Виды научной деятельности. Фундаментальная и прикладная наука

Виды научной деятельности. Фундаментальная и прикладная наука

По своему масштабу научная работа может решать фундамен­тальные и прикладные задачи. Фундаментальная наука решает глобальные вопросы природы и окружающего нас мира, предметом ее исследования являются самые общие вопросы построения мира и вселенной. К данной науке не­при­менимы какие либо экономические критерии, здесь не ставится вопрос практического использования полученных результатов в ближайшее время.

Прикладная наука решает более земные практические задачи, опираясь на достижения фундаментальной науки. Здесь вопрос прак­тического использования результатов является одним из основных, то есть начиная исследования необходимо сразу ответить на вопрос: Кому это надо ? Четкой грани между фундаментальными и приклад­ными науками провести невоз­можно, поскольку, являясь источником проблем для фундаментальных ис­следований, прикладная наука в своем развитии и обобщении зачастую пере­ходит в фундаментальную. В то же время, обогащенные новыми фундамен­тальными идеями при­кладные науки стиму­лируют постановку и решение крупных проблем хозяйственного и производственного значения. По характеру работы прикладная наука может быть теоретической и эмпирической.

Виды научной деятельности. Теоретическая наука

Теоретическая наука характерна теоретическими исследова­ниями, то есть здесь результаты получают путем сбора информации в литературных источниках, ее обобщением, анализом, обработкой, про­ведением расчетов, выдвижением новых идей и гипотез. Такой харак­тер научной работы назы­вается дедуктивным методом. Самым извест­ным сторонником этого метода , как известно, был знаменитый сыщик Шерлок Холмс. Это он говорил: « Для раскрытия этого преступления мне необходимо мое удобное кресло , не­сколько трубок табаку, и я раскрою это дело не выходя из комнаты.»

Основная работа проводится в голове исследователя, за пись­менным столом, компьютером. В этом виде научной деятельности очень важны творческие способности человека, его информационная насыщенность, способность выделить из огромного потока информа­ции именно ту ее часть , которая в дальнейшем позволит сделать но­вые выводы и дать новые оригинальные идеи. Внешне работа в этой области заметно мало, человек занимающийся такой наукой может просто целыми днями сидеть за столом или лежать на диване, и по мнению окружающих просто бездельничать, но он в это время рабо­тает, вернее работает его мозг. В это время происходит обработка соб­ранной информации, выделение ее сущности, обработка и появление новых идей. Такой исследователь может работать в любое время – в автобусе или авто­машине по пути на работу, на даче, в магазине, в бане, как Архимед, и даже во сне, как Д.И.Менделеев, хотя последнее утверждение скорее всего шутка. Именно так были созданы многие основные законы науки, например в физике, математике и т.д.

Такой вид деятельности достаточно рискован в смысле получе­ния результатов, так как в значительной степени, как уже было ска­зано зависит от самой личности человека, от его творческих способно­стей, умения фантазировать, находить в обыденных явлениях необыч­ные непонятные факты, на основе которых предлагаются новые идеи. Поэтому бывает, что затратив уйму времени, исследователь не полу­чает никаких результатов или получает отрицательные результаты. Теоретическая наука в свою очередь делится на расчетную и изо­бретательскую.

Статистические методы. Параметры статистической совокупности – среднее арифметическое, размах, среднее квадратическое отклонение, среднее квадратическое отклонение среднего значения, закон распределения.

Статистические методы — математические методы описания и изучения массовых явлений, допускающих количественное выражение. Термин «статистика» от итальянского «stato» - государство. Статистика возникла как часть науки управления обществом и означала сбор данных о некоторых параметрах жизнедеятельности государства. Со временем статистика стала охватывать сбор, обработку и анализ данных о массовых явлениях вообще. Сейчас статистические методы охватывают собою практически все области науки и техники.

Центр группирования. Одной из основных характеристик ста­тистической совокупности, дающей представление о том, вокруг ка­кого центра группируются все значения, является среднее арифме­тическое. Оно определяется из выражения:

Виды научной деятельности. Фундаментальная и прикладная наука - student2.ru

Величина рассеяния. Статические совокупности могут иметь близкие или даже одинаковые значения центра группирования, но отдельные значения ве­личин в них могут существенно отличаться, вследствие того, что разброс зна­чений относительно центра бывает разный. Самой элементарной характери­стикой рассеяния является вариационный размах R, определяемый по формуле

R=Xmax - Xmin

где Xmax, Xmin – максимальное и минимальное значения ста­тистической совокупности.

Показателем отклонения значения самого среднего арифметического яв­ляется среднее квадратическое отклонение среднего значения S, которое еще называют среднее квадратическое отклонение результата измерения или стандартной ошибкой.

