Синтаксис и пунктуация (35 ч)

Членение речи на предложения, составление предложений. Условно-графические модели предложений. Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды). Распространение и сокра­щение предложений, конструирование предложений из заданных слов.

Устные упражнения в составлении предложений с разной эмо­циональной окраской: повествование, выражение радости, вос­торга, удивления, вопроса. Предложения повествовательные, восклицательные, вопросительные. Знаки препинания, обозна­чающие конец предложения. Заглавная буква в начале предложе­ния.

Подготовительные упражнения в составлении словосочета­ний. Выделение главного слова, постановка вопроса от главного слова словосочетания к зависимому (устно и письменно). Выде­ление из небольших предложений (3—4 слова) пар слов (словосо­четаний).

Связная речь1

Устные и письменные ответы на вопросы, близкие интересам учеников (под руководством учителя). Составление предложений по сюжетным картинам. Составление и запись (под руководством учителя) нескольких предложений, объединенных одной темой. Озаглавливание (под руководством учителя) частей небольшого текста и текста в целом.

Изложение (под руководством учителя) рассказа об играх, заба­вах, работе как первоначальный опыт обучения описанию, рас­суждению, повествованию.

' Занятия по развитию связной речи проводятся в процессе изучения всего про­граммного материала по русскому языку.

Речевой этикет: обращение на ты, Вы, приветствие, прощание, слова извинения, благодарности. Написание своего почтового ад­реса, поздравительной открытки.

Чистописание1

Закрепление гигиенических навыков письма.

Правильное написание букв и их соединений в порядке услож­нения начертаний. Различение сходных по начертаниям букв. Письмо в тетради с разлиновкой в одну линейку, связное, ритмич­ное письмо слов и предложений.

Списывание с печатного текста. Различение способов чтения при списывании (орфографическое) и с целью ознакомления с его содержанием (орфоэпическое). Совпадение темпа самодиктовки и написания букв в словах. Самопроверка написанного.

Слова с непроверяемыми написаниями2:адрес, береза, быстро, вдруг, весело, ветер, воробей, ворона, город, девочка, дежурный, дерев­ня, завод, заяц, здравствуй(-те), капуста, карандаш, класс, коньки, корова, лопата, машина, медведь, медведица, молоко, мороз, Москва, народ, одежда, пальто, пенал, платок, посуда, работа, ребята, Роди­на, русский, сапоги, скоро, собака, сорока, спасибо, суббота, тетрадь, товарищ, урожай, ученик, учитель, фамилия, хорошо, ягода, язык.

Повторение изученного за год (10 ч) Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь: >

• различать гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и|
глухие согласные звуки, ударные и безударные гласные, правильно!
произносить звуки и называть буквы, соотносить количество зву­
ков и букв в словах; использовать в активной речи соответствую­
щие термины;

• обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами и, е,
ё, ю, я и мягким знаком (ь);

1 Упражнения по чистописанию проводятся ежедневно по 5—8 мин на уроках русского языка.

2 Количество слов для словарных диктантов — 6—8.

• делить слова на слоги, переносить слова по слогам;

• правильно писать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу,
чк, чн;

• писать часто употребляемые слова с удвоенными согласными
и слова, не проверяемые написанием, предусмотренные програм­
мой;

• раздельно писать предлоги со словами;

• писать с заглавной буквы фамилии, имена, отчества людей,
клички животных, названия населенных пунктов, улиц;

• употреблять заглавную букву в начале предложения и точку в
его конце;

• списывать слова и предложения с печатного и рукописного
текста;

• писать под диктовку текст в 35—40 слов; проверять правиль­
ность написанного;

• составлять предложения из отдельных слов и 3—4 предложе­
ния на заданную учителем тему;

• восстанавливать деформированный текст;

• различать имена существительные, глаголы, имена прилага­
тельные; преобразовывать словоформы имен существительных в
начальную форму и ставить вопросы кто? что?; различать слова,
отвечающие на вопрос кто?, и слова, отвечающие на вопрос что?,
знать, что грамматический вопрос глагола состоит из двух слов;
ставить вопросы какой?какая?какое?какие?к словам, обозначаю­
щим признаки предметов;

• пользоваться словарем, данным в учебнике;

• различать в учебнике задание, текст упражнения, образец,
слова для справок;

• употреблять слова приветствия, прощания, извинения, благо­
дарности.

Ill класс (170 ч)* Фонетика и графика (10 ч) Повторение пройденного во II классе.

Морфология(130 ч)

Состав слова.

Корень и окончание. Однокоренные слова. Правописание прове­ряемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова. Способы проверки безударных гласных в корне слова. Тер­мины корень слова, окончание.

Правописание непроизносимых согласных в наиболее распро­страненных словах. Правописание слов с непроверяемыми напи­саниями в корне. Умение пользоваться школьным орфографичес­ким словарем.

Приставка. Правописание гласных и согласных в приставках (е-, до-, за-, над-, о-, от-, по-, под-, про-,с-) и в созвучных с ними предлогах. Способы различения приставки и предлога. Термины приставка, предлог. Образование однокоренных слов при помощи приставок. Выделение приставки из слова. Разделительный твер­дый знак (ъ).

Раздельное написание со словами предлогов в, из, к, на, от,по, с, У.

Суффикс. Вычленение суффиксов в простых по составу словах. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов. Термин суффикс. Подбор однокоренных слов с приставками и суффиксами.

Части речи

Устные упражнения, направленные на систематизацию и уточ­нение знаний, полученных во II классе об имени существитель­ном, глаголе, имени прилагательном на материале рассказов детей об их непосредственных впечатлениях и представлениях о предме­тах и явлениях природы и социальной жизни, почерпнутых из ли­тературных произведений.

Из расчета 5 ч в неделю.

Имя существительное: его значение, грамматические вопросы начальной формы. Род имен существительных: мужской, жен­ский, средний. Мягкий знак (ь) после шипящих на конце сущест­вительных женского рода и его отсутствие у существительных мужского рода (рожь — нож, вещь — плащ и т.п.).

Изменение имен существительных по числам: единственное и множественное число.

Изменение имен существительных по падежам в единственном числе (склонение). Знание падежей. Умение различать падежи. Практическое изменение имен существительных при сочетании с другими словами. Преобразование косвенных падежей имен суще­ствительных в начальную форму. Составление предложений с су­ществительными, стоящими в различных падежах. Выделение из­ученных орфограмм, проверка безударных гласных и парных глу­хих и звонких согласных в корне слов.

Имя прилагательное: его значение, вопросы, на которые оно от­вечает. Имена прилагательные, сходные и противоположные по значению. Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с существительными. Правописание окончаний -ни, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее, -ые, -ие. Изменение имен прилагатель­ных по падежам.

Глагол: его значение, вопросы, на которые он отвечает. Практи­ческие упражнения в употреблении глаголов настоящего, прошед­шего и будущего времени. Изменение глагола по временам: насто­ящее, прошедшее, будущее. Не с глаголами.

Подбор однокоренных слов, относящихся к различным частям речи. Слова, близкие и противоположные по смыслу. Выбор на­иболее точного слова для выражения мысли. Употребление слов в прямом и переносном значении. Использование школьного тол­кового словаря.

Наши рекомендации