Отказ в полете одного из двигателей
Отказ одного двигателя пилот определяет, как по разбалан-сировке вертолета, так и по приборам. Вертолет разворачивается вправо за счет уменьшения реактивного момента несущего винта, одновременно кренится вправо за счет уменьшения тяги рулевого винта, опускает нос за счет уменьшения тяги несу-
щего винта и уменьшения индуктивного потока на стабилизатор. По приборам пилот заметит падение оборотов турбокомпрессора и уменьшение температуры газов перед турбиной отказавшего двигателя. Уменьшаются обороты несущего винта.
Отказ двигателя может быть полным и внезапным, а также частичным. При внезапном и полном отказе двигателя необходимо энергично и без задержки незначительно уменьшить общий шаг несущего винта, не допуская падения оборотов ниже 89%. Особенно это необходимо, если полет осуществляется на номинальном режиме работы двигателей или выше, так как в этом случае при отказе одного двигателя система автоматического поддержания оборотов несущего винта не обеспечивает сохранение оборотов в допустимых пределах (89—103%). Без вмешательства пилота обороты будут уменьшаться до 86%, несмотря на автоматическое увеличение мощности работающего двигателя. Если же двигатели работали на крейсерском режиме, то при отказе одного двигателя обороты несущего винта не выходят за пределы допустимых без вмешательства пилота. Однако, несмотря на это, при отказе двигателя необходимо уменьшить общий шаг для предотвращения уменьшения оборотов.
Для парирования разворота, крена вправо и опускания носа одновременно с уменьшением общего шага необходимо отклонить ручку циклического шага влево и на себя и отклонить вперед левую педаль. После этого плавно, но энергично перевести рычаг раздельного управления работающего двигателя в крайнее верхнее положение.
Во избежание пожара в отказавшем двигателе необходимо прекратить в него подачу топлива. Поэтому, после того как будет установлено, какой из двигателей отказал, подается команда бортмеханику закрыть кран останова и пожарный кран отказавшего двигателя. Затем изменением общего шага установить взлетный режим работающего двигателя и обороты несущего винта 92—93%, ручкой циклического шага установить скорость 120—130 км/ч. После стабилизации режима полета уменьшить режим работающего двигателя, установив его необходимым для скорости 120—130 км/ч при помощи ручки общего шага. Запуск в полете отказавшего двигателя запрещается.
В зависимости от полетного веса вертолета на взлетном режиме работающего двигателя может совершаться горизонтальный полет или снижение с различными скоростями вертикального снижения. При этом необходимо учитывать, что полет на взлетном режиме работы двигателя ограничен по времени до 6 мин. Характеристика полета вертолета Ми-8 на одном двигателе была разобрана ранее. В случае снижения вертолета при работе двигателя на номинальном режиме его работы при полете над горной местностью или водным пространством, можно установить любой режим работы двигателя, вплоть до взлетного, не считаясь с ограничениями по времени. Если двигатель
работал на взлетном режиме более 6 мин в данном полете, то дальнейшей эксплуатации он не подлежит. В зависимости от характеристики режима полета на одном двигателе необходимо подобрать площадку для вынужденной посадки или следовать до ближайшего аэродрома.
При работе ручкой общего шага в полете с одним работающим двигателем рукоятка раздельного управления работающего двигателя может сдвинуться с верхнего упора. В этом случае перед посадкой рукоятку раздельного управления необходимо поставить на верхний упор. Такой сдвиг рукоятки раздельного управления обусловлен кинематикой управления системой «шаг — газ» и раздельным управлением работы двигателей.
Посадку с одним работающим двигателем желательно производить против ветра, при невозможности такой посадки допускаются ограничения по силе ветра и его направлению такие же, как и для посадки с коротким пробегом с двумя работающими двигателями: боковой ветер до 10 м/с, попутный — до 5 м/с. Посадка производится с коротким пробегом таким же методом, как и с учебной целью.