ПОДХОД № 7: РЕШЕНИЕ РЕАЛЬНЫХ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

Несмотря на обвинения в поверхностности, РЭТ является всеохватывающей терапией. Ошибочно предполагать за методом отсут­ствие глубины только на том основании, что

его основы просты и легко доступны для понимания каж­дого. В этом РЭТ превосходит все прочие методы лече­ния, так как рассматривает каждого человека — в том числе и вас — как личность, влияющую на окружающих людей и среду и, в свою очередь, также подвергающуюся влиянию с их стороны.

Вы живете в окружении людей — домочадцев, друзей, коллег по работе, знакомых и незнакомых. В какой-то сте­пени вы влияете на них; в какой-то степени и они влия­ют на вас.

Вы живете в конкретной окружающей среде— с оп­ределенным воздухом, определенными растениями, дорога­ми, зданиями, погодными условиями, механизмами и маши­нами и т. д. Все это оказывает влияние на вас. Ну а вы в свою очередь также оказываете влияние на окружающий вас мир.

Наконец, вы «живете» в своем собственном теле — с вашим скелетом, кровью, внутренними органами, кожей, нервами и прочими тканями, которые, безусловно, суще­ственно влияют на вас. Ну и такие ваши действия, как прием пищи, утоление жажды, физические упражнения, мысли и ощущения, — также оказывают влияние на со­стояние вашего организма.

Живя в столь сложном окружении, вы располагаете (как уже было ранее указано в этой книге) определенны­ми целями (G), которые приводят к активизации опреде­ленных событий вашей жизни. Но на пути к намеченным целям барьерами встает множество практических про­блем, требующих решения.

Например:

Как мне получить хорошее образование?

Что мне следует сделать, чтобы найти хорошего су­пруга?

Какую профессию выбрать и как преуспеть в ней?

Какой вид отдыха доставит мне радость и будет сто­ить затраченного времени и усилий?

Распознав эти реальные проблемы, вы можете либо постараться решить их, либо, что весьма глупо, расстроить­ся из-за них. Если вы расстраиваетесь, то получаете про­блему из-за проблемы — эмоциональную проблему или невроз, связанные с вашей реальной проблемой (как жить и радоваться жизни).

РЭТ по сравнению с другими видами терапии более систематизированна, поскольку она поощряет вас решать проблемы, вызванные исходными практическими трудно­стями, и одновременно связанные с ними эмоциональные проблемы. Хотя и необязательно решать их одновремен­но — чаще при наличии невроза РЭТ поощряет вас сна­чала поработать над решением эмоциональных про­блем — и лишь потом заняться решением практических вопросов.

Почему так? Вот несколько причин:

1. Когда вы встревожены или подавлены из-за необходи­мости принятия решения — например, такого: «Продол­жать ли мне отношения с партнером или порвать с ним?» — то часто не можете понять, которое из ваших желаний (уйти или остаться) является более сильным. Ваше чувство вины из-за желания разрыва может по­мешать вам увидеть, что по-настоящему вы хотите уйти. Или раздражение против партнера может пода­вить ваше естественное желание остаться 2. Вы можете потратить столько сил и времени на пере­живания, что у вас не останется ни того, ни другого для решения ваших практических проблем. Например, вы можете так усиленно страдать и хныкать из-за невоз­можности принять решение (уйти или остаться), что так никогда и не доберетесь до момента принятия об­думанного решения.

3. Вы можете так переживать из-за того, что у вас воз­никла практическая проблема, что окажетесь просто не­способным собраться с мыслями, чтобы решить эту проблему, — особенно зная, что легкого решения не су­ществует.

Таким образом, РЭТ поощряет вас сначала разобраться со своими эмоциональными расстройствами (те есть с проблемами из-за проблем), а затем тщательно обдумать практические решения.

Итак, мы вплотную приблизились к подходу РЭТ № 7: Когда вы предпринимаете попытку решить какую-ни­будь практическую жизненную проблему, осмотритесь в поисках эмоциональных проблем — например, трево­ги или депрессии, связанных с практическими вопроса­ми. Если такие эмоциональные проблемы существуют, ищите и активно оспаривайте свои догматические представления о должном, которые ведут к возникно­вению эмоциональных затруднений. Поработав над устранением невротических чувств, вернитесь к реше­нию практического вопроса, по-прежнему не забывая использовать эффективные методы управления собой.

