Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление.

1.Функции одной независимой переменной.

При изучении различных явлений природы, а также при решении инженерных, технических задач мы замечаем, что одни величины сохраняют одно и тоже численное значение, а другие величины связаны между собой определенной зависимостью.

Все величины делятся на постоянные и переменные.

Величина называется постоянной, если она в условиях данного эксперимента сохраняет одно и тоже значение. Например, длина радиуса одной и той же окружности, температура кипения воды при постоянном давлении.

Величина называется переменной, если она в условиях данного эксперимента может принимать различные значения. Например, зависимость площади круга от его радиуса Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru , величина заработка рабочего при сдельной оплате труда зависит от фактической выработки и др.Следует заметить, что радиус круга, фактическая выработка рабочего не могут быть отрицательными величинами и каждому значению этих величин соответствует значение площади круга и величина заработка – во втором.

Обобщая эти примеры, можно получить следующие определения.

Если каждому элементу Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru из множества Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru по некоторому правилу (закону) ставится в соответствие единственный элемент Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru другого множества Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru , то говорят, что между элементами(переменными) Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru и Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru существует функциональная зависимость; при этом переменную величину Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru называют независимой переменной, или аргументом, а переменную величину Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru - зависимой переменной, или функцией

2. Производной функцией Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru в точке Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru называется предел отношения приращения Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru функции в этой точке к приращению Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru аргумента, когда последнее стремится к нулю: Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru

Функция Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru , имеющая производную в каждой точке некоторого промежутка, называется дифференцируемой в этом промежутке.

Для производной функции Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru употребляются следующие обозначения:

Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru или Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru

Нахождение производной функции называется дифференцированием.

Вычисление производной функции Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru производится по правилам дифференцирования.

Если Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru есть функция от Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru , где Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru , в свою очередь, есть функция от аргумента Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru , то Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru называется сложной функцией от Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru (функцией от функции) Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru

Производная сложной функции равна произведению ее производной по промежуточному аргументу на производную этого аргумента по независимой переменной:

Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru или Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru

Физический смысл производной

При прямолинейном движении точки скорость Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru в данный момент Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru есть производная Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru от пути Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru по времени Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru , выполненном при Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru , то есть Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru

Ускорение в данный момент Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru есть производная Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru от скорости Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru по времени Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru , вычисленная при Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru , то есть: Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru или Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru

Пусть Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru выражен в метрах (м), время Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru в секундах (с), скорость Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru в м/с, ускорение Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru в Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru .

Геометрический смысл производной

Касательная есть предельное положение секущей.

Существование производной функции Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru в точке Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru равносильно существованию касательной в точке Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru графика, при этом угловой коэффициент касательной равен Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru то есть: Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru

Уравнение прямой с угловым коэффициентом Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru имеет вид: Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru

1.Найти производные следующих функций:

а) Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru ; б) Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru

Решение: Преобразуем функции к виду Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru :

а) Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru ;

Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru

б) Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru

2.Найти производную функции Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru

Решение: Используя формулы основных правил дифференцирования, получим:

Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru

Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru

3.Найти производную функции Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru

Решение: Используем формулы производной произведения, получим:

Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru

Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru

Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru

4.Найти производные следующих функций:

а) Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru ; б) Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru ; в) Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru .

Решение: а) Используя основные правила дифференцирования получим:

Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru

б) Используя формулы дифференцирования получим:

Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru

в) Используя формулы и основные правила дифференцирования, получим:

Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru

5.Тело массой 10 кг движется прямолинейно по закону Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru . Найти:

а) действующую силу; б) кинетическую энергию тела через 4 с после начала движения.

Решение:

Найдем скорость движения тела:

Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru

Вычислим скорость в момент времени Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru с: Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru

Определим кинетическую энергию: Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru ; Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru

Найдем действующую силу: Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru Значит, найдем ускорение: Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru

Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru

6.Написать уравнение касательной к графику функции Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru в точке Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru .

Решение:

По условию Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru , значит Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru

Найдем Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru

Так как Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru , то Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru

Подставляя эти числа в уравнение касательной Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru

получим Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru Ответ: Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru

3.С помощью производной можно находить промежутки монотонности функции.

