Математическое описание элементов САУ
В CАУ курсом судна в качестве датчиков положения руля, а также датчика угла поворота выходного вала перестановочного редуктора применяются сельсины типа 1955 3/5, работающие в трансформаторном режиме.
Возбуждаются сельсины переменным напряжением 110 В, частотой50 Гц.
Передаточная функция сельсина имеет вид
Wсс(р) = Uсс(р)/q(р) = Ксс, (2.1)
где Uсс – статическая характеристика, q – угол поворота сельсина, Ксс – коэффициент передачи сельсина.
Для сельсинов-датчиков Ксс = 1,6 В/град, и для сельсинов в трансформаторном режиме Ксс тр. = 0,4 В/град.
В качестве исполнительного двигателя (ИД), управляющего перемещением золотника, использован асинхронный двигатель Феррариса. Преимуществом этих двигателей является малая инерционность подвижных частей, отсутствие трущихся контактов и удобство реверсирования.
Передаточная функция электродвигателя имеет вид:
Wид(р) = Км/(Тмр+1)р, (2.2)
где Км – коэффициент усиления, Тм – постоянная времени.
Данные электродвигателя Феррариса:
– напряжение сети U = 110В;
– номинальное напряжение возбуждения Uв = 30В;
– номинальные обороты nном = 2400 об/мин.
Определим коэффициент усиления ИД:
Км = 2w/Uв = 2nном·360/Uв·60 =2·2400·360/30·60 = 960 Град/В с.
Известно, что приведенный момент инерции на валу электродвигателя мал и находится в пределах 0,1-0,2 с. Выбираем Тм = 0,1 с, тогда передаточная функция асинхронного электродвигателя запишется в виде:
Wид(р) = 960/(0,1р+1)р (2.3)
Редуктор служит для понижения числа оборотов исполнительного двигателя. На выходном валу редуктора находится рычаг, приводящий в движение золотник гидроусилителя.
Зная номинальное число оборотов электродвигателя n = 2400 об/мин и скорость вращения выходного вала n = 2 об/мин, находим передаточное число редуктора:
i = 2400/2 = 1200
Передаточная функция редуктора имеет вид:
Wред(р) = 1/i = 1/1200 (2.4)
В переходных режимах магнитный усилитель (МУ) можно рассматривать как переходное звено первого порядка. Инерционность МУ определяется главным образом отставанием во времени изменения тока в управляющей обмотке от изменения напряжения, подаваемого на вход усилителя.
Передаточная функция для МУ типа 6279.5 имеет вид
Wму(р) = Uму(р)/Uy(р) = Ku/(Tмур+1) (2.5)
и обладает следующими техническими характеристиками:
питающее напряжение | ~110В, 50Гц; |
потребляемая мощность | 65ВА, |
cos j | 0,4; |
входное напряжение Uу | 8 В; |
выходное напряжение Uму | 30 В; |
постоянная времени Тму | 0,1¸0,2 с |
В окончательном виде передаточная функция МУ:
Wму(р) = 3,7/(0,1р+1),
где Кu = Uму/Uy = 30/8 = 3,7
В САУ курсом судна применен тахогенератор переменного тока WТМ 1909.1/4, установленный в исполнительном механизме для повышения устойчивости работы ИД.
Передаточная функция тахогенератора имеет вид
Wтг(р) = р·Ктг, (2.6)
где Кгт = 0,13 · 10-3 В/об/мин.
Гидропривод (гидравлическая рулевая машина) выполняет функцию передаточного механизма в системе. Передаточная функция гидропривода при ряде допущений может быть представлена в виде
Wгп(р) = Кгп/р (2.7)
Судно как объект автоматического управления может быть описано следующей передаточной функцией (по управляющему воздействию):
Кг3(1+Т0р)
Wг3(р) = –––––––––––––––––––, (2.8)
р(1+Т1р)(1+Т2р)
где коэффициенты Кг3, Т0, Т1, Т2 определяются по формулам:
Кг3 = V0/L · S/q;
Тo = L/Vo · S31/S,
Т1 = L/Vo · (г31+q21)/S;
Т1 = L/Vo · (г31+q21)/q;
Т2 = L/Vo · 1/q; (2.9)
где q = q21г31 – q31г21, S = q31S21 – q21S31, L – длина судна, м; Vo – скорость судна в начале процесса циркуляции, м/c, S21, S31, q21, г31, q31, г21 – коэффициенты, зависящие от гидродинамических характеристик корпуса корабля и руля, а также от загрузки судн и от начальной скорости судна до циркуляции.
Передаточная функция судна по возмущающему воздействию имеет следующий вид:
К`г3(1+Т`oр)
W`г3(р) = ––––––––––––––––––, (2.10)
р(1+Т1р)(1+Т2р)
где К`г3 = Vo/L · q21/q
To` = L/Vo · 1/q21 (2.11)
Коэффициенты S21, S31, q21, q31, г31, г21, как было отмечено выше, зависят от параметров судна и их расчет весьма сложен и громоздок и в данном проекте не приводится. Более подробно с методикой расчета этих коэффициентов можно ознакомиться в (Басин А. М. Ходкость и управляемость судов. – М. , Транспорт, 1967, Фрейдзон И. Р. Моделирование корабельных систем управления. – Л. , Судостроение, 1975).
