Снижение с поступательной скоростью при работающих двигателях
1. Общая характеристика режима
Снижение с поступательной скоростью при работающих двигателях для вертолета Ми-8 является основным, так как такое снижение, по сравнению с вертикальным, наиболее экономично благодаря меньшей потребной мощности, хорошей управляемости и устойчивости. На этом режиме техника пилотирования облегчается. Режим безопасен ввиду отсутствия вихревого кольца при любой скорости вертикального снижения.
Снижение с поступательной скоростью, как и другие установившиеся режимы полета, осуществляется на вертолете Ми-8 с включенным автопилотом, кроме канала высоты и при правом положении рукоятки корректора газа, при котором автоматически поддерживаются обороты несущего винта в пределах, заданных программой регулятора оборотов РО-40ВР. Так как на этом режиме полета несущий винт облегчен, то имеется тенденция к увеличению оборотов несущего винта. В этом случае максимально допустимые обороты несущего винта 103% по времени не более 30 с и 105% по времени не более 5 с.
Снижение с поступательной скоростью при работающих двигателях можно совершать по нисходящей спирали. При этом скорость должна быть такая же, как и при снижении по прямой траектории, (вертикальная скорость должна быть не более 3 м/с, крен не более 15°.
Снижение с поступательной скоростью с грузами на внешней подвеске требует от пилота особого внимания. Переход с горизонтального полета на снижение вызывает разбалансиров-ку вертолета и раскачку груза. За счет отставания груза на вертолет действует пикирующий момент, который необходимо уменьшать отклонением ручки циклического шага на себя. Такое снижение необходимо выполнять при скорости 100—ПО км/ч
(в зависимости от поведения груза) и вертикальной скорости не более 2—3 м/с.
Снижение также можно совершать с одним работающим двигателем с учебной целью или при отказе одного двигателя. Скорость рекомендуется 120—130' км/ч, вертикальная скорость снижения не более 4 м/с.
2. Схема сил и моментов, действующих на вертолет
При снижении с поступательной скоростью на вертолет действуют следующие силы: аэродинамическая сила несущего винта #, тяга рулевого винта Гр.в, сила вредного сопротивления вертолета X, вес О (рис. 69). Аэродинамическая сила винта
Вид А |
Рис. 69. Схема сил и моментов, действующих на вертолет Ми-8 на режиме снижения с поступательной скоростью с работающими двигателями (балансировка с правым креном)
действует перпендикулярно основанию конуса вращения. Конус вращения и сила /? отклонены пилотом в сторону полета при помощи ручки циклического шага. За счет маховых движений в поступательном полете они отклоняются от оси вала назад и вправо. В связанной системе координат аэродинамическая сила Я раскладывается на тягу винта Т, .продольную силу Н и боковую 5.
В поточной системе координат тяга винта Т и продольная сила Н раскладываются на составляющие Ту и Тх, Ну и Нх. В этой системе координат сила веса С раскладывается на составляющие Су и Ох.
При снижении с поступательной скоростью на вертолет действуют следующие моменты:
а) продольные — момент аэродинамической силы винта, ста
билизатора, вредного сопротивления фюзеляжа, реактивный
момент рулевого винта и момент втулки за счет разноса гори
зонтальных шарниров;
б) путевые — реактивный момент несущего винта и путевой
момент рулевого винта;
в) поперечные — моменты рулевого винта, боковой силы и
втулки за счет разноса горизонтальных шарниров.
На режиме снижения с поступательной скоростью, как при наборе высоты и горизонтальном полете, вертолет Ми-8 может балансироваться либо с правым креном за счет действия в эту сторону инерционного момента втулки Л1ХВТ(Г.Ш), либо с левым скольжением, но без крена. Крен и скольжение будут меньше, чем в режиме горизонтального полета ввиду меньшей потребной мощности. При наличии правого крена вес О в поперечной плоскости раскладывается на составляющие Су и С2.
В режиме установившегося снижения должны быть соблюдены следующие условия равновесия сил и моментов. Для соблюдения прямолинейного полета, постоянства угла снижения и вертикальной скорости снижения необходимо, чтобы сила Ту уравновешивала составляющую веса Су и составляющую продольной силы Ну\
Для равномерного полета необходимо, чтобы сумма составляющей тяги Тх, составляющей продольной силы Нх и вредного сопротивления X уравновешивала составляющую веса Ох:
Для соблюдения продольного равновесия необходимо, чтобы геометрическая сумма продольных моментов была равна нулю.
