Развитие речи (предметные уроки, экскурсии)
Пояснительная записка
Речь глубоко умственно отсталых детей исключительно скудна и дефектна. Их собственные высказывания отличаются крайней бедностью, ПОЭТОМУ НЕОБХОДИМЫ СПЕЦИАЛЬНЫЕ СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ занятия по развитию речи.
Дети должны уметь назвать то, что они видят в классе, в игровой комнате, в спальне и т.д. Чтобы ускорить развитие речи плохо говорящих детей, необходимо заставлять их повторять слова учителя. Занятия по развитию речи хорошо проводить в форме игр, требующих вопросов и ответов.
Каждый урок по развитию речи должен быть посвящён одной какой-нибудь теме. Взятой из окружающей действительности, при этом количество новых слов, сообщаемых на одном уроке должно быть ограниченно.
Нужно учить детей оформлять свои желания словесно, для чего ввести разучивание фраз-приказаний и фраз-просьб и их выполнение.
Занятия по развитию речи должны способствовать осмыслению практического опыта, приобретенного детьми на предметных уроках и экскурсиях.
На предметных уроках и экскурсиях дети знакомятся с жизнью растений и животных, изменениями в природе и трудом людей. Дети знакомятся с объектами на основе непосредственных чувственных восприятий, учатся анализировать, находить сходства и различия, делать простейшие выводы и обобщения.
Экскурсии представляют собой учебные занятия, во время которых учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке.
Наблюдения во время экскурсий завершаются сбором материала для оформления в виде коллекций, гербариев и рисунков в тетрадях. Этот природный материал может быть использован на уроках ручного труда, арифметики, рисования и на других уроках.
Практические работы помогают закреплению определённых умениё и навыков. Для развития различных органов чувств полезно лепкой из глины или пластилина, изображать предметы в виде рисунков и аппликаций. Большую помощь в изучении материала окажут различные наглядные пособия, показ кино, диафильмов, видеофильмов.
Экскурсии, наблюдения, практические работы развивают речь, память, внимание, наблюдательность, логическое мышление детей. Уроки, построенные на непосредственном знакомстве с живыми предметами и явлениями природы, возбуждают у детей интерес. Стимулируют к деятельности. Эти уроки способствуют развитию коррекции личности школьника и необходимы в жизни.
ПРОГРАММА
I класс
Развитие устной речи учащихся: умение повторять и выполнять простые поручения по словесной инструкции, полностью называть своё имя и фамилию, называть имя и отчество учителя, называть имя и отчество родителей; называть имя и фамилию учеников, внятно выражать свои просьбы и желания. Учить детей рассказывать короткие и доступные для их понимания стихотворения со слов учителя, называть и показывать части тела; называть предметы находящиеся в классе; называть и применять слова : здравствуйте, до свидания, спасибо, извините,; повторять за взрослыми фразы: «Можно войти (выйти)», «Можно идти», «Можно сесть» и т. п.
Умение отвечать на вопросы: кто это? что это? что делает? Осуществлять классификацию предметов (посуда, одежда) по наглядному образцу, знать обобщающие слова. Упражнения по построению простейших фраз по картинкам.
Краткие беседы о назначении предметов обихода. Умение строить фразы, характеризующие действия учителя и учащихся.
Для безречевых детей необходимо создавать ситуации, стимулирующие их речь. Поощрять любую речь, в том числе лепетную. У этих детей не требовать называть свою фамилию, имя и отчество учителя, родителей и фамилии учеников. Они должны уметь по произнесённой фамилии показывать учеников и по возможности называть их имена; показывать части тела и лица по просьбе, а также предметы, находящиеся в классе. В работе с безречевыми детьми учитель должен заставлять повторять за ним отдельные слова, разучивать слова и фразы, включающие просьбы. Рассказывание детям коротких простых рассказов и работа над пониманием их содержания путём разыгрывания на игрушках. Включается тема «Игрушки», даётся обобщающее слово «игрушки».
Т е м а т и к а
Классная комната и её значение (стены, потолок, пол, окна, дверь, классная доска, парты, стол). Правильная посадка за столом, за партой. Поддержание порядка в классе.
