Особенности выполнения вертикальных режимов полета
Вертикальный набор высоты. Для перехода от режима висе-ния к вертикальному набору высоты необходимо ручку общего шага плавно перевести вверх для парирования возросшего реактивного момента — координированно отклонять вперед правую педаль и ручку вправо. Если на висении использовался номинальный режим работы двигателей, то обороты несущего винта поддерживаются автоматикой в пределах 95±2%. При плавном наборе высоты обороты будут сохраняться неизменными. При переходе двигателей на взлетный режим при дальнейшем наборе высоты обороты несущего винта могут уменьшаться. При достижении их у винта 92—93%, а у компрессоров — в соответствии с графиком (рис. 30) в зависимости от температуры наружного воздуха у силовой установки будет взлетный режим, высота — потолок висения. При дальнейшем увеличении общего шага на- этом режиме или при большем темпе увеличения общего шага на режиме ниже взлетного наступает перетяжеление несущего винта. Минимально допустимые обороты винта должны быть не менее 89%.
Вертикальная скорость набора высоты должна быть небольшой, так как запас мощности и потолок висения обычно небольшие. В противном случае вертолет может по инерции выйти на высоту больше потолка висения, а потом самопроизвольно снижаться. В этом случае необходимо действовать так, как и на вертолете Ми-4: уменьшить общий шаг и удерживать вертолет в горизонтальном положении. Вертолет зависнет или сделает мягкое приземление.
Для прекращения набора высоты необходимо плавно уменьшить общий шаг несущего винта и зависнуть на заданной высоте, выдерживая ее движением ручки общего шага.
Вертикальное снижение. Для перехода от режима висения к режиму вертикального снижения необходимо плавным отклонением ручки общего шага вниз уменьшить общий шаг винта, чтобы вертикальная скорость снижения была не больше 2—3 м/с. При этом координированным движением левой педали вперед (ослабить нажим на правую педаль) и ручки циклического шага влево предотвратить разворот и перемещение вертолета вправо за счет уменьшения реактивного момента несущего винта и тяги рулевого винта.
Скорость снижения должна быть 1—2 м/с, но не более 3 м/с. При скорости более 3 м/с несущий винт входит в режим вихревого кольца, что особенно опасно на малых высотах, на которых затруднен вывод вертолета из режима вихревого кольца. С высоты 200 м до 10 м вертикальная скорость должна быть не более 2 м/с. Если вертикальное снижение ведется для посадки вблизи земли, то начиная с высоты 10 м вертикальная скорость должна быть равна 0,1—0,2 м/с, так как вертолет имеет боль-
шую массу и недостаточную приемистость двигателей. Если снижение ведется для зависания на заданной высоте, то движением ручки общего шага вверх уменьшить вертикальную скорость снижения до нуля на данной высоте.
Если вертикальное снижение начиналось с потолка висения* на котором силовая установка работала на взлетном режиме и обороты винта были в пределах 92—93%, то при снижении обороты винта будут увеличиваться, а обороты компрессоров будут уменьшаться. При достижении номинального режима и при плавном движении ручки общего шага обороты несущего винта сохраняются в пределах 95+2%.
3. Летные ограничения на вертикальных режимах полета
1.При вертикальном наборе высоты и снижении ограниче
ния по высоте такие же, как и для режима висения. Эти режимы
допускаются без ограничений на высотах до Юм, на высотах от
10 до 200 м — только в особых случаях, с грузами на внешней
подвеске, при выполнении спасательных работ и т. д.; на высотах
более 200 м они запрещаются., Скорость при наборе (высоты
и снижении на высотах более 200 м должна быть не менее ми
нимально допустимой для набора высоты или снижения с по
ступательными скоростями на данных высотах.
2. Вертикальный набор высоты и вертикальное снижение же
лательно производить при встречном ветре, но так как эти ре
жимы обычно применяются для взлета и посадки, то нужно по
ставить вертолет по курсу взлета или по месту стоянки на зем
ле, тогда эти режимы будут выполняться при боковом или
попутном ветре. Допустим боковой !ветер до 10 м/с, попутный до
5 м/с.
3. Вертикальная скорость снижения должна быть не более
3 м/с, с (высоты 200 м — не более 2 м/с, а на высотах менее 10 м—
1,1—0,2 м/с.
4. При наборе высоты с грузами на внешней подвеске верти
кальная скорость набора высоты в момент натяжения троса ш
отрыва груза от земли должна быть не более 0,1 м/с.
Глава V