Для соблюдения путевого равновесия реактивный момент несущего винта должен быть уравновешен путевым моментом рулевого винта.
Для соблюдения поперечного равновесия без скольжения с правым креном необходимо, чтобы геометрическая сумма поперечных моментов была равна нулю, а тяга рулевого винта уравновешивалась боковой силой 5 и составляющей веса 02: Грв = 5 + С2. Если же вертолет сбалансирован без крена с левым скольжением (на рис. 69 не показано), тогда для попе-
речной балансировки необходимо, чтобы тяга рулевого винта уравновешивалась боковой силой 5 несущего винта и боковой силой фюзеляжа (22, возникающей за счет левого скольжения: Т5 2
Указанная на рис. 69 схема сил и моментов будет справедлива для всех случаев снижения с поступательной скоростью и работающими двигателями, различие будет лишь в величине углов снижения.
В полете пилот добивается установившегося снижения с поступательной скоростью и его балансировки на этом режиме, а значит, соблюдения указанных уравнений действием всеми рычагами управления, руководствуясь показаниями приборов и положением вертолета относительно естественного горизонта.
3. Летные характеристики вертолета Ми-8 в режиме снижения с поступательной скоростью с работающими двигателями
Снижение с поступательной скоростью — это такой режим полета, при котором располагаемая мощность несущего винта меньше потребной мощности для горизонтального полета вертолета, поэтому совершается снижение с работающими двигателями на пониженном режиме с определенной вертикальной скоростью снижения. Величина вертикальной скорости снижения зависит от величины заданной мощности двигателям, поступательной скорости по траектории, полетного веса вертолета, атмосферных условий и высоты.
Согласно общим законам аэродинамики вертолета наивыгоднейшими скоростями набора высоты и снижения с работающими двигателями должна быть экономическая скорость горизонтального полета — 120 км/ч. Для набора высоты эта скорость для вертолета Ми-8 подтверждена летными испытаниями. Однако же при снижении благодаря аэродинамическим особенностям вертолета Ми-8, как показали эксперименты, наивыгоднейшей скоростью снижения (при которой вертикальная скорость снижения минимальная) является скорость 150 км/ч по прибору при транспортировке грузов внутри грузовой кабины и 135—140 км/ч по прибору при транспортировке грузов на внешней подвеске (рис. 70).
При любой заданной мощности для снижения минимальная вертикальная скорость будет при наивыгоднейшей скорости снижения, так как на этой скорости винт работает в наилучших условиях и развивает максимальную тягу. На всех других скоростях полета меньше или больше наивыгоднейшей вертикальная скорость будет больше. При любой поступательной скорости вертикальную скорость можно менять изменением мощности двигателей с помощью ручки общего шага.
Чем больше вес вертолета, высота полета, выше температура и ниже атмосферное давление, тем больше вертикальная скорость при прочих равных условиях, и наоборот.
Диапазон допустимых скоростей снижения по траектории (по прибору) в зависимости от веса вертолета и высоты полета для вертолета Ми-8 установлен такой же, как и для набора высоты с поступательной скоростью и для горизонтального полета (см. табл. 17).
50 |
100 |
150 Упр., км |
о |
-2 |
\ |
-6 Уу,м/с |
Рис. 70. Зависимость вертикальной скорости снижения от скорости по траектории вертолета Ми-8 с грузом на внешней подвеске лтк=90%, /гт.в=9б%, *н.в= + 10°С, СПОЛ = Ю800 кг, Сгр='25ОО кг, Яср=500 м |
Рекомендуемая скорость снижения на высотах ниже 2000 м независимо от веса вертолета установлена в диапазоне 120—180 км/ч по прибору. Рекомендуемая вертикальная скорость снижения независимо от высоты и веса вертолета составляет 3—5 м/с.
По мере приближения к земле на установившемся снижении при правом положении рукоятки корректора газа и неизменном положении ручки общего шага обороты несущего винта будут поддерживаться автоматически >в пределах 95 ±2%, вертикальная скорость при этом будет уменьшаться гвсвиду увеличения мощности двигателей на заданном режиме их работы с потерей высоты и уменьшением потребной мощности для «полета вертолета. По мере приближения к земле пилот должен уменьшать общий шаг несущего винта, сохраняя заданную скорость вертикального снижения, обороты несущего винта при этом будут сохранятся в пределах заданных
программой регулятора оборотов РО-40ВР.
Таблица 17