Музыкально- ритмические упражнения
Двигаться в соответствии с контрастным характером музыки; двигаться в умеренном и быстром темпе; начинать и оканчивать движение с музыкой, менять движение в соответствии с двухчастной формой: ходить под музыку спокойно, бодро; бегать, подпрыгивать, делать движения с флажками, платочками (вверх, в сторону, направо, в сторону налево, вниз); пружинить ногами, слегка приседая; перестраиваться из круга врассыпную и обратно; двигаться парами по кругу в плясках и хороводах.
Музыкальный материал для пения
«Скрипочка поет» - муз. В. Иванникова, сл. А. Бродского.
«Ловкие ручки» - муз. Е. Тиличеевой, сл. Ю. Островского.
«Савка и Гришка» - белорусская народная песня.
«Песенка про звездочку» - муз. М. Иорданского, сл. З. Александрова.
«Зайчик» - муз. К. Волкова, сл. Сатуновского.
«Марш юных пионеров» - муз. С. Дешкина, сл. А. Жарова.
«На парад идем» - муз. Р. Рустамова, сл. Э. Фоминой.
«Вот он, праздник Октября» - муз. Т. Попатенко, сл. М. Ивенсон.
«Снежок» - муз. Ю. Слонова, сл. Н. Воронько.
«Дед Мороз» - муз. В. Корзина, сл. В. Викторова.
«Елочная песня» - муз. Т. Попатенко, сл. В. Донниковой.
«Санки» - муз. М. Красева, сл. О. Высоцкой.
«Про кота» - муз. Е. Веврика, сл. А. Чуркина.
«Наша Родина сильна» - муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной.
«Песня о маме» - муз. В. Витлина, сл. А. Нассовой.
«Для кого мы поем» - муз. В. Иванникова, сл. О. Фадеевой.
«Веснянка» - украинская народная песня.
«Пришла весна» - муз. В. Тиличеевой, сл. М. Ивенсен.
«Мир нужен всем» - муз. В. Мурадели, сл. С. Богомазова.
«Мишка с куклой пляшут полечку» - слова и музыка М. Качурбиной.
Музыкальные произведения для слушания
« Вальс» - муз. Д. Кабалевского.
«Мотылек» - муз. С. Майкапара.
«Три синички» - чешская народная песня.
«Кукушка» - муз. М. Красева, сл. М. Клоковой.
«Осень» - муз. П. Чайковского, сл. А. Плещеева.
«Нас много на шаре земном» - муз А. Александрова.
«Детская полька» - муз. М. Глинки.
«Марш» - муз. С. Прокофьева.
«Вальс» - муз. Н. Леви.
«Болезнь куклы», Новая кукла» - муз. П. Чайковского.
«Кавалерийская» - муз. Д. Кабалевского.
Ритмические упражнения и игры под музыку
«Пляска парами» - латвийская народная мелодия.
«Зайчики и лисички» - муз. Г. Финаровского.
«Солнышко и дождик» - муз. М. Раухвергера, Б. Антюфеева.
«Медведь» - русская народная иелодия.
«Пляска с султанчиками» - украинская народная мелодия.
«Найди себе пару» - муз. Т. Ломовой.
«Заинька» - русская народная мелодия.
«Лихие наездники» - русская народная мелодия.
« Ищи игрушку» - муз. А. Шапошникова.
«Приглашение» - украинская народная мелодия, обработка Г. Теплицкого.
Рисование
Пояснительная записка
Рисование – один из предметов программы обучения глубоко умственно отсталых детей, имеющий важное значение в плане развития и воспитания учащихся, коррекции их познавательной деятельности.
Занятия по рисованию способствуют развитию у детей чувства формы и цвета предметов, оказывают положительное влияние на формирование целенаправленной деятельности. В ходе уроков по данному предмету у учащихся развиваются аккуратность, настойчивость,
самостоятельность в работе.
Уроки рисования состоят из трех разделов: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы. Однако прежде чем подойти к этим занятиям, с учащимися необходимо провести подготовительные упражнения.