Виды научной деятельности. Фундаментальная и прикладная наука - student2.ru

Форма распределения вероятности. Важнейший параметр статистической совокупности. Форма распределения зависит от характера и особенностей выполнения процесса, при котором получается совокупность. В производственном процессе достаточно часто проявляется нормальное распределение. Однако нормаль­ное распре­де­ление не является единственно возмож­ным. В зависимости от фи­зи­ческой при­роды случайных величин, некоторые из них на практике могут иметь рас­пределение другого вида, напри­мер, лога­рифмиче­ское, экс­поненци­альное, Вейбулла, Симпсона, Ре­лея, равной веро­ятности, треугольное и т.д.

Нормальное распределение

Большинство случайных явлений, происходящих в жизни, в ча­стности, в производстве и научных исследованиях, характеризуются наличием большого числа случайных факто­ров, описывается законом нормального распреде­ления, который является ос­новным во многих практических иссле­дованиях. Условия его возникновения связаны с центральной пре­дельной теоремой, сформулиро­ванной П.Л. Чебы­шевым. Эта тео­рема утверждает, что распределение какого-либо признака при дей­ствии на него большого числа независимых причин сводится к нор­маль­ному независимо от вида исходного распределения. Усло­вия изготовления многих деталей изделий в производстве, проведение научных экспериментов характеризуется именно воз­дейст­вием на них боль­шого числа независимых факторов. Когда все факторы ока­зывают влияние примерно одного порядка, получается, что результирующие отклонения пара­метров от номинального зна­чения, которое определяет окон­чательный ре­зультат процесса, как правило, являются слу­чайными ве­личинами с нормальным законом распределения.

Нормальное распределение проявляется при выполнении следующего условия- необходимо получить заранее заданный результат метрологического процесса, например размер диаметра вала при точении на токарном станке. Для достижения запланированного результата необходимо выполнение заданных технологических условий работы: оборудование, инструмент, режимы резания, квалификация работника, среда, заготовка и т.д. Это объективные условия. Также требуется выполнение субъективного условия: выполнение работником заданных правил, которые могут нарушаться осознано или случайно. Существует уравнение достижения цели:

Виды научной деятельности. Фундаментальная и прикладная наука - student2.ru

13.Распределение Стьюдента

Нормальное распределение хорошо себя проявляет при достаточно большом количестве членов статистической совокупности, обычно их должно быть не менее 30. Для практики большой интерес представляет возможность су­дить о распределении случайных величин и определять производст­венные погрешности во всех изготовленных изделиях и погрешности научных экспериментов по результа­там измерения па­раметров статистической совокупности полученным из партии ма­лого объема, менее 30. Эта методика была разработана Карлом Госсетом в 1908 году и опубли­кована под псевдонимом Стью­дент.

Распределение Стьюдента симметрично, но более сплющено, чем кривая нормального распределения, и поэтому вытянуто на кон­цах (Рисунок 7.8. ). Для каж­дого значения n имеется своя t – функция и свое распределение. Коэффициент z заменен в распределении Стьюдента коэффициентом t, значе­ние которого зависит от заданного уровня значимости, который определяет какая часть реа­лизации может на­ходиться за пределами выбранной области кривой распределения Стьюдента и количества изделий в выборке.

Виды эксперимента

Эксперимент может быть разных видов. Прежде всего эксперимент может быть активным или пассивным. Активным экспериментом называется такой эксперимент , в ходе которого исследователь сам назначает режим работы исследуемого объекта. Пассивный эксперимент , или наблюдение, ведется в ходе обычного функционирования изучаемого объекта или процесса. В свою очередь активный эксперимент может быть натурным или модельным. Натурный эксперимент проводят непосредственно на исследуемом объекте, он наиболее достоверен, но такое исследование не всегда можно провести на практике. Поэтому приходится иногда проводить эксперимент на моделях, физических или математических. Суть любого эксперимента состоит в том, что необходимо что-то задать , а затем после эксперимента что-то замерить. Виды научной деятельности. Фундаментальная и прикладная наука - student2.ru

Виды научной деятельности. Фундаментальная и прикладная наука

По своему масштабу научная работа может решать фундамен­тальные и прикладные задачи. Фундаментальная наука решает глобальные вопросы природы и окружающего нас мира, предметом ее исследования являются самые общие вопросы построения мира и вселенной. К данной науке не­при­менимы какие либо экономические критерии, здесь не ставится вопрос практического использования полученных результатов в ближайшее время.

Прикладная наука решает более земные практические задачи, опираясь на достижения фундаментальной науки. Здесь вопрос прак­тического использования результатов является одним из основных, то есть начиная исследования необходимо сразу ответить на вопрос: Кому это надо ? Четкой грани между фундаментальными и приклад­ными науками провести невоз­можно, поскольку, являясь источником проблем для фундаментальных ис­следований, прикладная наука в своем развитии и обобщении зачастую пере­ходит в фундаментальную. В то же время, обогащенные новыми фундамен­тальными идеями при­кладные науки стиму­лируют постановку и решение крупных проблем хозяйственного и производственного значения. По характеру работы прикладная наука может быть теоретической и эмпирической.

Наши рекомендации