Если функция Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru имеет на интервале (а; в) положительную производную, то касательная к ее графику в каждой точке направлена вверх, т. е. образует острый угол с положительным направлением оси ОХ. Это означает, что функция Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru возрастает на интервале (а; в).

Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru

Если производная функции Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru отрицательна на интервале (а; в), то касательная к ее графику в каждой точке направлена вниз, т. е. образует тупой угол с положительным направлением оси ОХ. Это означает, что функция Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru убывает на интервале (а; в).

То справедливо утверждение:

Теорема: Пусть функция Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru дифференцируема на некотором промежутке.

Если Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru > 0 на всем промежутке, то функция Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru возрастает на этом промежутке.

Если Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru < 0 на всем промежутке из некоторой окрестности точки Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru выполняется неравенство: Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru .

- Точка Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru называется точкой минимума Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru функции Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru , если для всех Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru , из некоторой окрестности точки Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru выполняется неравенство: Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru

- Точки минимума и максимума называются точками экстремума Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru .

Теорема Ферма: Пусть функция Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru определена в некоторой окрестности точки Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru и дифференцируема в этой точке. Если Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru - точка экстремума Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru функции Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru , то Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru =0

Внутренние точки области определения функции, в которых ее производная равна нулю или не существует, называется критическими точками этой функции.

Возрастающие и убывающие функции называются монотонными, а промежутки, в которых функциях возрастает или убывает – промежутками монотонности.

Свойства функции определяются по поведению ее производной:

производная положительна – функция возрастает; производная отрицательная – функция убывает. Производная в точке Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru обратилась в нуль – значит ничего определенного о ее поведении сказать нельзя и надо посмотреть на изменение знака производной при прохождении через точку Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru . Если производная изменила свой знак с «+» на «-», то в точке Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru - максимум, если знак изменился с «-» на «+», то в этой точке - минимум, если производная свой знак не

изменила, то экстремума в точке Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru нет. Точки, в которых производная обращается в нуль, называются критическими точками функции.

Для построения графика функции исследуют свойства функции с помощью производной.

Общая схема исследования функции:

1. Найти область определения;

2. Выяснить является ли функция четной или нечетной, периодической;

3. Найти точки пересечения графика с осями координат;

4. Найти промежутки знакопостоянства, т. е. решить неравенство Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru > 0 методом интервалов;

5. Исследовать монотонность и найти экстремумы. Вычислить производную, найти ее корни (критические точки), нанести на числовую ось определить знаки производной, определить характер поведения функции;

6. Вычислить значение функции: в критических точках, при Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru на концах области определения. Исследовать поведение функции вблизи «особых точек», например, там, где знаменатель обращается в нуль. Результаты исследования удобно записать в виде таблицы;

7. Используя таблицу построить график функции.

1.Найти промежутки возрастания или убывания.

1.1. Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru

Решение:

Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru

если Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru > 0, то Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru возрастает. Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru > 0; Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru > Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru ; Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru < Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru .

на Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru возрастает,

если Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru < 0, то Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru убывает. Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru < 0; Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru > Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru ; Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru > Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru .

на Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru убывает.

1.2. Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru

Решение: Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru

если Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru > 0, то Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru возрастает, значит

Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru > 0; Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru < 0; Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru < 0. Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru < 0.

Решим методом интервалов:

Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru на Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru возрастает.

Аналогично, если Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru < 0, то Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru убывает. Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru < 0, или Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru > Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru > 0. на Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru убывает.

1.3.Исследовать функцию Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru и построить график.

Решение:

1) Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru .

2) Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru нечетная т. к. Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru ; Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru периодическая, Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru . Поэтому проведем исследования на Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru .

3) Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru

Заполним таблицу

Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru
Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru + - -1
Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru    
      Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru    

Строим график Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru на Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru .

Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru

4.Функция Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru называется первообразной для функции Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru в промежутке: Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru , если в любой точке этого промежутка ее производная равна Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru :

Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru , или Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru , на Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru

Отыскание первообразной функции по заданной ее производной Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru или дифференциалу Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru есть действие, обратное дифференцированию – интегрирование. Совокупность первообразных для функции Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru или для дифференциала Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru называется неопределенным интегралом и обозначается символом Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru . Таким образом: Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru , Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru

Здесь Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru подинтегральная функция, Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru подинтегральное выражение, Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru произвольная постоянная.

