В зависимости от места в управленческой иерархии выделяют 3 типа руководителей
Высшего звена (в бизнесе — председатель совета корпорации, в армии генерал, в среде государственных деятелей — министр, в университете
— ректор). Они определяют миссию организации, ее цели, политику, ценности и основные стандарты деятельности, структуру и систему управления; осуществление контактов с федеральными, региональными и местными органами власти, банками, поставщиками; контроль.
Необходимо уметь подбирать кадры, знать технологию производства.
80% своего времени отдается формированию стратегии
среднего звена(в бизнесе — начальник отдела, в армии — от лейтенанта до полковника, в университете — декан). Они координируют и контролируют работу низового звена. Изменение организационной структуры, разработка систем сбыта и производства продукции, организация взаимодействия функциональных подразделений, обеспечение высшего руководства информацией
низового звена(мастер, бригадир, сержант, заведующий кафедрой). Они в основном осуществляют контроль за выполнением производственных заданий рабочими и другими работниками. Составляют большую часть корпуса менеджеров. Поскольку они находятся в непосредственном контакте с исполнителями им легче мотивировать исполнителей и применять соответствующие методы работы.
3.3. Лидерство и стили руководства.
Лидерствоэто способность оказывать воздействие на людей с целью достижения намеченных целей.
Только настоящий лидер может эффективно управлять людьми, сплачивать коллектив, направлять его на решение стоящих задач.
Слова лидер и руководитель являются близкими по значению, поскольку номинальный руководитель обязан быть лидером своего коллектива.
Руководство— умственный и физический процесс, приводящий к выполнению подчиненными официальных поручений менеджера и решению поставленных задач.
В теории менеджмента различают несколько стилей руководства. Стиль руководства — это совокупность приемов поведения руководителя по отношению к подчиненным
Авторитарный стиль руководства — властный, основанный на стремлении утвердить свое влияние, авторитет, стиль руководства. При авторитарном стиле менеджер привержен формальному характеру взаимоотношений с подчиненными. Он предоставляет своим сотрудникам лишь минимум информации, поскольку никому не доверяет. При первом благоприятном случае старается избавиться от сильных работников и талантливых людей, которым не хватает подобострастия. Вто же время, по его мнению, лучшим работником является тот, кто умеет понимать мысли начальника. Сотрудники не спорят и не задают вопросов, даже если видят серьезные ошибки в решении. В результате деятельность такого руководителя парализует инициативу подчиненных, мешает их работе. Он создает вокруг себя негативную обстановку, которая, в том числе, угрожает и ему самому.
Демократический стиль. Этот стиль основан в первую очередь на инициативе коллектива, а не руководителя. демократический стиль руководства характеризуется в первую очередь коллективной деятельностью, при которой обеспечивается активное и равноправное участие всех сотрудников в обсуждении намечаемых к реализации целей, определении задач и выборе исполнителей для их решения.Руководитель старается быть максимально объективным к подчиненным, подчеркивая свою причастность к мнению коллектива.
Либеральный стильруководства. Этот стиль предполагает склонность к излишней терпимости, снисходительности, нетребовательности.
Данный стиль руководства отличается полной свободой и индивидуальных и коллективных решений сотрудников при одновременно минимальном участии руководителя, который, по существу, самоустраняется от руководящих функций. Обычно в такой роли выступают люди недостаточно компетентные, не уверенные в прочности своего служебного положения. Менеджер-либерал обычно предпринимает какие-нибудь решительные действия только по указаниям вышестоящего руководства и стремится уклониться от ответственности за полученные неудовлетворительные результаты. В организации, в которой трудится такой руководитель, важные вопросы часто решаются просто без его участия, поэтому в коллективе, возглавляемом этим менеджером, скорее всего, будет царить фамильярность. В стремлении приобрести и укрепить авторитет он способен предоставлять подчиненным различного рода льготы, выплачивать незаслуженные премии.
Дуглас МакГрегор внес существенный вклад в понимание руководства как системы.
Теории «X» - предпосылки авторитарного стиля руководства, теория «Y» - предпосылки демократического стиля руководства.
Предпосылки автократичного руководителя – это «теории Х»
Согласно этой теории:
- люди от природы не любят трудиться и при любой возможности избегают работы;
- честолюбие присуще очень немногим, люди стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили;
- больше всего люди хотят защищенности;
- чтобы заставить людей трудиться нужно использовать принуждение, контроль и угрозу наказания.
