Дидактические игры и игровые упражнения

Дидактические игры и упражнения рекомендуется проводить с целью уточнения и закрепления математических представлений у детей как на занятиях, так и в повседневной жизни.

Количество и счет

• Совершенствование умения считать в пределах 5: «Рики-Тики», «Найди свой домик», «Найди пару», «Джек, будь ловким», «Чудесный мешочек», «Отсчитай столько же», «Не смотри» (счет на ощупь), «Угадай, сколько», «Динь, динь».

• Закрепление навыков порядкового счета в пределах 5: «Петрушкины гости», «Который по счету?», «Что изменилось?», «Исправь ошибку», «Чего не стало?», «На котором (на каком) месте стоял (предмет)?».

Величина

• Совершенствование умения сравнивать несколько предметов по величине и раскладывать их в убывающем или возрастающем порядке: «Наведем порядок», «Сломанная лесенка», «Кто скорее соберет?..», «Какая игрушка спрятана?», «Матрешки», «Три медведя».

• Закрепление умения сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине): «Найди пару», «Завяжем куклам бантики».

Форма

• Совершенствование умения различать и называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб, цилиндр: «Чудесный мешочек», «Найди пару», «Найди похожее», «Найди различия», «Найди такой же (предмет)», «Найди свой домик», «Найди ключик к замочку», «Что изменилось?», «Спрячь мышку», «Собери гирлянду», «Составь узор», «Гаражи», «Чего не стало?», «Дорисуй фигуру».

Ориентировка в пространстве

• Закрепление умения определять местоположения предметов относительно себя: «Что изменилось?», «Что где находится?», «Где звенит колокольчик?», «Расставим игрушки».

• Упражнение в умении двигаться в заданном направлении: «Куда пойдешь, секрет найдешь», «Где спрятались игрушки?», «Поможем Зайке найти дорожку к домику».

Ориентировка во времени

• Знакомство с понятиями вчера, сегодня, завтра: «Закончи предложение», «Наоборот», «Когда это было».

• Расширение представлений о частях суток и их последовательности (утро, день, вечер, ночь): «Наш день», «Поможем мишке разложить картинки», «Назови соседей», «Утро, день, вечер, ночь – сутки прочь».

Приложение II

Дополнительный материал к занятиям

Дополнительный материал к занятиям позволяет расширить содержание обучения дошкольников. Он вводится при условии прочного усвоения детьми основного материала, предусмотренного «Программой воспитания и обучения в детском саду».

Количество и счет

Если ребенок овладел содержанием программного материала и проявляет активный интерес к счету, то можно увеличить числовой предел и ввести цифровое обозначение чисел, используя традиционную методику.

Величина

Увеличение числового предела позволяет предлагать детям для сравнения и установления сериационного ряда большее количество предметов, сохраняя контрастность между ними (размер демонстрационного материала приблизительно 3 см, раздаточного материала приблизительно 2 см).

По данным ряда исследований, в дошкольном возрасте дети могут выделить массу среди других признаков предметов и произвести сравнение по этому признаку. Это свидетельствует о возможности развития у детей барического чувства – чувства веса.

Продолжая начатую в младшей группе работу по развитию у детей представлений о массе предметов, в средней группе воспитатель решает следующие задачи:

• развивает точность восприятия, учит определять массу предметов, «взвешивая» их на ладонях (в руках);

• обучает умению определять равенство и неравенство предметов по их массе (по образцу);

• учит располагать 3–4 предмета в возрастающем и убывающем порядке и понимать относительность массы при сравнении предметов (один и тот же предмет может быть тяжелее одного, но легче другого);

• обучает сопоставлять предметы по массе с помощью чашечных весов.

Обучая детей располагать предметы по тяжести в возрастающем и убывающем порядке, сначала берут 3 предмета, например, 3 куба: 2 красных массой 300 г и 150 г и 1 синий массой 150 г. После попарного сравнения кубов по тяжести организуют игровое упражнение «Найди пару».

В дальнейшем для сравнения детям предлагают 3 разных по весу предмета, например, кубы массой 100, 200 и 300 г. Дети поочередно сравнивают кубы по тяжести, «взвешивая» их на ладонях, расставляют в возрастающем или убывающем порядке, после чего рассказывают о тяжести каждого предмета относительно другого, используя слова самый тяжелый, легче, самый легкий.

Для проверки правильности результатов сравнения можно использовать чашечные весы.

Необходимо систематически обращать внимание на речь детей, использование ими специальных понятий для характеристики тяжести предметов и описания своих действий.

Форма

В средней группе продолжается работа по накоплению у детей сенсорного опыта в ходе ознакомления с геометрическими фигурами (обведение контура фигур осязательно-двигательным путем; перевод одной из граней пространственной фигуры на плоскость; построение плоских фигур с помощью палочек, веревочек). Детям предлагают простые задания на объединение и дополнение фигур по образцу, составление предметов из нескольких частей (например, из кругов и полукругов составить кошку, мышку, медвежонка и т. д.). Подобные упражнения учат детей подбирать и соотносить части по форме, размеру и пространственному расположению.

Уделяется внимание совершенствованию представлений детей о линиях, с середины года их начинают знакомить с ломаной линией (на сенсорном уровне). Дошкольникам можно предложить задания на моделирование линий с помощью подручного материала или пластилина.

В конце года можно попробовать вместе с детьми конструировать фигуры, например, куб по готовому макету, что тоже способствует накоплению зрительных представлений о геометрических фигурах.

Полезно предлагать задания на конструирование несложных построек из пространственных фигур как по образцу, так и по их плоскостному изображению, предварительно научив детей анализировать постройки и подбирать соответствующие объемные фигуры знакомыми способами (обследование, «подкладывание» плоской фигуры к объемной и т. д.).

Ориентировка в пространстве

В средней группе осуществляется подготовка детей к освоению наглядного моделирования. Основное внимание уделяется работе с графическим планом, который дети используют при ознакомлении с пространственными отношениями и графическими моделями при решении конструктивных задач.

Детей учат пользоваться планами разных по площади помещений и участков:

• части групповой комнаты;

• групповой комнаты;

• участка для прогулок;

• участка детского сада;

• всего помещения детского сада.

В процессе обучения дети осваивают условные обозначения, при помощи которых на плане изображаются разные предметы; начинают понимать, что расположение предметов на плане совпадает с их расположением в пространстве.

В дальнейшем детей обучают ориентироваться в пространстве, меняя исходную точку отсчета, то есть пользоваться планом, отображающим пространство с разных позиций, не совпадающих с местонахождением самого ребенка.

Приложение III

Наши рекомендации