Послебукварный период (16 ч)
Умение анализировать, составлять из букв разрезной азбуки и читать плавно по слогам слова, написание которых соответствует произношению:
включающие слоги открытые и закрытые всех видов;
включающие твердые и мягкие согласные;
содержащие стечения согласных всех видов, и, твердый и мягкий (ъ, ь) знаки.
Закрепление навыков чтения слогов и слов со стечением согласных всех видов; с разделительными твердым и мягким (ъ, ь) знаками; с согласными, мягкость которых обозначена буквами ь, е, ё, ю, я. Составление устно и с помощью разрезной азбуки небольших предложений (2—4 слова), сознательное чтение их по слогам вслух. Умение читать слова и предложения из двух—четырех слов, написанные печатным и рукописным шрифтом, небольшие легкие тексты, умение отвечать на вопросы к ним.
Соблюдение пауз в устной речи и при чтении предложений и текстов; соблюдение интонаций, соответствующих знакам препинания в конце простого предложения и при перечислении. Выделение предложения из текста и слова из предложения. Умение дополнить простое предложение словами, обозначающими признаки предметов; накопление практического опыта в нахождении синонимов, антонимов; умение пересказать небольшой текст с помощью вопросов и без них; выразительно прочитать выученное наизусть стихотворение.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
• все буквы русского алфавита, соотносить звуки с буквами, ко
торые их обозначают; основные отличия звуков от букв, использо
вать в активной речи термины звук, буква;
' правила гигиены письма и чтения;
• наизусть три—пять стихотворений.
Учащиеся должны уметь:
' последовательно выделять звуки из слов, написание которых не расходится с произношением;
• различать гласные и согласные звуки, твердые, мягкие, звон
кие, глухие согласные звуки, правильно их называть; использовать
в активной речи термины гласный звук, согласный звук, твердый co-
гласный звук, мягкий согласный звук, глухой согласный звук, звонкий согласный звук;
• обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными
буквами и, е, ё,ю,яи мягким знаком (ь);
• правильно писать строчные и заглавные буквы и их соедине
ния; различать сходные по начертанию буквы (о-а, и-у, л-м, и-ш,
п-т, н-к, д-б, г-р, г-п, Р-П,Е-3);
• определять и обозначать в слове ударную гласную, использо
вать термин ударение', делить слова на слоги, выделять предложе
ние (заглавной буквой и точкой); использовать термин предложе
ние; вычленять слова из предложений, состоящих из двух—пяти
слов; использовать термин слово;
• писать с заглавной буквы имена и фамилии людей, клички
животных;
• списывать с печатного и рукописного текста слова и предложе
ния, опираясь на орфографическое чтение и зрительное воспри
ятие списываемого, проверять правильность выполненной работы;
• писать под диктовку слова, написание которых не расходится
с произношением, и текст, состоящий из таких слов (15—20 слов);
• читать сознательно, правильно, плавно небольшие тексты
(15-20 слов в минуту);
• отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;
• воспринимать на слух небольшую сказку, рассказ, загадку,
стихотворение, рассказывать, о чем слушали, давать простейшую
оценку прочитанного (по вопросам учителя или по иллюстраци
ям), соблюдая соответствующую громкость и темп высказываний;
• употреблять слова приветствия, прощания, благодарности,
выражающие просьбу.
II класс(170 ч)
Фонетика и графика(45 ч)
Повторение и дальнейшее углубление знаний, полученных в I классе, на более сложном материале: создание моделей звукового анализа слов1, соотнесение количества звуков и букв в слове (конь,
1 Во 2 классе не с , 'дует проводить звуковой анализ слов с йотированными гласными.
спички). Обозначение мягкости согласных гласными. Различение и и й- Мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова. Буква э, умение писать слова с буквой э. Правописание жи — ши, ча — ща, чу — шу, чк — чн.
Слог. Деление слов на слоги. Перенос слов по слогам, перенос слов с буквами и, ь.