Учебные вещи и их назначение. Обращение с ними.
Школа. Ознакомление со школьными помещениями: классы, коридор, библиотека, столовая, гардероб, школьные мастерские, кабинет врача. Школьный двор.
Одежда (пальто, платье, фартук, рубашка, пиджак, брюки, кофта). Школьная форма девочек, школьная форма мальчика. Уход за одеждой. Обувь (ботинки, тапочки, туфли, сапоги, валенки, калоши). Уход за обувью. Огород (морковь, лук). Название. Различие по цвету, форме, величине, вкусу. Сад (яблоко, груша). Название. Различие по цвету, форме, величине, вкусу. Домашние животные (кошка, собака). Внешний вид (голова, лапы, хвост). Питание. Птицы (голубь). Внешний вид (голова, две ноги, два крыла, хвост).
Ежедневные наблюдения за погодой (идёт дождь, снег).
Осень (солнце светит редко, дождь, пасмурно).
Зима (холодно, снег, лёд, мороз).
Весна (потепление, сосульки, снег и лёд тают).
Практическая работа в живом уголке. Пересадка в ящик лука и наблюдение за его ростом.
Экскурсии по школе, на школьный двор, огород, в парк, сад для наблюдений сезонных изменений в природе, для ознакомления детей со школой, с окружением школы.
Сбор природных материалов.
II класс
Повторение материала I класса.
Логопедические занятия. Продолжение работы по программе I класса.
Ответы на вопросы и самые простые самостоятельные высказывания в связи с ручным трудом, наблюдениями и экскурсиями.
Составление по картинкам распространённых предложений, состоящих из трёх слов («Мальчик читает книгу», «Кошка пьёт молоко»).
Умение осуществлять классификацию предметов (обувь, игрушки, дикие и домашние животные) по словесной инструкции, знать обобщающие слова.
Уметь строить предложения с предлогами «на» и «в», выражающими пространственное положение предметов (на парте - в парте).
Продолжение работы первого класса по соотнесению натуральных объектов с их графическим изображением, умение узнавать изображённый предмет. Тренировка в словесном обозначении действий, предметов.
Знание форм множественного числа (стол – столы, книга – книги).
Заучивание стихотворений, речёвок, считалок, потешек, коротких песенок.
Т е м а т и к а
Овощи (помидор, огурец). Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу. Обобщающее понятие «овощи».Фрукты (согласно местным условиям). Различия по форме, величине, вкусу.Обобщающее понятие фрукты.
Деревья. Распознавание не более двух видов деревьев, заметно отличающихся друг от друга (берёза и ель). Уметь рассказать о наиболее ярких признаках этих деревьев (цвет коры, иглы у ели, листья у берёзы.Осенью листья опадают, а иглы остаются).
Комнатные растения (герань цветущая). Название. Распознавание по внешнему виду.
Домашние животные (кошка, собака). Расширение и дополнение полученных знаний в I классе. Внешний вид: тело покрыто шерстью, на лапах когти. Какую пользу кошка и собака приносят человеку, как заботится о них человек.
Дикие животные (лиса, заяц). Внешний вид, питание.
Домашние птицы (курица). Сравнение петуха и курицы (величина, оперение, гребень, шпоры, голос). Чем питаются, какую пользу приносят человеку.
Птицы (ворона, воробей). Наблюдение за живыми птицами во дворе или в парке. Внешний вид (туловище, на голове глаза, клюв). Птицы кладут яйца, высиживают птенцов. Сравнение. Различия.
Наблюдения за сезонными изменениями в природе. Осень: похолодание, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках. Зима: холод, снег, снежинки. Весна: потепление, сосульки, таяние снега, распускание почек. Ведение календаря погоды.
Труд взрослых в связи с сезонными изменениями в природе.
Практическая работа в живом уголке. Посадка в ящик для наблюдения семян овса.
Экскурсии в сад, на огород, в поле, к цветнику, в лес, к речке.
