Методы типа «мозгового штурма» и выработки коллективных решений

Методы данного типа преследуют основную цель – поиск новых идей, их широкое обсуждение и конструктивную критику. Основная гипотеза заключается в предположении, что среди большого числа идей имеются, по меньшей мере, несколько хороших. При проведении обсуждений по исследуемой проблеме применяются следующие правила:

- сформулировать проблему в основных терминах, выделив единственный центральный пункт;

- не объявлять идею ложной и не прекращать исследование ни одной идеи;

- поддерживать идею любого рода, даже если ее уместность кажется вам в данное время сомнительной;

- оказывать поддержку и поощрение, чтобы освободить участников обсуждения от скованности.

При всей кажущейся простоте данные обсуждения дают неплохие результаты.

Андрейчиков А. В., Андрейчикова О. Н. Системный анализ и синтез стратегических решений в инноватике. Математические, эвристические и интеллектуальные методы системного анализа и синтеза инноваций /.— Изд. 2-е .— М.: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2013 .— 304 с.

Методы диалектической логики

Ориентиры разумного мышления, обеспечивающие развитие познания, его движение к истине, дает диалектическая логика. Диалектическая логика – это диалектика в действии, в ее применении к мышлению, познанию, практике. Диалектическая логика изучает способы мышления, обеспечивающие совпадение содержания знания с объектом, т.е. достижение объективной истины. Таким образом, диалектическая логика существенно отличается от логики формальной и математической, которые, пользуясь методом формализации, исследуют формы мышления в отвлечении от его содержания и исторического развития. Диалектическая логика исследует именно содержательную сторону мышления в процессе его углубления в сущностные связи объекта. Она формулирует свои результаты в виде принципов развития мышления и познания.

К основным принципам диалектической логики относятся:

1. Всесторонность рассмотрения объекта.

2. Исторический подход к объекту, рассмотрение его в развитии.

3. Выделение главного (решающего) звена, определяющего характер объекта.

4. Выявление сущностных оснований объекта через раскрытие его коренных противоречий.

5. Конкретность истины.

6. Достижение развитой целостности объекта на основе диалектического синтеза.

http://e-lib.kemtipp.ru/uploads/23/fp134.pdf

Баринов, В.А. Теория систем и системный анализ в управлении организациями: Справочник: Учебное пособие / В.А. Баринов, Л.С. Болотова; Под ред. В.Н. Волкова, А.А. Емельянов. – М.: ФиС, ИНФРА-М, 2012. – 848 c.

Класс «Методы формализованного представления систем» включает такие методы, как:

Графические методы

Графики представляют собой масштабное изображение показателей, чисел с помощью геометрических знаков (линий, прямоугольников, кругов) или условно-художественных фигур). Графический способ не имеет в анализе самостоятельного значения, а используется для иллюстрации измерений. Для наглядного представления рекомендуется отображать в графической форме результаты факторного анализа. [http://www.cfin.ru/management/controlling/fsa/bp.shtml]

Долятовский В.А., Долятовская В.Н. Исследование систем управления – Учебно-практическое пособие. М.: Март, 2003, 256 с.

Семиотические методы

Как всякая научная методика, структурно-семиотический анализ перспективен в одних и ограничен в других направлениях, одни объекты для него более, а другие менее проницаемы. Само собой разумеется, что структурный анализ более всего подходит для синхронных описаний культурных объектов, относительно однородных и устойчивых к изменению во времени, и что он целесообразен прежде всего как инструмент изучения механизмов функционирования определенных идеологических или художественных систем как систем "работающих", в известном отвлечении от их генезиса и от воздействия тех инфраструктурных факторов, которые приводят в конце концов к разрушению этих систем или их коренному преобразованию.

Мелетинский Е.М. Избранные статьи. Воспоминания /Отв. рсд Е С Ноник М.:Российск. гос. гуманит. ун-т, 1998. —576с

Лингвистические методы

Лингвистические методы можно разделить на когнитивные и семантико-стилистические подгруппы. Анализируются ментальный и языковой феномены. А также проводятся исследования языковых, текстовых или дискурсивных феноменов. В первом случае предметом внимания становится использование единиц, относящихся к тому или иному языковому уровню (лексика, фразеология, морфология, синтаксис). Наиболее заметны изменения в лексике и фразеологии. Каждый новый поворот в историческом развитии государства приводит к языковой "перестройке", создает свой лексико-фразелогический тезаурус, включающий также концептуальные метафоры и символы. Во втором случае предметом исследования становятся текстовые единицы: при таком подходе специалисты изучают жанровые особенности текстов, их композицию, средства связи между частями, текстовые средства акцентирования смыслов и т.п. В третьем случае единицами исследования становятся коммуникативные стратегии, тактики и роли.

