Синтаксис и пунктуация (35 ч)
Членение речи на предложения, составление предложений. Условно-графические модели предложений. Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды). Распространение и сокращение предложений, конструирование предложений из заданных слов.
Устные упражнения в составлении предложений с разной эмоциональной окраской: повествование, выражение радости, восторга, удивления, вопроса. Предложения повествовательные, восклицательные, вопросительные. Знаки препинания, обозначающие конец предложения. Заглавная буква в начале предложения.
Подготовительные упражнения в составлении словосочетаний. Выделение главного слова, постановка вопроса от главного слова словосочетания к зависимому (устно и письменно). Выделение из небольших предложений (3—4 слова) пар слов (словосочетаний).
Связная речь1
Устные и письменные ответы на вопросы, близкие интересам учеников (под руководством учителя). Составление предложений по сюжетным картинам. Составление и запись (под руководством учителя) нескольких предложений, объединенных одной темой. Озаглавливание (под руководством учителя) частей небольшого текста и текста в целом.
Изложение (под руководством учителя) рассказа об играх, забавах, работе как первоначальный опыт обучения описанию, рассуждению, повествованию.
' Занятия по развитию связной речи проводятся в процессе изучения всего программного материала по русскому языку.
Речевой этикет: обращение на ты, Вы, приветствие, прощание, слова извинения, благодарности. Написание своего почтового адреса, поздравительной открытки.
Чистописание1
Закрепление гигиенических навыков письма.
Правильное написание букв и их соединений в порядке усложнения начертаний. Различение сходных по начертаниям букв. Письмо в тетради с разлиновкой в одну линейку, связное, ритмичное письмо слов и предложений.
Списывание с печатного текста. Различение способов чтения при списывании (орфографическое) и с целью ознакомления с его содержанием (орфоэпическое). Совпадение темпа самодиктовки и написания букв в словах. Самопроверка написанного.
Слова с непроверяемыми написаниями2:адрес, береза, быстро, вдруг, весело, ветер, воробей, ворона, город, девочка, дежурный, деревня, завод, заяц, здравствуй(-те), капуста, карандаш, класс, коньки, корова, лопата, машина, медведь, медведица, молоко, мороз, Москва, народ, одежда, пальто, пенал, платок, посуда, работа, ребята, Родина, русский, сапоги, скоро, собака, сорока, спасибо, суббота, тетрадь, товарищ, урожай, ученик, учитель, фамилия, хорошо, ягода, язык.
Повторение изученного за год (10 ч) Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь: >
• различать гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и|
глухие согласные звуки, ударные и безударные гласные, правильно!
произносить звуки и называть буквы, соотносить количество зву
ков и букв в словах; использовать в активной речи соответствую
щие термины;
• обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами и, е,
ё, ю, я и мягким знаком (ь);
1 Упражнения по чистописанию проводятся ежедневно по 5—8 мин на уроках русского языка.
2 Количество слов для словарных диктантов — 6—8.
• делить слова на слоги, переносить слова по слогам;
• правильно писать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу,
чк, чн;
• писать часто употребляемые слова с удвоенными согласными
и слова, не проверяемые написанием, предусмотренные програм
мой;
• раздельно писать предлоги со словами;
• писать с заглавной буквы фамилии, имена, отчества людей,
клички животных, названия населенных пунктов, улиц;
• употреблять заглавную букву в начале предложения и точку в
его конце;
• списывать слова и предложения с печатного и рукописного
текста;
• писать под диктовку текст в 35—40 слов; проверять правиль
ность написанного;
• составлять предложения из отдельных слов и 3—4 предложе
ния на заданную учителем тему;
• восстанавливать деформированный текст;
• различать имена существительные, глаголы, имена прилага
тельные; преобразовывать словоформы имен существительных в
начальную форму и ставить вопросы кто? что?; различать слова,
отвечающие на вопрос кто?, и слова, отвечающие на вопрос что?,
знать, что грамматический вопрос глагола состоит из двух слов;
ставить вопросы какой?какая?какое?какие?к словам, обозначаю
щим признаки предметов;
• пользоваться словарем, данным в учебнике;
• различать в учебнике задание, текст упражнения, образец,
слова для справок;
• употреблять слова приветствия, прощания, извинения, благо
дарности.
Ill класс (170 ч)* Фонетика и графика (10 ч) Повторение пройденного во II классе.
Морфология(130 ч)
Состав слова.
Корень и окончание. Однокоренные слова. Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова. Способы проверки безударных гласных в корне слова. Термины корень слова, окончание.
Правописание непроизносимых согласных в наиболее распространенных словах. Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне. Умение пользоваться школьным орфографическим словарем.
Приставка. Правописание гласных и согласных в приставках (е-, до-, за-, над-, о-, от-, по-, под-, про-,с-) и в созвучных с ними предлогах. Способы различения приставки и предлога. Термины приставка, предлог. Образование однокоренных слов при помощи приставок. Выделение приставки из слова. Разделительный твердый знак (ъ).
Раздельное написание со словами предлогов в, из, к, на, от,по, с, У.
Суффикс. Вычленение суффиксов в простых по составу словах. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов. Термин суффикс. Подбор однокоренных слов с приставками и суффиксами.
Части речи
Устные упражнения, направленные на систематизацию и уточнение знаний, полученных во II классе об имени существительном, глаголе, имени прилагательном на материале рассказов детей об их непосредственных впечатлениях и представлениях о предметах и явлениях природы и социальной жизни, почерпнутых из литературных произведений.
Из расчета 5 ч в неделю.
Имя существительное: его значение, грамматические вопросы начальной формы. Род имен существительных: мужской, женский, средний. Мягкий знак (ь) после шипящих на конце существительных женского рода и его отсутствие у существительных мужского рода (рожь — нож, вещь — плащ и т.п.).
Изменение имен существительных по числам: единственное и множественное число.
Изменение имен существительных по падежам в единственном числе (склонение). Знание падежей. Умение различать падежи. Практическое изменение имен существительных при сочетании с другими словами. Преобразование косвенных падежей имен существительных в начальную форму. Составление предложений с существительными, стоящими в различных падежах. Выделение изученных орфограмм, проверка безударных гласных и парных глухих и звонких согласных в корне слов.
Имя прилагательное: его значение, вопросы, на которые оно отвечает. Имена прилагательные, сходные и противоположные по значению. Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с существительными. Правописание окончаний -ни, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее, -ые, -ие. Изменение имен прилагательных по падежам.
Глагол: его значение, вопросы, на которые он отвечает. Практические упражнения в употреблении глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени. Изменение глагола по временам: настоящее, прошедшее, будущее. Не с глаголами.
Подбор однокоренных слов, относящихся к различным частям речи. Слова, близкие и противоположные по смыслу. Выбор наиболее точного слова для выражения мысли. Употребление слов в прямом и переносном значении. Использование школьного толкового словаря.