Просмотр диафильмов: «Осенние работы на огороде», «Осень»
III класс
Повторение материала II класса
Логопедические занятия. Исправление дефектов речи. Расширение словаря и работа над фразой.
Краткие беседы о назначении предметов обихода.
Умение заканчивать начатую учителем фразу, с ответом на вопрос: Что? Чем? Куда? Где? Что делает?
Например: Саша чистит (что?) зубы. Вова идёт (куда?) домой.
Упражнения на построение предложений по вопросам учителя на пройденные темы.
Умение строить предложения с предлогами «у», «около», «за», «над», «под», выражающими пространственные отношения предметов.
Закрепление умения осуществлять построенную классификацию предметов по словесной инструкции с опорой на наглядность.
Т е м а т е к а
Овощи (картофель, капуста). Употребление этих овощей в пищу.
Арбуз. Цвет, величина, форма, вкус.
Деревья (дуб, тополь). Распознавание.
Части дерева: корень, ствол, ветви, листья. Листья распускаются из почек.
Комнатные растения (бегония). Название. Распознавание.
Цветы (одуванчик, ромашка). Название. Распознавание.
Домашние животные (корова, лошадь) Где живут, чем питаются, какую пользу приносят человеку. Сравнение коровы и лошади по внешнему виду.
Дикие животные (ёж, белка). Части тела, где живут, как передвигаются. Сравнение с домашними животными.
Птицы (ворона, воробей). Дополнения к пройденному материалу во II классе: какую пользу приносят человеку. Грач.внешний вид. Какую пользу приносит человеку.
Наблюдения за сезонными изменениями в природе. Лето: солнечные, жаркие дни, зелёные листья на деревьях, цветение трав, сбор ягод и грибов. Осень: пасмурные дни, похолодание, холодные дожди, листопад. Зима: морозы, метели. Весна: таяние снега и льда, первые весенние цветы. Ведение календаря погоды.
Практическая работа. Сезонные работы в саду, на огороде. Работа в живом уголке: наблюдение за распусканием листьев срезанной ветки тополя.
Экскурсии в парк, лес для наблюдений за осенними, зимними и весенними изменениями в природе.
Просмотр диафильмов: «Лето», «Зима пришла», «Весна».
IV класс
Повторение материала 3-го класса.
Индивидуальные логопедические занятия по исправлению дефектов речи. Расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся.
Уточнение значения слов по схеме: натуральный объект – его изображение – вербальное описание.
Закрепление умения отчетливо повторять произносимые учителем слова и фразы, соотносить предмет с его изображением и наоборот, называть предмет по его изображению и давать простейшую характеристику по признакам: цвет, размеры, функциональные признаки и т. д.
Работа над сравнением предметов, действий по существенным признакам.
Закрепление умения правильно употреблять в разговорной речи формы знакомых слов с использованием предлогов, прилагательных и простых наречий.
Составление простых нераспространенных предложений на основе демонстрируемых действий, по картинкам, по вопросам учителя, по опорным словам. Распространение предложений прилагательными – определениями.
Использование естественно сложившихся и специально создаваемых ситуаций для активизации речевой деятельности учащихся.
Проведение ежедневных разговорных десятиминуток, на которых учащиеся рассказывают о своих наблюдениях в связи с трудом, самообслуживанием, о просмотренных телепередачах, о том, как ехали в школу и т. д. Создание речевого «климата» внутри класса в связи с различными видами деятельности: экскурсии, коллективные игры, коллективный труд.
Просмотр диафильмов, кинофильмов и телепередач с последующим обсуждением.
Подготовка к праздникам. Элементы драматизации.
Тематика.
Овощи: свекла. Внешний вид корня свеклы. Вкус. Употребление в пищу.
Ягоды (смородина, крыжовник). Цвет, форма, вкус (описание по вопросам учителя).
Сад. Расширение и обобщение знаний, полученных в предыдущих классах.
Деревья (клен). Название. Распознавание.
Растения (деревья, кусты, травы). Узнавание, различие.
Комнатные растения (алоэ). Название, распознавание.
Цветы (роза, георгин). Название, распознавание.