Представления демократичного руководителя о работниках это “теорияY
-труд — процесс естественный и, если условия благоприятные, люди стремятся принимать на себя ответственность; работать для человека так же естественно, как и играть;
-люди, приобщенные к целям организации, будут использовать самоуправление и самоконтроль;
-приобщение является функцией вознаграждения, связанного е достижением цели;
- способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично.
Решетка стилей менеджмента
Американские ученые Блэйк и Мутон пришли к выводу, что любой результат достигается в силовом поле между производством и человеком. Если стремиться повысить производительность труда любой ценой , то это приведет к плачевным результатам.
На каждой оси была введена шкала от 1 до 9. В итоге авторы выделили пять стилей руководства, обозначив их соответствующими координатами. Вертикаль – ориентация на человека, горизонталь – ориентация на производство
9.1 — стиль управления, без остатка ориентированный на производство и уделяющий минимум внимания конкретным людям. Это жесткий, авторитарный стиль. В таких условиях работа никому не приносит удовлетворения, подчиненные пытаются под любым предлогом уйти из-под постоянного давления со стороны руководителя. В ответ — повсеместный контроль. Большую часть времени такого руководителя поглощают функции надзора. Сам он постоянно оказывается в стрессовой ситуации. В результате руководящее давление все более усиливается, как следствие, возрастает текучесть кадров, уходят лучшие.
1.9 — стиль, противоположный 9.1. Здесь главная цель — хорошие человеческие отношения, производительность оказывается на втором плане. Сотрудники, не имея стимулов, становятся малоинициативными и теряют интерес к творчеству.
5.5 — управляющие этого типа стремятся к надежному среднему уровню, их удовлетворяет и средний результатВ основе разрешения проблем компромисс. Если возникают конфликты, то решения по возможности принимаются демократическим путем.
1.1 — работать так, чтобы не быть уволенным и при этом не заботиться ни о ком и ни о чем. Вряд ли такие люди смогут долгое время занимать руководящие посты.
9.9 — идеальный стиль. Благодаря усиленному вниманию к подчиненным и эффективности руководитель добивается того, что подчиненные сознательно приобщаются к целям организации.
Власть и влияние.
Власть— возможность оказывать определенное влияние (воздействие) на поведение людей с помощью права распоряжаться чем-либо, авторитета, подчинения своей воле. В свою очередь, влияние — поведение одного человека, которое вносит изменение в образ мыслей в действия другого человека.
Баланс власти— это ситуация в управлении, когда уровень влияния облеченного властью руководителя на подчиненного равен степени зависимости этого подчиненного от руководителя.
Согласно классификации Дж. Фрэнча и Б. Рэйвена имеется 5 главных форм власти:
Власть,основанная на принуждении. Менеджер может осуществлять власть путем принуждения, чтодает ему возможность унижать, запугивать людей. Такой вид власти основан на влиянии на человека с помощью страха: угроза потерять место, быть пониженным в должности.
Власть, основанная на вознаграждении.Это один из самых эффективных способов влияния на других людей. Главное для менеджера — правильно определить размер вознаграждения. В противном случае, при недостаточности вознаграждения степень мотивации будет незначительной.
Власть, основанная на авторитете и знаниях. В данном виде власти влияние на сотрудника осуществляется благодаря тому, что он принимает на веру профессионализм менеджера, его опыт и знания.
Власть, основанная на примере. В основе данного вида власти лежит потребность человека в принадлежности, причастности, отождествлении себя с харизматической личностью.Харизма (от греч.— милость, божественный дар) означает одаренность, исключительность.
Власть, основанная на законных правах. Руководитель имеет законную власть, которой его наделяет предприятие или организация, в которой он трудится. Это наиболее известный вариант власти.
Требования к современным менеджерам.
Современному менеджеру необходимы следующие качества:
глубокие познания в организации производства, экономике, финансах и своей отрасли деятельности;
- знания в области человеческих отношений, позволяющие успешно работать с людьми, добиваться их заинтересованности в повышении экономических результатов деятельности предприятия;
- предприимчивость (способность добиваться конкретных экономических и социальных целей благодаря нахождению в реализации нестандартных решений);
-новаторство, изобретательность;
-напористость, смелость, целеустремленность.
Ему надо быть лидером в полном смысле этого слова: уметь общаться, побуждать работников к творческой деятельности; отмечать и оценивать каждое достижение подчиненного; находить выход из конфликтных ситуаций; быть предельно объективным независимо от своих симпатий; подбирать, обучать и выдвигать работников; уметь подчиняться и соблюдать субординацию; искусно вести деловые переговоры.