Каждый из перечисленных факторов может воздействовать на систему управления в отдельности, а также в совокупности с другими.
При совместном положительном воздействии они обеспечивают существенный рост результативности управления (за счет синергетического эффекта), при отрицательном – снижают ее. Роль менеджеров состоит в том, чтобы планомерно воздействовать на указанные факторы.
Критерии и показатели оценки эффективности управления.
Критерий эффективности – это признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего либо.
Виды критериев эффективности:
- (Общие) экономические результаты деятельности организации, т.е осуществление организацией своей миссии при наименьших затратах;
- (Локальные) - затраты живого труда на производство продукции или оказания услуг;
- затраты финансовых ресурсов;
- затраты материальных ресурсов;
- показатели использования ОПФ;
- ускорение оборачиваемости оборотных средств;
- сокращение срока окупаемости капиталовложений.
- (Качественные) - увеличение доли продукции высшего качества;
- обеспечение экологической чистоты;
- выпуск продукции, необходимой обществу;
- улучшение условий труда и быта работников;
- ресурсоэнергосбережение; и др.
Показателями, характеризующими работу аппарата управления являются стратегическая эффективность управления и своевременность принятия и осуществления управленческих решений.
При оценке эффективности управления необходимо комплексное применение всей системы обобщающих и частных показателей. Эффективность управленческой деятельности применительно к субъекту управления (аппарат управления) может характеризоваться количественными (экономический эффект и эффективность) и качественными (социальная эффективность) показателями.
Эффект и эффективность понятия разные. Экономический эффект – это результат труда человека в процессе производства материальных благ.
Экономический эффект –это абсолютный (разностный) показатель, он показывает экономический результат или прирост между первоначальным и полученным итогом в результате внедрения интенсивных технологий, организационно - экономических мероприятий и т.д. Например:
1.Прирост прибыли, полученной в результате реализации дополнительного объема продукции, работ, услуг, ∆П (тыс.руб.) ∆П = Пфакт - Пб
где Пфакт- прибыль от фактического выпуска (в результате внедрения новых технолгий и др.) , тыс.руб;
Пб –прибыль базовая (до внедрения новых технологий), тыс.руб.
2. Резерв снижения себестоимости ед.продукции, Рс (руб./ед.)
Рс = Сфакт – Св, где Сфакт – себестоимость фактическая, руб/ед, Св – себестоимость возможная руб/ед.
3. Прирост числа обрабатываемых документов, обслуживаемых посетителей, и т.д.
12.3. Экономическая и социальная оценка эффективности. Методики определения эффективности управления.
Эффект сам по себенедостаточно характеризует деятельность человека. Для более полной характеристики важно знать, какими затратами получен этот эффект. Для этого используется показатель экономической эффективности.
Экономическая эффективность –это относительный показатель, он показывает отношение полученного результата к затратам, обусловившим этот результат и положительность ресурсного баланса, то есть обеспечение необходимыми ресурсами экономическую систему.
Виды оценок эффективности
n Относительная
= результат : затраты (отдача на рубль инвестиций, результативность эксплуатации капитала)
n Абсолютная
= результат – затраты (реальный результат, чистый доход, ради которого реализуется проект)
n Результат – выгода, прибыль, дополнительный доход, экономия, разница между ценами продажи и др.
n Затраты – экономический эквивалент расходов, понесенных для получения результатов
До недавнего времени для характеристики экономической эффективности системы управления на государственном уровне среди других использовался обобщающий показатель — национальный доход (вновь созданная стоимость) за конкретный период времени, на уровне отрасли — показатель производительности труда, на уровне предприятия — прибыль.
Обоснование экономической эффективности совершенствования управления деятельностью предприятий должно дополняться оценкой их социальной эффективности – то есть качественной оценкой деятельности, выражающей соответствие цели органа управления потребностям населения.
Социальная эффективностьпроявляется в лучших условиях труда работников, повышением уровня заработной платы, удовлетворенность результатами собственного труда, повышение благосостояния народа, обеспечение продовольственной безопасности страны,в улучшении условий жизни и быта населения, сохранении и укреплении здоровья человека, облегчении и повышении содержательности его труда. (Минаков, Сабетова, Куликов)
Показателями социальной эффективности могут быть:
• степень выполнения заказов потребителей;
• доля объема продаж фирмы на рынке и др.
• своевременность выполнения заказа;
• полнота выполнения заказа;
• оказание дополнительных услуг;
• послепродажный сервис и др.
- доля решений, принятых по предложению работников трудового коллектива;
- количество работников, привлеченных к разработке управленческого решения, и др.
- степень технической оснащенности управленческого труда,
- текучесть работников аппарата управления,
- квалификационный уровень кадров и т. п.
Социальный эффект трудно измерить количественно. Такие показатели в сфере управления, как повышение квалификации управленческого персонала, обоснованность управленческих решений, культура управления и др. не измеряются вообще или неполно.
Не смотря на это, величина социального эффектаможет быть определена посредством экспертных оценок и расчетным методом.