Перетяжеление несущего винта

У вертолета Ми-8 могут быть три случая перетяжеления несущего винта.

1. Ручка общего шага при правом положении корректора га-

за очень энергично и быстро отклоняется вверх. Этот случай перетяжеления винта особенно характерен для вертикального взлета, вертикального набора высоты, маневрах на режиме ви~ сения и при вертикальной посадке. Величина общего шага не­сущего винта и положения рукоятки корректора газа могут быть нормальными, но пилот для увеличения мощности двигателей и тяги несущего винта отклоняет ручку общего шага слишком энергично. Ввиду определенной приемистости двигателей их мощность не успевает нарастать соответственно увеличенному шагу несущего винта, так как кинематическая схема общего шага позволяет изменять его без всякого запаздывания. В ре­зультате винт затяжеляется, тяга не увеличивается, а может даже уменьшаться. Но здесь возможен и такой случай: при энергичном движении общего шага винта вследствие инерции вра­щения тяга его может кратковременно увеличиться и вертолет может оторваться, если производится взлет, или набирать вы­соту, если производился вертикальный набор высоты с режима висения. Но затем число оборотов его и тяга резко уменьшат­ся, и вертолет будет самопроизвольно снижаться. Еще большей ошибкой будет, если при таком снижении пилот попытается его предотвратить увеличением общего шага, это может привести к поломке вертолета. При перетяжелении несущего винта не­обходимо уменьшить общий шаг, сохраняя горизонтальное по­ложение вертолета ручкой циклического шага. Вертолет будет снижаться, обороты будут увеличиваться и снижение может прекратиться самостоятельно или же вследствие возникновения воздушной подушки: «вертолет зависнет на воздушной подушке или произведет плавное приземление. В случае же, если вертолет будет стремиться к земле с большой скоростью, необходимо смягчить удар о землю энергичным затяжелением винта до максимального значения, произвести так называемую посадку «на большом шаге». Описанный случай перетяжеления винта может также «вызвать помпаж двигателей.

Разобранный случай перетяжеления несущего винта может быть не только на взлете, при посадке и вертикальных режимах полета, но и в любом режиме полета с поступательной скоро­стью, только последствия такого перетяжеления будут менее опасны. Уменьшение оборотов вызовет уменьшение тяги несу­щего винта, вертолет получит снижение после кратковременного взмывания, а если была большая скорость полета, то может возникнуть явление срыва потока с характерными признаками.

Для предотвращения перетяжеления несущего винта темп выбора ручки общего шага вверх должен быть таким, чтобы обороты несущего винта не были менее оборотов взлетного ре­жима (92%), в крайнем случае не менее минимально допусти­мых (89%.) Такой темп выбора ручки общего шага по време­ни составит не менее 10 с от минимального шага до шага, соот­ветствующего номинальному режиму работы двигателей, и не

менее 15 с—до шага, соответствующего взлетному режиму ра­боты двигателей.

2. Ручка общего шага на вертикальных режимах полета, хо­
тя и нормальным темпом и при правом положении рукоятки
корректора, отклоняется вверх на (величину большую соответ­
ствующей взлетному режиму, т. е. более 10°. Этот случай перетя-
желения винта характерен лишь для вертикального взлета, по­
садки и вертикальных режимов полета при большом полетном
весе вертолета на взлетном режиме работы двигателей или
близко к этому режиму. Взлетному режиму работы двигателей
соответствует общий шаг около 10°, обороты несущего винта
92—93%, обороты турбокомпрессоров взлетные в зависимости
от температуры окружающей среды. Если при таких парамет­
рах увеличить общий шаг любым, даже малым темпом, то винт
будет перетяжеляться, обороты его будут уменьшаться до ве­
личины менее 92%, обороты компрессоров будут неизменные,
так как они ограничиваются ограничителем максимальных обо­
ротов по расходу топлива. При этом тяга винта будет умень­
шаться, вертолет получит самопроизвольное снижение. По ки­
нематической характеристике системы «шаг — газ» вертолета
Ми-8, изображенной на рис. 40, движение ручки общего шага бу­
дет от точек е, ж к точкам д, з.

При таком перетяжелении винта действия пилота должны быть такими же, как и в первом случае.

3. Ручка общего шага поднимается вверх энергично и на
большую величину при не введенном корректоре газа вправо до
отказа. Указанный случай перетяжеления может быть у верто­
лета Ми-8 на любом режиме полета, когда автоматическая си­
стема поддержания оборотов несущего винта отключена, управ­
ление двигателями и винтом переведено на резервную (аварий­
ную) систему «шаг — газ». Это может быть в случае, когда
пилот для изменения режима работы силовой установки действу­
ет только ручкой общего шага, не обращая внимания на оборо­
ты несущего винта и не поддерживая их в пределах допусти­
мых при помощи рукоятки корректора газа. Такое действие
ручкой общего шага на вертикальном взлете, посадке и на вер­
тикальных режимах полета может привести не только к перетя-
желению несущего винта, но и к помпажу двигателей.

Регулировкой несущего винта необходимо добиваться, что­бы на взлетном режиме работы двигателей обороты винта бы­ли 92—93% и обязательно не ниже 92%, особенно при полетах на высокогорные вертодромы. Если обороты будут ниже 92%, необходимо регулировкой уменьшить общий шаг винта.

РЕЖИМ ВИХРЕВОГО КОЛЬЦА

Режим вихревого кольца при вертикальном снижении и при снижении с малыми поступательными скоростями для вертоле-

та Ми-8 имеет такие же характеристики и закономерности, как и для любого одновинтового вертолета. Чтобы не допустить ре­жима вихре1вого кольца, вертикальное снижение и снижение с небольшими поступательными скоростями до 60 км/ч по прибо­ру производятся с вертикальной скоростью снижения не более 3 м/с. При скорости снижения до 3 м/с вихревое кольцо образу­ется под винтом и опасности не представляет, при достижении же скорости 3 м/с и более появляются повышенные вибрации вертолета, ухудшается управляемость, тяга винта самопроиз­вольно уменьшается, резко увеличивается вертикальная ско­рость снижения: Увеличение мощности двигателей не всегда приводит к желаемым результатам, тем более, что приемистость двигателей недостаточна. Поэтому при достижении вертикаль­ной скорости 3 м/с и более рекомендуется сразу же увеличить режим работы двигателей и прекратить дальнейший рост вер­тикальной скорости снижения.

Режим вихревого кольца чаще всего может быть при захо­де на вертикальную посадку, а также при резких маневрах на вертикальных режимах полета вертолета. Режим вихревого кольца не опасен на больших высотах, но крайне опасен на ма­лых высотах.

При появлении режима вихревого кольца, что пилот опре­деляет по характерным признакам, особенно по увеличению вертикальной скорости снижения свыше 3 м/с, необходимо уве­личить общий шаг и прекратить дальнейшее развитие вихрево­го кольца. Если указанное действие не даст положительных ре­зультатов, одновременно с увеличением общего шага перевести вертолет в режим поступательного полета отклонением ручки циклического шага вперед. Если впереди есть препятствия, не­обходимо развернуть 'вертолет в свободную сторону.

Наши рекомендации