Аккумуляторные топливные системы
Common Rail (CR)
В аккумуляторной топливной системе Common Rail процессы создания высокого давления и впрыска разделены. Давление впрыска создается независимо от частоты вращения двигателя и количества впрыски ваемого топлива, оно сохраняется в топ ливном аккумуляторе, и система, таким об разом, всегда готс|ва к совершению про цесса впрыска. Начало подачи (угол опере жения впрыска) и количество впрыскивае мого топлива (цикловая подача) рассчиты ваются в электронном блоке управления и через форсунку реализуются в каждом ци линдре посредствЬм подачи пускового сиг нала на электромагнитный клапан. Такое сочетание форсунки и постоянно готового к действию аккумулятора также позволяет устанавливать оптимальную характеристику впрыска.
Аккумуляторная топливная
Система Common Rail
Обзор ТОПЛИВНЫ Х
Систем
Области применения
Создание в 1927 году первого серийного многоплунжерного рядного ТНВД обозна чило начало промышленного производства дизельных топливных систем фирмой Bosch. Основной областью применения рядных многоплунжерных ТНВД до сих пор остаются дизели различных размерностей для коммерческих автомобилей, стацио нарные, тепловозные и судовые дизели. Топливные системы, обеспечивающие дав ление впрыска топлива до 1350 бар, исполь зуются для достижения цилиндровой мощ ности порядка 160 кВт/цилиндр.
С течением лет широкий спектр требо ваний, связанных, в частности, с установ кой дизелей с непосредственным впрыс ком топлива (DI) на небольшие коммер ческие и легковые автомобили, привел к созданию различных дизельных топлив ных систем, соответствующих требовани ям конкретного применения. Наиболее важными достижениями, связанными с созданием таких систем, являются не только увеличение удельной мощности двигателей, но также снижение расхода топлива, уровня шума и эмиссии вредных веществ с ОГ.
По сравнению с обычными топливными системами (ТНВД с кулачковым приводом), топливная система Bosch “Common Rail” (CR) для дизелей с непосредственным впрыском топлива обеспечивает значи тельно более высокую гибкость при адапта ции топливной системы к двигателю, как например:
- широкая область применения (легковые и легкие коммерческие автомобили с ци линдровой мощностью до 30 кВт/цилиндр, как и форсированные автомобильные, теп ловозные и судовые дизели цилиндровой мощностью до 200 кВт/цилиндр);
- высокое давление впрыска до 1400 бар;
- переменный угол опережения впрыска;
- возможность формирования процесса двухфазного и многофазного впрыска;
- соответствие давления впрыска скорост ному и нагрузочному режимам.
Принцип работы
Создание давления и непосредственный процесс впрыска в аккумуляторной топлив ной системе CR полностью разделены. Высо кое давление в топливной системе создается независимо от частоты вращения коленча того вала двигателя и количества впрыски ваемого топлива. Топливо, готовое для впрыска, находится под высоким давлением
в аккумуляторе. Количество впрыскиваемого топлива (цикловая подача) определяется действиями водителя, а угол опережения и давление впрыска определяются электрон ным блоком управления (ЭБУ) на основе программируемых матриц характеристик, хранящихся в памяти микропроцессора. ЭБУ выдает управляющий пусковой сигнал на соответствующие электромагнитные клапаны, в результате чего осуществляется впрыск форсункой в каждый цилиндр. Акку муляторная топливная система CR включает
в себя следующие элементы электронного управления:
- ЭБУ; - датчик частоты вращения коленчатого вала;
- датчик частоты вращения распредели тельного вала;
- датчик положения педали акселератора; - датчик давления наддува; - датчик давления в ^кумуляторе;
- датчик температуры охлаждающей жид кости ;
- массовый расходомер воздуха. Используя входные сигналы указанных
выше датчиков, ЭБУ регистрирует положение педали акселератора и определяет на данный момент времени рабочую характеристику двигателя и автомобиля как единого целого. На основе полученной информации ЭБУ может через разомкнутые и замкнутые кон туры осуществлять управляющие действия с автомобилем и, особенно, с двигателем. Частота вращения двигателя измеряется дат чиком частоты вращения коленчатого вала, а порядок чередования вспышек - датчиком частоты вращения (положения) распредели тельного вала. Электрический сигнал, образу ющийся на потенциометре педали акселера тора, информирует ЭБУ о том, как сильно
водитель нажал на педаль, другими словами - о его требованиях к величине крутящего момента.
Массовый расходомер воздуха обеспечи вает ЭБУ данными о мгновенном расходе воздуха, чтобы адаптировать процесс сгора ния соответствию нормам эмиссии вредных веществ с ОГ. Если на двигателе с турбонад дувом установлен турбокомпрессор с регу лируемым давлением наддува, то измере ние последнего осуществляется датчиком давления наддува. При низких температурах окружающей среды и при холодном двигателе ЭБУ использует информацию датчиков тем пературы охлаждающей жидкости и темпе ратуры воздуха, чтобы адаптировать получен ные данные для установки угла опережения впрыска, использования дополнительного впрыска (после основного) и других пара метров в зависимости от эксплуатацион ных условий. В зависимости от конкретного автомобиля, для того чтобы удовлетворять повышенным требованиям к безопасности и комфорту, могут использоваться другие дат чики, посылающие сигналы в ЭБУ.
На рисунке 2 показана схема четырехци линдрового дизеля, оснащенного аккумуля торной топливной системой CR.
Основные функции
Основные функции системы заключаются
в правильном управлении процессом
Рис. 2
впрыска дизельного топлива в нужный мо мент и в требуемом количестве, а также при необходимом давлении впрыска. Это обес печивает плавную и экономичную работу дизеля.
Дополнительные функции
Дополнительные функции управления с учетом и без учета обратной связи слу жат для улучшения характеристик по сни жению эмиссии вредных веществ с ОГ и расхода топлива или используются для по вышения безопасности, комфорта и удоб ства управления. В качестве примеров можно привести систему рециркуляции ОГ, регулирование давления наддува, систему поддержания постоянной скорости авто мобиля (Cruise Control), электронный иммо-билайзер.
Система передачи данных CAN позволяет проводить обмен данными между различ ными электронными системами автомобиля (например, антиблокировочной системой тормозов (ABS), системой управления ко робкой передач). При проверке автомобиля в автосервисе диагностический интерфейс позволяет проводить оценку данных, хра нящихся в памяти электронной системы управления.