На основании описания работы системы и математического описания элементов составим структурные схемы САУ в следящем режиме и режиме “Авторулевой”, которые приведены на рис. 2.2 и 2.3.
Перепишем исходные уравнения системы:
DY(р) = Yз(р)–Y(р); (2.12)
UDY(р) = КСДу DY(р); (2.13)
рUинт(р) = КинтUDY(р); (2.14)
Uдиф(р) = КдифрDY(р); (2.15)
(2.16)
Uтах(р) = Ктг×W(р); (2.17)
рq(р) = Кi×W(р); (2.18)
(2.19)
W(р)(Тмр+1) = КмUму(р); (2.20)
Ucд(р) = Ксдq(р); (2.21)
рТг(р) =Кгп×q(р); (2.22)
(2.23)
Т1Т2р3Yу(р)+(Т2+Т1)р2Yу(р)+рYу(р) = Кг3Тор a(р)+Кг3a(р) (2.24)
Т1Т2р3Yb(р)+(Т2+Т1)р2 Yв(р)+рYв(р) = К`г3То`рF(р)+К`г3F(р) (2.25)
Y(р) = Yу(р)+Yb(р) (2.26)
На рис. 2.2 и 2.3 передаточные функции имеют следующий вид
Wcду(р) = Wсд(р) = Кcд = 0,4 В/град (2.27)
Wинт(р) = Кинт/р (2.28)
Wдиф(р) = Кдиф р/(Тр+1) (2.29)
Wу(р) = Ку (2.30)
Wму(р) = Кu/(Тмур+1)р = 3,7/(0,1р+1) (2.31)
Wид(р) = Км/(Тмр+1)р = 960/(0,1р+1)р (2.32)
Wред(р) = 1/i = 1/1200 (2.33)
Wтг(р) = рКтг = 0,13·10р (2.34)
Wсдк(р) = Wсдр(р) = 1,6 В/град (2.35)
Wгп(р) = Кгп/р = 0,2/р (2.36)
Кг3(1+Toр)
Wг3(р) = ––––––––––––––––––– (2.37)
р(1+T1р)(1+T2р)
К`г3(1+Toр)
W`г3(р) = ----------------- (2.38)
р(1+Т1р)(1+Т2р)
Для РТМ “Атлантик” принимаем:
Кг3 » К`г3 = 0,104
То = 9,81 с
Т1 = 3,31 с
Т2 = 28,6 с
Таблица 2.1. Таблица данных для моделирования в режиме “Автомат”
Вариант | ||||||||||
Амплитуд возмущения F(p), ° | ||||||||||
Частота возмущения w, рад/с | 0,27 | 0,24 | 0,21 | 0,19 | 0,18 | 0,16 | 0,15 | 0,14 | 0,13 | 0,12 |
Коэффициент гидрозвена Кг3 | 0,065 | 0,08 | 0,095 | 0,11 | 0,125 | 0,14 | 0,155 | 0,17 | 0,185 | 0,2 |
Постоянная времени судна, Т2, с |
Таблица 2.2. Таблица данных для моделирования в режиме “Следящий”
Вариант | ||||||||||
Угол перекладки пера руля, b, ° | 3,5 | 10,5 | 17,5 | 24,5 | 31,5 |
Задание на исследование
1. Изучить функциональную схему авторулевого ГСАЗ Шиффсэлектроник.
2. Ознакомиться с математическим описанием структурной схемы и её минимизацией.
3. Подготовить структурную схему к виду, удобному для моделирования на ПЭВМ для двух режимов работы: “автоматический” и “следящий”.
4. Провести моделирование схем для заданных вариантов, с учетом методов оптимизации, выбрав оптимальное значение коэффициентов регулировки Ку, Кдиф, Кинт из условий устойчивой работы привода и выполнения требований Регистра по допустимому числу перекладок пера руля в час (350 перекладок в час); по точности удержания на заданном курсе (±1°).
3. Лабораторная работа № 3.
Моделирование электропривода ваерной лебедки РТМ по системе генератор‑двигатель
Цель работы: Изучение режимов ваерной лебедки РТМ “Атлантик” по системе Г-Д и овладение методикой расчетно-экспериментального исследования ее элементов системы автоматического управления.
Общие сведения: Ваерными лебедками типа 3КLW-6. 3 (производства ГДР) оснащены многие промысловые суда: РТМ типа «Атлантик», БМРТ типа «Алтай», ПСТ типа «Баренцево море», БМРТ типа «Пионер Латвии».
РТМ типа «Атлантик» постройки ГДР предназначен для лова рыбы методом кормового траления, переработки и хранения улова до сдачи в порту или на плавучую базу.