Домашние животные (свинья). Внешний вид, чем питается, какую пользу приносит человеку.
Дикие животные (волк, медведь). Части тела. Чем питаются, как передвигаются. Сходство и различие по внешнему виду. Жизнь диких животных зимой и летом.
Птицы (скворец). Внешний вид. Где живет, какую пользу приносит человеку. Бережное отношение к птицам.
Насекомые (муравей, муха, божья коровка). Название. Внешний вид, где живут.
Труд людей летом и осенью.
Наблюдения за сезонными изменениями в природе. Название осенних, зимних, весенних месяцев. Лето: солнечные, жаркие дни. Летние работы в деревне. Летние месяцы. Осень: дует холодный ветер. Часто идут дожди. Зима: снегопад, в морозную погоду снег скрипит под ногами, замерзли пруды, реки. Весна: пригревает солнце, на реке ледоход, разлив рек, первые проталины. Ведение календаря погоды по сезонам. Ежедневные наблюдения за погодой.
Экскурсии. Осенью сбор листьев и классификация их по величине, форме и принадлежности к породам деревьев.
Зимой показать почки на ветках деревьев. Провести наблюдения за распусканием почек в природе, на ветках, находящихся в классе. Весенняя экскурсия в сад (растения сада).
Практическая работа: посев семян свеклы в ящик. Наблюдение за их ростом и развитием.
Просмотр диафильмов: «Приключения скворца «Шурика», «Весенние работы на огороде», «Сезонные изменения в жизни «животных»».
Уровень F70.
Программа специальных (коррекционных) учреждений 8 вида. Подготовительный класс. 1-4 классы. Под ред. В.В.Воронковой.
Учебный план
по адаптированной программе для детей с нарушением интеллекта
уровень F70
Общеобразовательные области | Количество учебных часов в неделю | |||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |
Общеобразовательные курсы | ||||
1.Родной язык и литература | ||||
Чтение и развитие речи | ||||
Письмо и развитие речи | ||||
Развитие устной речи | ||||
Математика | ||||
Природа | ||||
Природоведение | ||||
Биология | ||||
География | ||||
Обществознание | ||||
История Отечества | ||||
Обществознание | ||||
Этика и психология семейной жизни | ||||
Искусство | ||||
ИЗО | ||||
Музыка и пение | ||||
Физкультура | ||||
2. Трудовая подготовка | ||||
Трудовое обучение | ||||
Профессиональное трудовое обучение | ||||
Производственное обучение | ||||
Трудовая практика (в днях) | ||||
Итого (обязательная нагрузка согласно нормам СанПиНа) | ||||
3. Коррекционная подготовка | ||||
СБО | ||||
Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия, в т.ч. логопедия | ||||
ЛФК (в бассейне) | ||||
Ритмика (развитие психомоторики и сенсорных процессов (психолог) | ||||
Школьный компонент | ||||
Итого: обязательные групповые и инд. коррекционные занятия | ||||
4.Факультативные занятия | ||||
Всего: максимальная нагрузка на учащегося |
РУССКИЙ (РОДНОЙ) ЯЗЫК
КЛАССЫ
Русский (родной) язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Все знания учащихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.
Задачи обучения русскому языку:
научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;
выработать элементарные навыки грамотного письма;
повысить уровень общего и речевого развития учащихся;
научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
формировать нравственные качества.
Русский язык в младших классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для обучения детей с недостатками интеллекта включает следующие разделы и соответствующие программы:
- чтение и развитие речи, письмо и развитие речи на основе содержания раздела «Обучение грамоте» (1 класс),
-чтение и развитие речи (2—4 классы),
-чтение и письмо (2—4 классы )
Умственно отсталые дети в большинстве случаев начинают говорить значительно позже, чем их нормально развивающиеся сверстники; период их дошкольной речевой практики более короткий. Процесс овладения речью у детей этой категории существенно затруднен вследствие неполноценности их психического развития. В результате к началу школьного обучения они не достигают такого уровня речевого развития, который обеспечивал бы успешное освоение знаний и навыков в области языка