Как правило, значимые единицы языка распределяются в речи не произвольно, а по определенным закономерностям, которые могут иметь детерминистический (логический, точно предсказуемый) или, что гораздо чаще, вероятностный характер. В основе обоих видов закономерностей распределения лежат семантические свойства языковых единиц. В свою очередь, эти семантические свойства подразделяются на общие грамматические и индивидуальные смысловые. В то время, как грамматическая сочетаемость подчиняется преимущественно детерминистическим правилам, лексическая сочетаемость определяется главным образом вероятностными правилами. Такой вид распределения слов в связном тексте, как совместная встречаемость, фактически полностью подчиняется вероятностным закономерностям.

Шалак В.И. Современный контент–анализ. Приложения в области: политологии, рекламы, социологии, экономики, культурологии: монография / В.И. Шалак. – М.: Омега-Л, 2009. – 272 с.

Логические методы

Логические методы исследования базируются на применении в процессе исследований формальной логики.

Формальная логика – наука о законах выводного знания, т.е. знания, полученного из ранее установленных и проверенных истин, без обращения в каждом конкретном случае к. опыту, а только в результате применения законов и правил мышления. Формальная логика включает: традиционную логику; математическую логику.

Традиционная логика при получении новых (выводных) знаний использует следующие логические методы.

Анализ – логический метод расчленения целого на отдельные элементы с рассмотрением каждого из них в отдельности.

Синтез – объединение всех данных, полученных в результате анализа. Синтез не простое суммирование результатов анализа. Его задача состоит в мысленном воспроизведении основных связей между элементами анализируемого целого.

Индукция – процесс движения мысли от частного к общему, от ряда факторов к закону. Индуктивный прием обычно используется в тех случаях, когда на основе частного факта можно сделать вывод, установить взаимосвязь между отдельными явлениями и каким-либо законом.

Дедукция – процесс движения мысли от общего к единичному, от закона к отдельным его проявлениям.

Обобщение – метод научного познания, его можно рассматривать, как логический процесс перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему знанию, установления общих свойств и признаков предметов, или как результат этого процесса: обобщенное понятие, суждение, закон, теория. Получение обобщенного знания означает более глубокое отражение действительности, проникновение в ее сущность. По мнению С.И. Ожегова, обобщить – сделать вывод, выразить основные результаты в общем положении, придать общее значение чему-либо. Обобщение тесно связано с абстрагированием

Абстрагирование – способность отвлечься от всей совокупности факторов и сосредоточить внимание на каком-либо одном вопросе.

Конкретизация – увязка того или иного явления с конкретными условиями обстановки. Конкретное понятие есть своего рода совокупность различных абстракций, или абстрактных понятий, отражающих определенные свойства, стороны и связи данного предмета. Конкретные понятия возникают в результате последовательного дополнения и уточнения, расширения и синтеза отдельных абстракций, отражающих различные стороны и связи конкретных вещей.

Аналогия (традукция) – прием, в котором из сходства двух явлений в одних условиях делается вывод о сходстве этих явлений в других условиях. В логике аналогия рассматривается как форма получения выводного знания, как умозаключение, в котором на основании сходства предметов в одних признаках делается вывод о сходстве этих предметов в других признаках. Метод аналогии широко используется в моделировании, так как модель – аналог объекта, изучаемого посредством моделирования.

Сравнение – установление сходства или различия явлений, процессов и объектов в целом или в каких-либо признаках. Сравнение – метод, позволяющий обнаружить тенденции общего хода процесса развития, вскрыть изменения, происходящие в развитии явления.

Математическая (символическая) логика возникла в результате применения к проблемам формальной логики строгих методов, сходных с теми, которые используются в математике. С помощью специального языка формул достигается адекватное описание логической структуры доказательства и осуществляется построение строгих логических теорий. Математическая логика базируется на логике высказываний (описание суждений) и ее расширении – логике предикатов (описание умозаключений).

http://www.e-college.ru/xbooks/xbook192/book/index/index.html?go=part-009*page.htm

Долятовский В.А., Долятовская В.Н. Исследование систем управления – Учебно-практическое пособие. М.: Март, 2003, 256 с.

Наши рекомендации