П о д г о т о в и т е л ь н ы е з а н я т и я
В ходе них дети учатся слушать и выполнять инструкции педагога, правильно держать карандаш, лист бумаги на столе, называть и дифференцировать цвета, проводить разнообразные линии, с помощью трафаретов рисовать и раскрашивать геометрические фигуры.
Во время занятий рисованием необходимо использовать различные упражнения, направленные на выделение величины, формы и цвета предметов. Они должны быть связаны с игровой и предметно-практической деятельностью учащихся.
На подготовительных занятиях большое место должно быть отведено работе с трафаретами (шаблонами). Они могут представлять собой различные геометрические фигуры, овощи, фрукты, а также буквы и цифры. Работа по обводке и раскрашиванию букв и цифр позволит лучше запомнить их.
В ходе подготовительных занятий большая роль отводится обучению детей раскрашиванию. Для них характерна крайне небрежная раскраска, когда штрихи наносятся линиями в различных направлениях и выходящими за контур рисунка и т. д. Здесь важным момен6том является индивидуальный показ учителем приёмов раскрашивания.
Большое внимание в работе с глубоко умственно отсталыми детьми следует уделять упражнениям, направленным на различение цветов. Очень важно научить детей различать основные цвета, находить в классе предметы заданного цвета.
Д е к о р а т и в н о е р и с о в а н и е
На уроках декоративного рисования дети под руководством учителя составляют простейшие узоры в полосе, круге, квадрате и т.д. учатся также различать цвета, по возможности красиво сочетать их, рисовать орнаменты в определённом порядке. Причём вначале детей учат составлять и раскрашивать орнаменты из геометрических фигур, а затем из растительных форм.
На младших годах обучения при составлении узоров в полосе из геометрических форм или растительных, деление полосы на одинаковые части производит учитель. В более старшем возрасте это задание выполняют сами учащиеся с помощью трафаретов.
Р и с о в а н и е с н а т у р ы
Большое место при проведении данных занятий занимает тщательный анализ объекта. С помощью учителя дети внимательно рассматривают предмет, определяют его форму и цвет.
Учащиеся тренируются в проведении горизонтальных, вертикальных и наклонных линий, учатся изображать хорошо знакомые предметы, определять пространственное расположение объектов, относительно друг друга (справа, посередине, слева, вверху, внизу), передавать окраску предметов.
С целью совершенствования познавательной деятельности учащихся целесообразно использовать на уроке такие предметы, которые дети могли бы по возможности анализировать. Для этого хорошо иметь строительный конструктор, с помощью которого можно составлять различного вида постройки.
Р и с о в а н и е н а т е м ы
В уроки рисования на темы входит изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование сказок. Оборудование уроков тематического рисования составляют игрушки, модели, муляжи.
Учащиеся изображают очень простые по форме предметы, раскрашивают их. Педагог подробно объясняет и показывает: что следует нарисовать, где и в какой последовательности. При этом вводит в свою речь слова, обозначающие пространственные отношения предметов.
С целью повышения эффективности уроков тематического рисования учитель должен чаще использовать различные игровые приёмы и игровые ситуации. Особое внимание при этом уделяется развитию речи учащихся. С помощью учителя дети должны описывать предмет, рассказывать о последовательности работы над рисунком, давать отчёт о проделанном.
На уроках тематического рисования дети рассматривают и пересказывают по вопросам содержание картин, изображающих времена года, даты календаря, различные детские сказки.
Уроки рисования должны быть тесно связаны с другими предметами, и в частности с уроками письма и предметно-практической деятельности.
Класс
Подготовительные упражнения
Выявление навыков рисования.
Развитие умения правильно держать карандаш.
Знакомство с понятиями «верх», «низ» (листа бумаги), умение правильно располагать бумагу на парте.Знакомство с основными цветами и заучивание их (красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый).
Развивать умение проводить прямые, вертикальные, горизонтальные и наклонные линии на бумаге в клетку (лесенка, шарфик, узор) по опорным точкам.
Упражнения в проведении прямых линий различной толщины на гладкой бумаге ( тропинка, шнурки, ветки).Различение круга, квадрата, треугольника. Рисование их по трафарету, намеченным линиям, опорным точкам.
Развитие навыка правильного раскрашивания с соблюдением контура.