Ударение. Устные упражнения в выделении ударного слога в слове. Произнесение слов с правильным ударением. Использование алфавитного указателя учебника «Произноси правильно слова». Обозначение ударной гласной в написанных словах. Выделение безударных слогов в словах с одной и несколькими безударными гласными (типа молодой). Различие в звучании гласных в ударном и безударном положении. Выделение в словах орфограмм, содержащих безударные гласные. Наблюдение за единообразием написания ударных и безударных гласных в корне однокоренных слов как подготовка к изучению правила правописания безударных гласных в корне слова.
Парные звонкие и глухие согласные звуки. Различение их изолированно и в словах (устно и при письме). Сопоставление значений слов в связи с изменением букв, обозначающих парные звонкие и глухие согласные (лук — луг). Наблюдение за единообразным написанием глухих и звонких согласных в конце слов, перед другими согласными и перед гласными (грибы — гриб). Нахождение в словах орфограмм, содержащих парные звонкие и глухие согласные, как подготовка к изучению правила правописания звонких и глухих согласных в конце слова.
Двойные согласные в наиболее употребительных словах.
Разделительный мягкий знак.
Письмо под диктовку предложений и слов, в которые входят изученные орфограммы.
Алфавит. Значение алфавита. Нахождение слова в словаре учебника и в орфографическом словаре, распределение под руководством учителя слов в алфавитном порядке (по первой букве).
Морфология(80 ч)
Подготовительные упражнения в использовании наименований предметов и явлений окружающего мира, их признаков и действий. Уточнение и обогащение словарного запаса путем употребления слов, обозначающих растения, животных, природные явле-
ния, профессии людей, родственные отношения, предметы труда и быта и др.; свойства и признаки предметов по цвету, форме, величине, по материалу изготовления как подготовка к изучению частей речи.
Предметы и их названия^. Слова, обозначающие предметы. Имя существительное (введение термина в пассивный словарь). Вопросы начальной формы имен существительных кто? что?Преобразование формы слов, обозначающих предмет, в начальную форму. Постановка грамматических вопросов к именам существительным в начальной форме и в косвенных падежах (без терминологии).
Действия и их названия. Слова, обозначающие действия и отвечающие на вопросы что делает? что делают? что делал! что делали ? что сделает ? что сделают ? Глагол (введение термина в пассивный словарь). Постановка грамматических вопросов. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу. Переносное значение глаголов.
Признаки и их названия. Слова, обозначающие признаки, их связь со словами, обозначающими предметы. Имя прилагательное (введение в пассивный словарь). Вопросы начальной формы имен прилагательных какой? какая? какое? какие? Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу.
Практические упражнения в употреблении имен и фамилий одноклассников, родителей, имен и отчеств учителей, названия родного города (села, деревни), улицы, ближайшей реки (озера), кличек животных. Заглавная буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных, в названиях городов, деревень, улиц, рек, озер.
Изменение формы имен существительных (один — много, много — один).
Употребление (устно и письменно) слов с наиболее распространенными предлогами (в, из, к, на, над, от, по, под, с,у, между, за).Раздельное написание предлогов со словами.
Выделение изменяемой части слова. Окончание — изменяемая часть слова. Родственные слова. Подбор родственных слов. Выделение их общей части. Корень слова. Однокоренные слова. Наблюдение за единообразием написания гласных, парных звонких
1 При изучении частей речи используются рабочая тетрадь «Слова — названия предметов, действий, признаков» (авторы Е.В.Владимирова, Р.Д.Тригер) и Методические комментарии к рабочей тетради (автор — Р.Д. Тригер). — М.: Первое сентября, 2004.
и глухих согласных в слабой и сильной позиции в однокоренных словах. Использование школьного орфографического словаря. Употребление имен существительных, глаголов, имен прилагательных в предложениях о широком круге явлений окружающего мира.