Возможность опрокидывания вертолета на земле

При страгивании с места, разгоне, рулении по земле, а так­же при вертикальном взлете и посадке в случае неправильных действий пилота могут создаться условия, при которых возмож­но опрокидывание вертолета Ми-8 на бок, непосредственно или относительно оси, проходящей через переднее колесо и одно из основных колес (рис. 116). Опрокидыванию способствуют систе­ма вертолета с трехколесным шасси, высокое расположение центра тяжести и большая масса вертолета.

Накренить вертолет стремятся следующие силы: сила тяги рулевого винта, боковая сила тяги несущего винта Тх, продоль­ная сила тяги несущего винта Тх. Все эти силы действуют на плече, равном расстоянию от точки их приложения до оси 00 или О1О1, и создают соответствующие моменты. Если вертолет накренился, то дополнительно в сторону крена будет действо­вать и сила тяги несущего винта на плече / (рис. 116, а). И чем больше сила тяги, тем больше будет момент, увеличивающий

крен, тем менее устойчив вертолет на земле. Силой, удерживаю­щей вертолет в состоянии равновесия, будет вес вертолета.

Чтобы не было скольжения вертолета по грунту (юза), не­обходимо, чтобы боковая сила Тг была направлена вправо и уравновешивала тягу рулевого винта. При нахождении вертоле­та на земле пилоту нечем руководствоваться в определении ра­венства этих двух сил, поэтому легко может быть допущена


 

б)

а)


Рис. 115и Схема сил и моментов, действующих на вертолет Ми-8 на земле:

а—крен влево; б—вид сверху

ошибка. Если боковая сила станет больше тяги рулевого вин­та, тогда появится правый юз, если она меньше тяги рулевого винта, отсутствует или направлена в сторону тяги рулевого винта — левый юз. Если грунт неровный или мягкий, и при юзе на внешней стороне колес образуется валик, препятствующий боковому перемещению вертолета, то создадутся явные усло­вия для опрокидывания вертолета вправо или влево.

Предположим, что боковая сила Тг отсутствует или она су­щественно меньше тяги рулевого винта. Относительно точек опоры левого и переднего колес на вертолет будут действовать следующие моменты: момент тяги несущего винта Т1, направ­ленный влево, в ту же сторону будет направлен и момент тяги рулевого винта Гр.в/1. Момент силы веса Са будет направлен в противоположную сторону. Если тяга несущего винта меньше веса вертолета, то момент силы вес? будет больше суммы мо­ментов тяги несущего и рулевого винтов: Оа>-77+Гр.в/г, и чем

больше это неравенство, тем более устойчив вертолет на зем­ле. Если по каким-либо причинам вертолет накренится влево относительно оси 00 (см. рис. 115,6), например, силой удара правого колеса при рулении по неровному грунту, тогда сила тяги несущего и рулевого винтов и сила удара создадут момен­ты, увеличивающие крен, а сила веса — момент, уменьшающий крен. Появившийся крен изменит соотношение этих моментов так, что с увеличением крена момент силы веса будет умень­шаться за счет уменьшения плеча а, так как центр тяжести бу­дет приближаться к оси 00, вокруг которой начал вращаться вертолет. Поэтому устойчивость вертолета будет уменьшаться. При достижении какого-то критического угла крена кренящие моменты тяги винтов будут равны моменту, восстанавливаю­щему равновесие от веса вертолета Оа = Т1-{-Т-9тВк. Вертолет по­лучит безразличное равновесие на точках опор левого и перед­него колес, даже при небольшом превышении кренящих момен­тов над моментом силы веса (Са<; 77+ Гр.в/г) будет продолжать крениться и, если не принять срочных мер, опрокинется.

Опасность опрокидывания в правую сторону возникает так­же, если появится крен в эту сторону при наличии боковой си­лы и, особенно, если она будет больше тяги рулевого винта. Но опасность опрокидывания вправо менее вероятна вследствие постоянно действующей силы тяги рулевого винта влево.

Способствовать опрокидыванию могут следующие причины: смещение центра тяжести вперед (более передняя центровка), что влечет за собой уменьшение восстанавливающего момента от силы веса; боковой (ветер, излишнее отклонение ручки цикли­ческого шага вперед, что вызывает наклон силы тяги несущего винта и увеличение опрокидывающих моментов.

Для того, чтобы не допустить опрокидывания вертолета, не­обходимо строго выполнять все ограничения при движении по земле. Если же наметилось опрокидывание вертолета по каким-либо причинам, необходимо энергично опустить ручку общего шага вниз до отказа. При этом тяги обоих винтов уменьшатся и вертолет восстановит нарушенное равновесие. Необходимо твердо помнить, что движение педалей в сторону, противопо­ложную крену или юзу, не способствует выходу из крена или прекращению юза, а лишь усугубляет их. Если пилот сможет использовать педали при появлении крена или юза, то необхо­димо отклонять педаль в сторону крена или юза. В некоторых случаях при полной уверенности пилот может избежать опро­кидывания, оторвав вертолет от земли.



Наши рекомендации