Джоанн страстно хотела закончить колледж, но у нее было слишком мало денег, а дорога была длинной — не менее пятидесяти миль. Трудно каждый раз преодолевать этот путь! Но она сделала его еще труднее, твердя себе: «Я должна закончить колледж, и как можно скорее! Это значит, что я должна много работать, заниматься и еще тратить время и силы на дорогу. Но ведь это несправед­ливо. Нельзя, чтобы жизнь обходилась со мной столь без­жалостно. И потом, отец все время повторяет, что у меня

нет способностей, чтобы хорошо учиться и успешно за­кончить курс. Наверное, он прав. Если так, это просто ужасно и мне никогда не получить того, что я хочу от жизни. Ненавижу своего папашу!»

Имея столь сильные иррациональные представления, Джоанн ухватилась за свои исходные практические про­блемы и с их помощью впала в состояние тревоги, де­прессии, гнева и ненависти к себе. Естественно, что ее расстроенные чувства в значительной степени помешали решению практических вопросов (деньги, школа, работа, дорога — не говоря уже о напряженных взаимоотношени­ях с отцом).

Для начала мы с Джоанн поработали над изменением ее догматических представлений об отце, о ней самой, о ситуации в школе. Затем, шаг за шагом, я помог ей раз­вить навыки решения практических проблем и найти аль­тернативные решения, которых она не замечала, потому что расстроенные чувства блокировали восприятие (на­пример, можно взять денег в долг и поселиться поближе к колледжу и месту работы). Я помог ей приобрести на­выки общения (чтобы наладить контакт с отцом) и орга­низации работы и учебы (что позволило быстрее справ­ляться с заданиями).

Вы тоже можете в первую очередь изменить свои ир­рациональные представления и избавиться от тех эмоцио­нальных последствий, к которым они приводят. Затем вы можете вернуться к активизирующим событиям своей жизни и использовать приобретенные навыки решения проблем для того, чтобы сделать свои решения более прак­тичными, ну и более приятными.

Вы можете использовать РЭТ для приобретения навы­ков самоутверждения, изучения методов распределения времени и организации работы и прочих, не менее полез­ных знаний и навыков, способных сделать вашу жизнь бо­лее наполненной и счастливой. Поскольку РЭТ имеет дело с мышлением и поведением и поскольку включает кор­ректирующее обучение, она лидирует в той области тера­пии, которая касается решения проблем и обучения раз­личным навыкам.

И это еще раз показывает, насколько всеохватывающей терапией является РЭТ! Это некая «теория системы» че­ловеческого поведения — другими словами, истинно сис­тематическое учение. Помогая вам осознавать свои раз­рушительные чувства (С), связанные с событиями жизни (А), и изменять идеи (В), которые порождают эти чувства, РЭТ дает возможность работать над реорганизацией всех ваших А, В и С — а также видеть, распознавать и менять их сложные взаимосвязи.

РЭТ-УПРЛЖНЕНИЕ № 11

Подумайте о какой-нибудь проблеме, которую вам нужно

решить. Ну, например:

Как получить хорошую работу.

Как произнести хорошую речь.

Как выиграть партию в гольф.

Как написать курсовую работу.

Как проехать по незнакомому городу.

Как общаться с людьми.

Как получать больше радости от секса.

Какой телевизор купить,

Какой дом купить.

Кого выбрать партнером по игре.

Какой курс прослушать в школе.

Какое платье надеть на вечер.

Какую карьеру выбрать в жизни.

Какой комплекс физических упражнений выбрать.

Посмотрите, не связаны ли с этими практическими за­дачами какие-либо эмоциональные или поведенческие про­блемы, например: Тревожит ли вас то, найдете ли вы хорошую работу и

удержитесь ли на ней?

Будет ли вам стыдно, если вы плохо выступите?

Будете ли вы подавлены, если плохо сыграете в гольф?

Продолжаете ли вы оттягивать написание курсовой ра­боты?

Раздражаетесь ли вы во время езды по незнакомому городу?

Боитесь ли вы общаться с людьми?

Осуждаете ли вы себя из-за ваших сексуальных про­блем?

Не стараетесь ли вы лихорадочно собрать как можно больше информации обо всех марках телевизоров, прежде чем принять решение и купить только один?

Боитесь ли вы, что купленный вами дом рухнет или сгорит?

He осуждаете ли вы себя со всей строгостью за то, что выбрали не того партнера для игры?

He меняете ли вы курсы в школе, несмотря на то что семестр уже начался?

Страдаете ли вы по поводу выбора платья для вечера?

Что вы делаете для выбора карьеры? Быть может, ни­чего?

Не слишком ли часто вы меняете комплекс упражне­ний, не успев получить никакого результата?

