Предохранительные клапаны предназначены для защиты напорной магистрали от избыточного давления.
Клапан Кл.П2 установлен на нагнетательном трубопроводе перед обратным клапаном установленным у главного резервуара РС3. Предохранительный клапан настроен на максимальное давление 0,90+0,02 МПа (9+0,2 кгс/см2).
Отрегулированный на указанное давление предохранительный клапан при эксплуатации должен быть опломбирован. Регулировочная гайка 6 опломбирована пломбой 10, установленной изготовителем на весь срок гарантии.. Бирки ставятся на весь срок службы клапана.
Техническое обслуживание заключается в периодической проверке состояния клапана, регулировке, подтягивании резьбовых соединений и содержании клапана в чистоте. При ЭО (2-3 раза в месяц) и ТО проводить осмотр и функциональную проверку вручную предохранительного клапана с целью контроля подвижности деталей и удаления возможного загрязнения в клапане посредством продувки с помощью рукоятки клапана.
В корпусе предохранительного клапана 7 находится тарельчатый клапан 8, на котором размещается пружина 5. Усилие пружины регулируется крышкой 3 и после регулировки стопорится гайкой 6.
При нормальном давлении клапан усилием пружины прижат к своему седлу, но как только давление воздуха превысит силу нажатия пружины, клапан отойдет от седла, и воздух будет действовать на большую площадь. Усилие на клапан резко возрастает, он поднимется выше и выпустит воздух в атмосферу через открытые отверстия клапана, до снижения давления сжатого воздуха не менее 7,2 ат. и посадки клапана на седло, разобщая магистраль с резервуарами и с атмосферой.
Штуцер 9 имеет внутреннею резьбу для крепления к аналогичному штуцеру с наружной резьбой, расположенному на трубопроводе перед обратным клапаном установленным у главного резервуара. Также на предохранительном клапане имеется шток 1 с кольцом 2, для возможности экстренной принудительной сработки клапана, в случае если тарельчатый клапан после сработки не сел на седло из-за попадания окалины или постороннего предмета. Потянув за кольцо, шток сжимает пружину и приподнимает тарельчатый клапан, тем самым можно продуть клапан для удаления постороннего предмета. Увеличение давления воздуха в напорной магистрали свыше 9,0-9,2 АТ чревато опасностью разрушения трубопроводов и резервуаров
Характерные неисправности предохранительного клапана:
- плохая притирка посадочной поверхности тарельчатого клапана к своему седлу (направляющей втулке). В этом случае через образовавшуюся неплотную посадку клапана, воздух стравливается из напорной магистрали в атмосферу при давлении, меньшем штатного давления срабатывания предохранительного клапана.
- также возможен излом регулировочной пружины в момент срабатывания и, как следствие, выхода направляющей крестовины за пределы направляющей втулки с дальнейшим перекосом тарельчатого клапана.
Предохранительный клапан Кл.П.1 устанавливается на трубопроводе между компрессорным агрегатом и осушителем. Входит в комплект поставки компрессорного агрегата. Отрегулирован на 1,0+0,02 МПа (10+0,2 кгс/см2).
Устройство состоит из корпуса 11 с выпускными отверстиями 10. С нижней стороны устройства подсоединяется седло клапана 1. С внутренней стороны предусмотрена траектория движения для поршня 3. Поршень прижимается к седлу клапана 1 под действием пружины сжатия 7 вместе с уплотнительным кольцом 2, благодаря чему седло клапана закрывается. Другим концом пружина сжатия упирается в крышку 6, которая в свою очередь привинчена к корпусу 11. Направляющий стакан 4, вставленный в пружину сжатия, имеет с нижней стороны загнутую кромку, на которую ставиться пружина сжатия. Пружина сжатия опирается на эту кромку в поршне 3. Рукоятка 8 соединена с направляющим стаканом посредством цилиндрического штифта 5 таким образом, что с наружи поршня может сниматься напряжение пружины сжатия, что никак не влияет на перемещение поршня в процессе эксплуатации. Предохранительный клапан подсоединяется к трубопроводу через штуцер 12 и пломбируется при помощи пломбы 9.
Разобщительные краны
Разобщительные краны служат для включения и выключения пневматических магистралей, систем и приборов и устанавливаются на трубопроводах, идущих к ним. При всем многообразии все разобщительные краны делятся на три группы:
· Двухходовые (краны двойной тяги крана машиниста, стоп – краны и т.д.)
· Трехходовые (концевые краны НМ и ТМ, краны выключения дверей и т.д.)
· Четырехходовые (кран пневмопривода ЭКК)