Определенным интегралом от функции Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru на отрезке Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru называется предел интегральной суммы при условии, что длина Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru

Для вычисления определенного интеграла от функции Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru в том случае, когда можно найти соответствующий неопределенный интеграл Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru служит формула Ньютона-Лейбница: Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru

Существуют следующие методы интегрирования: непосредственное интегрирование, замена переменной, интегрирование по частям.

Найти следующие интегралы:

1. Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru

Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru

2. Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru , т. к. Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru

3. Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru , т. к. Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru

4. Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru ,

т. к.

Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru

5. Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru

5. Применение интеграла к вычислению различных величин. Определенный интеграл широко применяется при вычислении различных геометрических и физических величин. Вычисление некоторой величины и соответствующий промежутку Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru < Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru < Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru изменения независимой переменной Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru , выполняется по следующей схеме: 1) Пусть величина и получит приращение Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru ~ Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru , соответствующее изменению Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru на малую величину Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru ; Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru рассматривается как данная или определяемая из условия задачи функции от Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru .

2) Заменив приращение Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru дифференциалом Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru (главная часть приращения Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru ) и Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru - дифференциалом Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru , получим Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru .

3) Интегрирую это равенство в пределах от Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru до Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru , находим Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru .

2. Вычисление площади плоской фигуры.

Найдем площадь Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru криволинейной трапеции ограниченной кривой Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru , осью Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru и двумя прямыми Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru и Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru , где Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru < Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru < Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru , Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru > Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru .

Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru

Вычисленные пути, пройденного точкой.

Путь пройденный точкой при неравномерном движении по прямой с переменной скоростью Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru за промежуток времени от Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru до Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru вычисляется по формуле: Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru

5. Вычисление работы силы.

Работа произведенная переменной силой Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru при перемещении по оси Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru материальной точки от Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru до Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru находится по формуле: Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru

При решении задач на вычисление работы силы часто используется закон Гука: Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru

где Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru сила (Н), Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru абсолютное удлинение пружины (м), Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru коэффициент пропорциональности Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru .

1.Вычислить площадь фигур, ограниченных указанными линиями:

1.1. Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru

Решение: Построение.

Графиком Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru является парабола. Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru

Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru (кв. ед.)

1.2.Скорость движения точки изменяется по закону Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru м/с. Найти путь пройденный точкой за 10 с. от начала движения:

Решение: По формуле находим:

Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru (м)

1.3.Сжатие Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru винтовой пружины пропорционально положительной силе Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru . Вычислить работу силы Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru при сжатии пружины на 0,04 м, если для сжатия ее на 0,01 м при Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru = 10 Н, то подставляя эти значения в формулу (8), получим:

Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru Н/м

Подставив в (8) значение Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru Н/м получим Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru т. е. Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru . Искомую работу найдем по формуле:

Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru (Дж)

Вопросы для самопроверки:

1. Дать определение производной функции Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru в точке Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. - student2.ru .

2. Какая функция называется дифференцируемой?

3. Какие обозначения употребляются для производной?

4. Как называется нахождение производной?

5. Перечислить основные правила дифференцирования.

6. Какая функция называется сложной?

7. Как вычислить производную сложной функции?

8. В чем заключается физический смысл производной?

9. В чем заключается геометрический смысл производной?

10. Чему равен угловой коэффициент касательной?

11. Сформулируйте признак возрастания функции.

12. Сформулируйте признак убывания функции.

13. Какая точка называется точкой максимума?

14. Какая точка называется точкой минимума?

15.Какие точки называются точками экстремума?

16. Какие точки называются критическими?

17. Дайте определение первообразной функции.

18. Какое действие называется интегрированием?

19. Что называется неопределенным интегралом?

20. Каким символом обозначается интеграл?

21. Напишите таблицу основных интегралов.

22. Сформулируйте основные свойства интегралов.

23. Какую фигуру называют криволинейной трапецией?

24. Что называют определенным интегралом?

25. Сформулируйте формулу Ньютона-Лейбница.

26. Какие методы интегрирования существуют?

27. Какую фигуру называют криволинейной трапецией?

28. Сформулируйте формулу Ньютона-Лейбница.

Наши рекомендации