Обводка и последующее закрашивание изображений несложных предметов, используя знания геометрических фигур.
Декоративное рисование.
Содействовать выработки у детей умения проводить от руки прямые вертикальные, горизонтальные и наклонные линии; упражнять в закраске элементов орнамента, соблюдая контур рисунка; развивать умение применять трафареты ( шаблоны); учить различать и называть цвета: черный, белый, синий, красный, зеленый, желтый.
Примерные задания
Рисование по трафарету, намеченным линиям больших и маленьких квадратов, их раскрашивание.
Рисование узора в квадрате ( квадрат - по трафарету).
Рисование геометрического орнамента по трафаретам.
Рисование узора в полосе из треугольников.
Рисование круга по трафарету.
Рисование узора в полосе из кругов (круги – по трафарету).
Рисование с натуры
Учить детей различать несложные предметы по форме, величине, цвету и рисовать их по трафарету, намеченным линиям, по точкам; с помощью учителя раскрашивать рисунок, не выходя за контуры.
Примерные задания
Рисование и раскрашивание осеннего листа ( дорисовывание недостающих элементов, рисование по точкам).
Рисование по точкам и раскрашивание моркови.
Рисование домика ( высокого, низкого) по трафаретам и опорным точкам.
Рисование по шаблону с последующим раскрашиванием флажка, елки.
Рисование по трафаретам пройденных букв и цифр.
Рисование по трафарету цветов, раскрашивание их.
Рисование на темы
Учить детей по возможности правильно размещать элементы рисунка на листе бумаги; передавать пространственные и величинные элементы простейших предметов ( наверху, внизу, большой, маленький, высокий, низкий); отождествлять с помощью учителя свой рисунок с реальным предметом; правильно подбирать цвета.
Примерные задания
Рисование на темы: «Ярко светит солнышко», «Новогодняя елка», «Праздник 1 мая», «Салют».
Рисование по замыслу «Что бывает круглое»
Рисование на темы: «Цветы растут на полянке», «Разноцветные флажки» (большие и маленькие).
II класс
Декоративное рисование
Продолжать вырабатывать у детей умение проводить от руки вертикальные, горизонтальные и наклонные линии ( вначале на листе бумаги в клеточку); развивать умение рисовать с помощью трафарета узора в квадрате путем деления квадрата по осевым линиям – диагоналям; учить различать плоскостные геометрические фигуры по цвету и форме: раскрашивать рисунок, используя основные цвета и не выходя за контур.
Примерные задания Закрашивание готового узора с использованием 2-3 контрастных цветов. Рисование с помощью трафарета узора в полосе из геометрических фигур, опираясь на образец.
Самостоятельное рисование геометрического узора с опорой на образец.
Рисование в квадрате с помощью трафарета и без него узора из листочков (на осевых линиях – диагоналях).
Рисование узора для косынки треугольной формы разной величины, разного цвета.Рисование узора в круге ( «расписная тарелка», шар).
Самостоятельное составление узора с использованием трафаретов.
Рисование с натуры
Учить детей по возможности правильно располагать изображение на бумаге; различать и называть формы квадратных, круглых и треугольных предметов; передавать в рисунке с помощью шаблона квадратную, круглую и треугольную форму предметов; по возможности соблюдать в рисунке пространственные отношения предметов; аккуратно раскрашивать рисунок.
Примерные задания
Рисование с натуры предметов, напоминающих геометрические фигуры (тарелка, платок, часы, косынка).
Рисование с натуры овощей, фруктов с применением трафарета и без них (яблоко, лук, репа, морковь, огурец).
Рисование предметов, состоящих из ряда геометрических фигур, с использованием нескольких цветов (бусы, домик, скворечник, снежная баба).
Рисование с натуры весенних цветов ( мать – мачеха, одуванчик).
Рисование по опорным точкам и образцу пройденных букв и цифр.
Рисование на темы
Работать над обогащением зрительных представлений учащихся; учить их передавать в рисунке основную форму знакомых предметов; изображать по представлению округлую форму частей предмета.
Примерные задания
Рисование на тему «Времена года».
Рисование тематических картинок к датам Красного календаря.
Иллюстрирование сказок «Колобок», «Три медведя» (чашки различной формы, ложки).
