Музыкально-ритмические занятия.

В работе с данной категорией детей применяется адаптированная авторская программа «До,ре,ми», разработанная учителем музыки Марковой Е.Н., на основе программы «Обучение детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью», «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Е.А.Екжановой, Е.А.Стребелевой и собственного опыта работы.

Программа «До,ре,ми» является приложением к данной программе.

Проведение занятий. Занятия проводятся подгруппами (2-4 чел) и индивидуально. Форма проведения подбирается педагогом исходя из задач обучения и состояния ребенка на период проведения занятия. Время занятия от 5 до 20 минут, варьируется от возможностей ребенка.

Обучение по школьным программам.

Обучение по школьным программам проходит на 2х уровнях F71 и F70, соответственно программам Обучения глубоко умственно отсталых детей и программы специальных (корреционных) учреждений VIII вида. Уровни определены международной классификацией болезней (МКБ) и соответствуют психическим заболеваниям –умственной отсталости легкой степени (F70) и умеренной степени (F 71).

Образовательные предметы чтение, письмо, счет (математика) различаются по своему содержанию, соответственно программам.

Предметы ИЗО деятельность (рисование), физкультура, музыка (пение, ритмика), трудовое обучение объединены в единый комплекс по возможностям воспитанников. Согласно Закону «Об образовании» уроки проводятся в первую половину дня, по 35. минут, согласно учебному плану и расписанию. В центре уроки сокращены на 5 минут, ввиду состояния здоровья воспитанников. Форма, структура уроков соответствует общепринятым.

Учебный план по уровню F71

по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта

Наименование предметов    
1 кл 2кл 3кл 4кл  
Чтение и письмо  
Счет  
Развитие речи  
Предметно-практическая деятельность, конструирование, ручной труд  
Хозяйственно-бытовой труд, привитие навыков самообслуживания  
Физическая культура  
Пение и ритмика  
Рисование  
Трудовое обучение - - -  
Социально-бытовая ориентировка - - -  
Всего обязательных занятий  
Индивидуальные логопедические занятия  
Обязательные занятия с психологом  
ЛФК  

Учебный план составлен на основе учебного плана «Программы обучения глубоко умственно отсталых детей» с некоторыми изменениями:

- сокращение общего количества часов, согласно графику работы учреждения по 5 дневной рабочей неделе, в первую половину дня

- перераспределение часов на коррекционный компонент - занятия педагога-психолога, ЛФК как третьего часа физкультуры для учащихся, нуждающихся по медицинским показаниям.

- физкультура проводится в виде уроков (25-30мин) и в бассейне (25-30мин)

- уроки и занятия проводятся учителями и воспитателями групп.

чтение, письмо, счет рисование, трудовое обучение - проводятся учителями,

пение и ритмика - учителем музыки,

занятия физкультурой - воспитателями и инструкторами бассейна и ЛФК.

ППД, ХБТ, социально-бытовая ориентировка - воспитателями групп в виде уроков, занятий и воспитательных мероприятий.

Программа адаптирована для детей с нарушением интеллекта до степени умеренной умственной отсталости

Чтение и письмо

1-4 классы

Пояснительная записка

Освоение слоговых структур и упражнения в чтении слов, состоящих из усвоенных слогов, должны проводиться на основе тщательного звукового анализа и синтеза. В соответствии с этим на уроках грамоты широко используются такие дидактические пособия, как подвижная азбука, карточки со слогами, букварные настенные таблицы.

На младших годах обучения учащиеся осваивают буквы, учатся слоговому чтению, много работают с буквами разрезной азбуки, различными таблицами.

В средних классах глубоко отсталые дети читают короткие тексты из учебника вспомогательной школы, пересказывают их по вопросам учителя, упражняются в чтении рукописного текста

Глубоко отсталых детей старшего школьного возраста следует учить читать печатные инструкции, связанные с уроками труда, уличные вывески, короткие рассказы из детских журналов.

Особенности первых занятий по обучению письму заключаются в том, что одновременно даются как технические навыки, так и умения в изображении отдельных элементов букв.

При обучению чтению и письму следует учитывать неоднородность состава класса (группы) и осуществлять дифференцированный подход к учащимся. Обучение письму глубоко умственно отсталых детей носит сугубо практическую направленность, не требующую от ученика усвоения правил.

Конечная цель обучения грамоте заключается в том, чтобы научить более способных детей писать самостоятельно на слух, по памяти короткие предложения из 2-4 слов, уметь писать своё имя, фамилию, адрес, поздравительную открытку. Учащиеся должны уметь прочесть несложный текст, ответить на заданные вопросы.

ПРОГРАММА

I класс

Добуквенный период

1. Привитие учащимся навыков учебной деятельности: умение правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя, поднимать руку при желании что-то сказать, просить разрешения выйти из класса .

2. Специальная логопедическая работа (проводится логопедом и закрепляется на уроке учителем). Развитие органов артикуляционного аппарата, постановка дыхания и голоса, исправление дефектов речи.

3. Уточнение и развитие слухового восприятия учащихся. Развитие речевого слуха.

Развитие звуков окружающей действительности (стук, звон, гудение, жужжание, и т. д.).Правильное произнесение за учителем слов, состоящих из одного звука (у-у); двух звуков (ау, ах, му, уа и т. д.); 3-4 звуков (там, мама и т. д.). Называние слов по предъявленным предметам, картинкам. Составление простых предложений из 2-3 слов. Деление этих составленных предложений на слова. Слова «предложение», «слово» - употребляются учителем. Учащиеся должны понимать их и выполнять действия, связанные с этими словами. Выделение в устной речи звуков «а» и «у» в начале слов. Безречевые дети вместо называния слов и действий должны изображать действие по предложенной картинке и вопросам учителя.

4. Уточнение и развитие зрительного восприятия учащихся. Соотнесение натурального объекта с его графическим изображением и последующие словесное обозначение.выработка у учащихся умения показывать и называть изображения предметов и называть изображения предметов в последовательном порядке (слева направо, в горизонтальном положении).

5. Специальная подготовка к обучению письму.

Привитие навыков правильно сидеть за партой во время письма, правильно распологать на парте тетрадь и пользоваться карандашом. Развитие движений кисти и пальцев рук. Обведение карандашом простейших фигур по трафаретам, закраска и штриховка их,Ю рисование прямых линий и несложных предметов. Письмо основных элементов рукописных букв.

Букварный период (I этап)

Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур.

Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х. Правильное и отчётливое произнесение их в изолированной позиции, а так же различие их в начале или конце слова ( в зависимости от того, в

Букварный период (II этап)

Чтение

Повторение пройденных звуков и букв. Изучение новых: ш, л, ы, н, р, к, п, т, и, з, в, ж, б, г.

Образование открытых и закрытых слогов из вновь изученных звуков и букв, чтение этих слогов протяжно и, по возможности слитно. Составление из букв разрезной азбуки и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур (ма-ма, ма-ла), а так же предложений из двух слов (Ма-ша ма-ла).Образование и чтение трёхбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога (кот, сом).

Письмо

Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных и прописных букв Шш, Лл, ы, Рр, Нн, Кк, Ии, Пп, Тт, Вв, Жж, Бб, Гг.

списывание с классной доски букваря, печатных карточек, прочитанных и разобранных слогов, слов, состоящих из двух слогов (аш, ом, су, шу, Ма-ма, шум).

Списывание, по возможности, коротких предложений состоящих из двух слов с предварительным анализом.

Наши рекомендации