Если вы встревожены, подавлены, страдаете от стыда, переживаете гнев из-за возникших практических проблем или если вы нерешительны, трусливы или импульсивны, то ищите догматические требования (должен, обязан, ужас­но, не могу этого вынести и т. п.), которые сопровождают ваши рассуждения. Например:

«Я должен получить хорошую работу, а получив, обя­зан сохранить ее».

«Моя речь должна быть блестящей! Будет ужасно стыдно, если кто-нибудь засмеется».

«Я должен был играть лучше. Я просто никудышный спортсмен».

«Почему этот чертов курсовик такой трудный? Он же должен быть проще! Я не могу вынести этого. Напишу-ка я его потом».

«Улицы этого захудалого городишки должны быть вы­мощены получше. И дорожные знаки должны быть более понятными. Просто ужасно, что меня вынужда­ют так нервничать».

«Я должен купить за свои деньги самый лучший теле­визор. Я не переживу, если он окажется не самым-самым!»

«Только представьте себе: я куплю дом, а после этого с ним случится нечто страшное! Я должен получить твердую гарантию, что с домом никогда и ничего не случится».

«He прощу себе, если выберу не того партнера для игры. С моей стороны это будет полным* идиотизмом».

«Я должен прослушать самый лучший курс у самого лучшего преподавателя. Если я зря потрачу время, это будет просто ужасно. Если я не смогу добиться того, чтобы перейти на другой курс посреди семестра,— хотя это против правил, — значит, я просто тряпка!»

«Если я надену на вечер неподходящее платье и надо мной будут смеяться, я покончу с собой!»

«Какую работу ни выбери — всюду слишком "много беспокойства. Это не для меня. Я не могу вынести столько переживаний».

«Я не обязан тренироваться, но я обязан быть силь­ным и здоровым даже без этого!» Активно оспаривайте свои представления о должном, ужасном, невыносимом. Например:

Дискуссионный вопрос: «Почему я должен получить хорошую работу? Где написано, что я обязан сохранить ее, если получу?» Ответ: «Я не должен получить хоро­шую работу, но я очень хотел бы этого. А потому я буду стараться».

Дискуссионный вопрос: «Где сказано, что моя речь должна быть превосходной? Почему мне должно быть стыдно, если кто-то станет смеяться?» Ответ: «Нигде это­го не сказано — за исключением тех глупых сценариев, которые я сам для себя сочиняю. Если кто-то станет сме­яться — да, это будет очень неприятно. Но это означает только то, что моя речь получилась плохой, но сам я от этого не становлюсь ни плохим, ни некомпетентным, ни опозоренным».

Дискуссионный вопрос: «По какой причине я обязан играть в гольф лучше? Почему я должен считаться безна­дежно плохим спортсменом, если плохо играю в гольф?» Ответ: «Нет такой причины. И все-таки если бы я иг­рал лучше, это было бы здорово! Моя плохая игра означа­ет только одно — что в этот раз мне не повезло. Но это не значит, что я никогда не смогу играть лучше или пре­успеть в другом виде спорта!»

Дискуссионный вопрос: «Докажите, что курсовая ра­бота обязана быть простой. И что это означает — невоз­можно вынести?» Ответ: «Курсовая работа должна быть именно такой трудной. Потому что именно так об­стоят дела с курсовыми работами на данном этапе. Мне не нравится вся та суета, которая связана с выполнением курсовой работы. Но это еще семечки по сравнению с тем, что последует, если я ее не сделаю вовсе. А потому — марш к кульману!»

Дискуссионный вопрос: «Докажите, что улицы долж­ны быть лучше вымощены, а дорожные знаки обязаны быть понятными. Действительно ли это так ужасно, что мне приходится из-за этого нервничать?» Ответ: «Я могу доказать только то, что хорошо вымощенные улицы и по­нятные дорожные указатели — гораздо лучше, чем пло­хие. Но я не могу доказать, что это просто обязано быть так, и только так, потому что в таком случае улицы обя­зательно были бы устроены таким образом, чтобы мне было удобно. Похоже на то, что отцы города не заботятся о нем так, как мне бы того хотелось. Это скверно. Но дорогу я все-таки найду».

Дискуссионный вопрос: «А что, я действительно обя­зан получить за свои деньги самый-самый лучший теле­визор? Я действительно не переживу, если меня надуют?» Ответ: «Нет, это не входит в условия. Вполне может случиться так, что мне подсунут посредственный телеви­зор. Но, в конце концов, и от посредственного телевизора я получу удовольствие. Посредственный телевизор — это не идеальный вариант, но все-таки в этом больше хоро­шего, чем плохого. Если я не рискну и не куплю ни одно­го из тех, которые есть в продаже, я могу и вовсе остать­ся без телевизора. Надо все-таки решиться и что-то выбрать».

