Трудовое обучение представлено в программе видами работ с бумагой, бисером и пайетками, бросовым материалом.

Программа

IV класс

Бумага. Элементарные представления о свойствах бумаги. Виды бумаги: писчая, газетная, рисовальная, оберточная.. внешние признаки и свойства бумаги: белая, цветная, тонкая, толстая, плотная, глянцевая, матовая; бумага размокает, сгибается, мнется, разрывается, разрезается, прокалывается, склеивается, впитывает влагу. Сравнение учащимися свойств бумаги различных видов. Составление учащимися коллекции бумаги различных видов (3-4 вида). Изделия из бумаги и их использование.

Работа с бумагой. Сгибание листа бумаги пополам путем складывания двух противоположных углов и проглаживания рукой. Сгибание листа бумаги вчетверо. Сгибание нескольких листов бумаги сразу. Сгибание листа по обеим диагоналям и нахождение середины. Сгибание листа в треугольник, посредством отгиба углов и сгиба по диагоналям. Складывание листа бумаги с угла на угол по средней линии. Отрывание кусочков бумаги составление простой мозаики (яблоко, гриб, елочка и т. д.). Разрывание бумаги по сгибу и по намеченным линиям.

Изготовление из прямоугольного листа бумаги квадратного путем сгибания по диагоналям и обрывания излишка. Сгибание квадратного листа конвертиком. Отгиб кромки листа по намеченным линиям с одной, двух, трех, четырех сторон.

Знакомство с ножницами. Хватка инструмента. Синхронность работы обеих рук: правая рука с ножницами – режущая, левая рука – подающая. Правила техники безопасности при работе с ножницами. Упражнения в произвольном резании бумаги, по намеченной линии и по следу сгиба листа.

Работа с бисером и бросовым материалом.

Знакомство со свойствами бисера, видах работ с ним. Приемы обсыпания на обработанную клеем поверхность мелкого бисера., наклеивание пайеток.

Изготовление аппликаций из готовых изделий, складывание из бумаги простейших предметов (вертушки, голубя и т. д.).

Социально-бытовая ориентировка

4кл

Пояснительная записка.

Наблюдения и опыт изучения бытовой и социальной адаптации детей с нарушением интеллекта показывает большие трудности в их приспособлении к самостоятельной практической жизни.

С большим трудом усваиваются ими усложнённые навыки ориентирования в окружающей жизни: умение пользоваться общественным транспортом, навыки общения, использования табличек, объявлений указателей, навыки поведения в магазине и других общественных местах. Эти навыки и умения тесно связанны с теми общеобразовательными знаниями, которые в состоянии получить имбецил в школе, т.е. с чтением, письмом, счётом. Но не всегда продвижение в этих знаниях соответствует успешной социальной адаптации подростка-имбецила. Безусловно, обученный элементарной грамоте и счёту имбецил может более успешно адаптироваться в общественной жизни: между тем, бесспорно и другое – одного обучения грамоте и счёту для него недостаточно, необходимо специальное обучение навыкам общения. Это обучение протекает более эффективно, когда ребёнок на практике сталкивается со всей суммой знаний и навыков, связанных с жизнью человека в обществе. Такое обучение осуществляется по программе бытовой ориентации. Этот предмет вводится в учебный план с 4-го года обучения; проводят его воспитатели групп.

Программа

IV класс

Я и моя семья. Место жительства

Значение и отчетливое произношение своей фамилии и имени. Знание своего возраста. Знание своего адреса. Знание фамилии, имени и отчества отца и матери. Знание имен ближайших родственников (братья, сестры, бабушка, дедушка), степень их родства.

Навыки общения и культуры поведения

Выработка навыков и умений организованного коллективного поведения. Выработка умений правильно ходить, стоять, сидеть. Умение обратиться с вопросом, сообщением, передать просьбу, поручение товарищу, взрослому. Умение выслушать речь взрослого. Умение благодарить за помощь, за услугу. Выработка поведения в общественных местах: на улице, в кино, на экскурсии, в магазине, в транспорте. Систематические посещения кино, кукольного театра, просмотр телепередач, диафильмов. Навыки поведения в школьном буфете, столовой.

Моя школа и мой класс (мой детский дом, моя группа)

Знание названия, номера и адреса школы. Знание директора школы, учителей, врача, нянечек. Знание всех школьных поведений. Четкое соблюдение всех режимных моментов и требований «Правил для учащихся». Умение приветствовать работников школы, родителей и друг друга. Поздравление с праздниками работников школы и родителей.

Улица. Правила уличного движения. Транспорт

Улица и ее части: тротуар, проезжая часть, переход. Их назначение. Тротуар, движение по тротуару. Движение по тротуару у выездов со дворов домов. Экскурсия по улицам. Знание крупных объектов, расположенных вблизи школы. Правила поведения на улице. Соблюдение чистоты и порядка на улице.

Виды транспорта. Элементарные правила дорожного движения и поведения пешеходов. Светофор, переход. Изучение детьми следования от дома до школы и обратно. Правила поведения пассажиров в транспорте.

Магазины

Виды магазинов: промтоварный, продовольственный. Что в них продается. Глобальное чтение вывесок «Булочная», «Гастроном», «Универмаг» и т. д. Профессии работников магазина: кассир, продавец, контролер. Экскурсии в магазин.

Организация общественного питания

Буфет, школьная столовая. Правила поведения в столовой.

Знать, кто отпускает пищу, кто моет посуду. Выработка привычки убирать за собой грязную посуду.Культурные учреждения для отдыха учащихся

Парк, сквер. Отличие леса от парка и сквера. Озеленение городов и значение озеленения для здоровья человека. Охрана зеленых насаждений.

Праздники календаря.

Наши рекомендации