III класс
Декоративное рисование
Продолжать учить детей проводить от руки прямые линии. Рисовать геометрические фигуры и составлять из них различные узоры; чередовать цвета в узоре; рисовать по обводке, с помощью трафаретов, шаблонов и самостоятельно растительные узоры, правильно используя цвета.
Примерные задания
Рисование геометрического узора по образцу, по обводке.
Самостоятельное составление и рисование геометрического узора.
Рисование геометрического орнамента в квадрате (деление по диагоналям), треугольнике.
Обводка растительного узора в полосе с самостоятельным раскрашиванием.
Составление и закрашивание растительного узора в полосе с помощью трафаретов.
Самостоятельное рисование растительного узора в полосе (елка, гриб, снежинка, снеговик).
Рисование растительного узора в круге (салфетка).
Рисование узора из цветов и листочков.
Рисование с натуры
Продолжать учить детей правильно размещать изображение на листе бумаги. Различать и называть формы квадратных, круглых, треугольных и прямоугольных предметов; передавать в рисунке с помощью шаблона и самостоятельно квадратную, круглую, треугольную и прямоугольную форму отдельных предметов; уметь по возможности соблюдать в рисунке пространственные отношения предметов, используя слова «посередине», «слева», «справа»; аккуратно раскрашивать рисунок, соблюдая контур; подбирать цвета, соответствующие натуре.
Примерные задания
Рисование с помощью шаблона листьев дуба, березы, тополя. Рисование овощей, фруктов, ягод, грибов.
Рисование предметов прямоугольной формы (портфель).
Рисование цветов (ромашка, колокольчик).
Рисование новогодних игрушек (бусы, флажки, шары).
Рисование моделей несложных конструкций (два кубика и призма).
Рисование игрушек (барабан).
Рисование по образцу пройденных цифр и букв.
Рисование на темы
Продолжать обогащать представления учащихся об окружающей действительности.
Учить их воспроизводить в рисунке знакомые предметы, передавать пространственные отношения предметов (рядом, около, вверху, внизу).
Примерные задания
Рисование на темы: «Осенний лес», «Новогодняя елка», «Деревья весной». Иллюстрирование сказки «Репка».
Тематическое рисование к датам Красного календаря (Открытка к 8 Марта, «Мой дом, моя школа к празднику 1 Мая).
IV класс
Декоративное рисование
Учить детей рисовать по образцу и самостоятельно узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате; определять форму и цвет составных частей, по возможности определить структуру узора.
Примерные задания
Самостоятельное рисование декоративных узоров.
Самостоятельное расположение деталей узора и составление их на данной площади.
Рисование растительного узора в полосе по образцу.
Составление растительного узора из двух фигурок – трафаретов в полосе.
Самостоятельное рисование растительного узора в полосе.
Рисование узора в квадрате по образцу и самостоятельно (платок, скатерть, салфетка).
Составление узора из линий различной конфигурации и цвета.
Составление и рисование узора в квадрате, раскрашенного на заданных линиях.
Рисование узора в круге (люстра).
Рисование с натуры
Продолжать учить учащихся различать и изображать предметы квадратной, прямоугольной, круглой и треугольной формы; по возможности развивать умение определять последовательность выполнения рисунка.
Примерные задания
Рисование предметов, включающих в себя геометрические формы: дом (одноэтажный, многоэтажный), автобус.
Рисование елки с игрушками.
Рисование листьев березы и ивы.
Обводка и раскраска с помощью трафаретов листьев клена и дуба.
Рисование гирлянды новогодних игрушек (шары).
Рисование овощей и фруктов различной формы.
Рисование снеговика. Рисование цыпленка. Рисование башенки из элементов строительного материала. Рисование на темы
Развивать у учащихся умение соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов; учиться по возможности располагать их в определенном порядке; учить передавать характерные признаки времен года средствами изобразительного искусства.
Примерные задания
Рисование на темы: «Ракета в космосе», «Деревья весной», «Моя улица». Иллюстрирование сказки «Гуси – лебеди».
Рисование на темы, связанные с празднованием дат Красного календаря.
Трудовое обучение
Пояснительная записка