниченной поверхности (шириной 15-20см.) приподнятой над полом. | Перешагивает через препятствия чередующимся шагом. |
Навыки | Самостоятельно ест густую пищу ложкой. | Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой. | Частично раздевается с небольшой помощью взрослого (снимает ботинки, шапку и т.д.). | Частично надевает одежду (ботинки, шапку, носки и т.д.). |
Фамилия, имя ребёнка: Дата рождения: | ||||
Дата заполнения: Дополнительные сведения: | ||||
Возраст | 2года – 2года 6мес. | 2года 6мес. - 3года. | ||
Активная речь | Грамматика | Говорит многословными предложениями (более 3-х слов). | Начинает употреблять сложные придаточные предложения. | |
Вопросы | Появляются вопросы “Где…?”, “Куда?”. | Появляются вопросы: “Почему?” и “Когда?”. | ||
Сенсорное развитие | Воспроизведение формы | Подбирает по образцу основные геометрические фигуры в разнообразном материале. | В своей деятельности правильно использует геометрические фигуры по назначению. | |
Воспроизведение цвета | Подбирает по образцу разнообразные предметы четырёх основных цветов (синий, зелёный, красный, жёлтый). | Называет четыре основных цвета (синий, зелёный, красный, жёлтый). | ||
Игра | Игра носит сюжетный характер, отражающий взаимосвязь и последовательность действий из жизни окружающих. | Появляются элементы ролевой игры. | ||
Конструктивная деятельность | Самостоятельно делает простые сюжетные постройки и называет их. | Появляются сложные сюжетные постройки. | ||
Изобразительная деятельность | С помощью пластилина или карандаша изображает простые предметы и называет их. | |||
Навыки | В одевании | Полностью одевается, но ещё не умеет застёгивать пуговицы и завязывать шнурки. | Самостоятельно одевается, может застегнуть пуговицы, шнурки завязывает с небольшой помощью взрослого. | |
В кормлении | Ест аккуратно. | Пользуется салфеткой по мере надобности, без напоминания. | ||
Движения | Перешагивает через палку или верёвку, горизонтально приподнятую от пола на 20-28см. | Перешагивает через палку или верёвку, горизонтально приподнятую от пола на 30-35см. | ||
ДИАГНОСТИКА НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-З-ГО ГОДА ЖИЗНИ
(составлено К. Л. Печорой и Г. В. Пантюхнной)
Указания к методике выявления уровня нервно-психического развития детей 2-3го года жизни
На 2-м году.жизни в развитии ребенка выделено четыре периода:
1) от 1 г. 1 мес до 1 г. 3 мес; 2) от I г. 4 мес до 1 г. 6 мес;
3) от 1 г. 7 мес до 1 г. 9 мес; 4) от 1 г.10 мес до 2 лет.
Развитие детей 2-го года жизни проверяется по следующим линиям:
1) развитие понимания речи; 2) развитие активной речи; 3) сенсорное развитие;
4) развитие игры и действий с предметамн; 5) развитие движений;
6) формирование навыков.
Такое выделение является условным, так как, с одной стороны, намечается определенная связь между линиями развития, относящимися к формированию различных умений, с другой, каждая линия развивается в результате формирования определенных функций. Taк например, развитие активной речи связано с развитием артикуляционного аппарата peбeнкa, способности подражания речи взрослого, формированием функции обобщения в peчи, социальных связей, эмоциональной сферы ребенка. Тем нее менее каждая линия развития выражает собой определенные умения ребенка: говорить, играть и т.д. Четкое выделение линий облегчает диагностику нервно-психического развития ребенка, хотя и не охватывает всего развития.
Каждая линия развития выражена в определенном показателе. В результате апробирования показателей развития оставлены лишь те из них, которые выполняются 50 - 80% детей, воспитывающихся в условиях коллектива, т.е. по одному показателю на каждую линию развития (всего 24 показателя).
Наиболее информативный показатель - развитие активной речи, Анализ этого показателя в условиях коллектива четко выявляет неблагополучие ряда факторов (периода адаптации, анамнеза ребенка, педагогических воздействий). Поэтому развитие активной речи ребенка, с одной стороны, требует особого внимания со стороны взрослых как показатель наиболее сложный и вновь формирующийся, а с другой, информирует о каких-то неблагополучных условиях воспитания ребенка.
На 3-м году жизни в развитии ребенка выделено 2-ого полугодия. В каждом из них намечаются следующие линии: в первом полугодии: 1) активная речь, 2) игра, 3) конструктивная деятельность, 4) сенсорное развитие. 5) развитие движений, 6) развитие навыков; во втором полугодии: 1) активная речь, 2) игра, 3) изобразительная деятельность, 4) конструктивная деятельность, 5) сенсорное развитие, 6) навыки, 7)движения. Всего 19 показателей. Кроме того, дается оценка и поведению ребенка.
При оценке нервно-психического развития детей в карте развития фиксируется уровень развития, т.е. какому уровню (возрасту) оно соответствует по всем линиям. Поведение оценивается также по всем параметрам (параметры поведения прилагаются).
В заключении отражается, в чем и насколько задерживается развитие ребенка и каковы отклонения в его поведении.
МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-го ГОДА ЖИЗНИ
Возраст — 1 г.3 мес.
Понимание речи.
Запас понимаемых слов быстро расширяется.