Дискуссионный вопрос: «Действительно ли мне нуж­на твердая гарантия того, что с любым домом, который я куплю, все и всегда будет в порядке? И если с моим до­мом случится что-то плохое, то неужели это повлечет за собой конец света?» Ответ: «Конечно, если бы я полу­чил такую гарантию, это было бы замечательно. Но та­ких гарантий попросту не существуют. Единственное, на что я могу рассчитывать, — это на более или менее высо­кую степень вероятности того, что купленный мною дом простоит достаточно долго вопреки всем тем неприятно­стям, которые в принципе могут с ним приключиться. Но даже если мой дом рухнет, то я все равно буду продол­жать жить и радоваться жизни».

Дискуссионный вопрос: «Неужели я никогда не смогу простить себе, что неудачно выбрал партнера для игры, в результате чего мы проиграли? Неужели выбор неподхо­дящего партнера на самом деле делает меня идиотом?» Ответ: «Разумеется, я прощу себе неудачный выбор парт­нера. Это было неразумно с моей стороны, но, весьма со­мнительно, что я стал от этого полным тупицей. Я имею право ошибаться, я могу сделать неудачный выбор. Но не всегда же так будет! Я не заслуживаю порицаний или проклятий за это. Я могу принимать себя таким, каков я есть, хотя и сам не одобряю дурацких решений. Но зато я извлеку из происшедшего урок и в будущем стану под­ходить к выбору более ответственно».

Дискуссионный вопрос: «Действительно ли я должен прослушать самый лучший курс у самого лучшего препо­давателя? И если я не смогу нарушить школьные правила и перейти на другой курс посреди семестра, то неужели из-за этого меня можно назвать тряпкой?» Ответ: «Нет, прослушать самый лучший курс у самого лучшего препо­давателя совершенно не обязательно, но весьма желатель­но. Если я не смогу заставить администрацию школы пе­ревести меня к другому преподавателю, то это не значит, что я безвольный человек, я всего лишь подчиняюсь об­щим правилам. И даже если я проявляю слабость, то это вовсе не означает, что я вообще слабая или безвольная личность».

Дискуссионный вопрос: «Почему любая работа, кото­рую я выбираю, требует от меня таких усилий? И где на­писано, что я не смогу справиться с работой, требующей от меня этих усилий?» Ответ: «В любой работе есть свои неприятные стороны, но нельзя сказать, что их слишком много. Преодоление трудностей — неотъемлемая часть любой карьеры. Это плохо. Но если я буду бояться труд­ностей, то могу вовсе не сделать карьеры. А это еще хуже. Мне могут не нравиться те трудности, которые связаны с выбранной мною карьерой, но, определенно, я могу с этим справиться. И я наверняка так и сделаю — если хочу преуспеть!»

Отыскав у себя иррациональные представления (IBs), которые мешают решению практических проблем и при­нятию правильных решений, вам следует вернуться к ис­ходным проблемам и постараться решить их. При этом вы можете использовать следующие навыки решения про­блем:

Во-первых, надо как можно более четко сформулиро­вать задачу. Например:

Что мне нужно сделать, чтобы получить хорошую ра­боту? Каким должен быть мой первый шаг?

Какие шаги следует предпринять потом?

С кем я могу проконсультироваться по вопросу полу­чения хорошей работы?

Кто из моих друзей может мне помочь?

Какое резюме следует написать?

Кто может мне помочь в написании резюме?

Стоит ли давать знать моим прежним нанимателям, что я ищу работу, чтобы получить хорошие рекоменда­ции?

Что надо сделать, чтобы успешно пройти собеседова­ние? И так далее.

Запишите как можно больше вопросов, связанных с ре­шением ваших практических проблем — вроде тех, кото­рые приведены выше. Затем обдумайте — а еще лучше запишите на бумаге — возможные ответы. Составьте план действий, направленный на реализацию ваших идей. И начинайте работать — заставляйте себя действовать по плану.

Если все у вас идет хорошо, то это просто прекрасно. Продолжайте решать свои практические задачи. Если вы не можете выполнить намеченное, или выполняете его пло­хо, или чересчур расстраиваетесь из-за незначительности результатов, то, скорее всего, у вас возникнут определен­ные эмоциональные затруднения, вызванные практически­ми проблемами.

