Схема обычной передачи данных
к обмену данными между электронными бло ками управления постоянно повышаются.
Последовательная передача данных (CAN)
Проблемы, связанные с передачей дан ных через обычные интерфейсы могут быть решены путем использования шин передачи данных. Одним таким примером является сетевой контроллер CAN, система шин пере дачи данных, разработанная для примене ния в автомобильном транспорте. Указан ные выше сигналы могут быть переданы через систему CAN при условии, что электронные блоки управления имеют последовательный CAN-интерфейс.
Имеются три главные области для приме нения системы CAN в автомобиле:
- сеть электронных блоков управления;
- бортовые электронные системы;
- мобильная связь.
Представленное ниже описание касается только сети электронных блоков управления.
Сеть электронных блоков управления
Системы электронного управления, такие как управление двигателем, антиблокиро-вочная система тормозов (ABS), противо-буксовочная электронная система (TCS), электронное управление коробкой передач, система курсовой устойчивости (ESP) и дру гие взаимодействуют друг с другом в сети. Электронные блоки управления имеют рав ный приоритет и соединены между собой линейной системой шин передачи данных (рис. 41). Одним из преимуществ такой структуры является то, что в случае отказа одной системы (абонентская система) все
Рис. 41
Схема топологии линейной шины
остальные продолжают работать, имея пол ный доступ в сети. Возможность тотальной неисправности становится значительно меньшей, чем при других системах с логи ческими схемами, таких как системы с об ратной связью или иерархических системах, в которых неисправность одного блока или центрального электронного блока управле ния приводит к полному отказу всей системы.
Типичный объем передачи данных систе мой CAN составляет величины в пределах от 125 кбит/с до 1 Мбит/с (например, объем передачи данных между электронными бло ками управления двигателя и роторного ТНВД распределительного типа (с радиально расположенными плунжерами) составляет 500 кбит/с). Объем передачи данных дол жен быть достаточно большим, чтобы гаран тировать требуемое быстродействие систем.
Ассоциативная адресация данных
В отличие от адресации индивидуальных блоков, схема адресации при использова нии системы CAN присваивает каждому “со общению” метку (знак). Каждое сообщение, таким образом, имеет собственный 11-бит ный или 29-битный идентификатор, который идентифицирует содержание сообщения (например, частоту вращения двигателя).
Блоки системы обрабатывают только те сообщения, чьи идентификаторы хранятся в “приемочном листе” (фильтрация сообще ний), все остальные сообщения просто игно рируются. Схема адресации и фильтрации сообщений показана на рис. 42.
Адресация информации означает, что сигнал может быть послан в ряд блоков, или
Рис. 42
Схема адресации и фильтрации сообщений
подсистем. От датчика только требуется, чтобы он послал свой сигнал прямо или через электронный блок управления в сеть шины передачи данных, где он соответствующим образом распределяется. Кроме того, пос кольку в этой системе достаточно просто добавить блоки, то в ней может быть задей ствовано множество вариантов оборудо вания.
Назначение приоритетов
Посылаются идентификационные метки содержания данных и приоритетное сооб щение. При этом сигнал, который изменяется быстро, например, сигнал частоты враще ния двигателя, должен быть передан немед ленно и, следовательно, получает больший приоритет, чем сигнал, который изменяется относительно медленно, например, темпе ратура двигателя.
Шина арбитража
Как только шина передачи данных сво бодна, блок каждой системы может начать передачу самых приоритетных сообщений. Если передачу данных начинают несколько блоков одновременно, то первый доступ дается сообщению высшего приоритета, без какой-либо формы задержки и потерь бит данных. Системы с меньшим приорите том сообщений автоматически переключа ются на прием и повторяют попытки пере дачи, как только шина передачи данных ока зывается свободной.
Формат сообщений
Информационный кадр максимальной длиной 130 бит (стандартный формат), или 150 бит (расширенный формат) генерируется
Рис. 43
Формат сообщения
для передачи в шину. Это позволяет свести к минимуму время ожидания следующей - воз можно, исключительно срочной - передачи данных. Информационный кадр, состоящий из семи последовательных областей, показан на рис. 43.
Ниже следует описание полей формата послания (информационного кадра):
- “Начало кадра” определяет начало переда чи данных и синхронизирует все системы;
- “Поле арбитража” объединяет идентифи катор сообщения и дополнительный управ ляющий бит. Во время передачи этого поля передающее устройство сопровождает передачу каждого бита для проверки того, что в данный момент не происходит пере дачи другими блоками сообщения более высокого приоритета. Управляющий бит решает, как классифицировать данное сообщение - как “информационный кадр данных” или как “отдаленный сигнал” .
- “Поле управления” содержит в себе код, указывающий на количество битов в кадре данных. Это позволяет приемнику сигнала определить, что все биты информации были получены.
- “Поле данных” имеет информационное содержание между 0 и 8-ю битами. Сооб щение длиной данных “0” может быть использовано для синхронизации распре деленных процессов.
- “Поле CRC” (Cyclic Redundancy Check - циклическая проверка избыточности) содержит в себе контрольное слово для определения возможных помех при пере даче данных.
- “Область подтверждения приема” содер-жит в себе сигнал подтверждения приема, при котором все приемные устройства показывают прием неповрежденных сиг налов, независимо от того, были они обработаны или нет.
- “Конец кадра” указывает на окончание приема сообщения.