Если это случится, вернитесь к основам РЭТ, чтобы распознать возникшие эмоциональные затруднения и ра­зобраться с ними. Вам придется — подобно челноку — пе­реходить от практических проблем к эмоциональным и обратно к практическим.

Не следует ожидать рождения безупречного или блес­тящего решения. Ведь такие наивные ожидания только умножат ваши эмоциональные дилеммы и ухудшат поло­жение!

РЭТ-УПРАЖНЕНИЕ № 12

Совсем не рискуя, невозможно успешно решать практи­ческие проблемы или принимать удачные решения. Вот, к примеру, чем вы рискуете в подобных случаях:

Потратить слишком много времени на поиск или при­нятие решения.

Потратить слишком много сил и энергии на поиск или принятие решения.

Решить проблему слишком поспешно, неправильно спланировав свои действия.

Принять неверное решение, которое повлечет за собой определенные последствия.

Сначала решать практические проблемы довольно ус­пешно, а затем терпеть неудачи.

Найти вполне приемлемое решение — но все-таки не то, к которому вы стремились.

Если у вас есть склонность к чрезмерному беспокой­ству при решения проблем, если вы тратите на это слиш­ком много времени и сил, то вам следует признать за со­бой право на риск при планировании и при быстром принятии решений. Например, ограничьте время, которое вы должны потратить на подготовку резюме, составление списка людей, которым надо это резюме разослать, на рас­сылку писем и на то, чтобы подготовиться к собеседова­ниям. Не нужно готовиться слишком тщательно. Допус­тите возможность того, что можно выступить неудачно. Докажите себе, что можно учиться на своих ошибках, — в таком случае в следующий раз вы сделаете все на­много лучше.

Если вы запланировали сделать нечто важное или бы­стро принять ответственное решение, но впоследствии от­казались от этого — и теперь переживаете из-за того, что полученное решение оказалось не самым лучшим, по­пробуйте заполнить приведенную на следующей страни­це анкету самопомощи:

ПОДХОД № 7: РЕШЕНИЕ РЕАЛЬНЫХ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ - student2.ru

(В) ПРЕДСТАВЛЕНИЯ— иррацио-нальные представления, которые при­вели к ПОСЛЕДСТВИЯМ (эмоцио­нальным расстройствам или поведе­нию себе во вред). Обведите рамкой все, что относится к АКТИВИЗИРУЮЩИМ СОБЫТИЯМ (А) f (D) ДИСКУТИРУЙТЕ, оспари вайте все иррациональные пред­ставления, обведенные кружочками. Пример: «Почему у меня все ДОЛ­ЖНО получаться хорошо?», «Где на­писано, что я — ПЛОХОЙ ЧЕЛО­ВЕК?», «Как доказать, что меня ДОЛЖНЫ одобрять и принимать71» (Е) ЭФФЕКТИВНЫЕ РАЦИО­НАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, которые заменяют мои прежние ир­рациональные представления. Пример: «Я ПРЕДПОЧИТАЮ, чтобы у меня все получалось, но это НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖНО быть так», «Я ЧЕЛОВЕК, который что-то сделал ПЛОХО, но вовсе НЕ ПЛОХОЙ ЧЕ­ЛОВЕК», «Ничто не доказывает, что меня ДОЛЖНЫ ОДОБРЯТЬ, но мне бы этого ХОТЕЛОСЬ».  
l . Я ДОЛЖЕН делать все хорошо! 2. Если я что-то делаю плохо, значит, я ПЛОХОЙ ЧЕЛОВЕК. 3. Я ДОЛЖЕН получить одобрение тех людей, мнение которых для меня важно. 4. Если меня отвергают, значит, я ПЛОХОЙ ЧЕЛОВЕК, КОТОРОГО НЕЛЬЗЯ ЛЮБИТЬ. 5. Люди ОБЯЗАНЫ относиться ко мне хорошо и давать мне то, что мне НУЖНО. 6. Люди, которые поступают пло­хо, — ПЛОХИЕ ЛЮДИ. 7.. Люди ДОЛЖНЫ действовать так, как я от них требую, иначе это ужасно. Почему я должен? Нет причины ! Хотя мне действительно хотелось бы уметь принимать оптимальные решения.
           

ПОДХОД № 7: РЕШЕНИЕ РЕАЛЬНЫХ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ - student2.ru

ПОДХОД № 7: РЕШЕНИЕ РЕАЛЬНЫХ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ - student2.ru

Глава тринадцатая

Наши рекомендации