Преимущества и недостатки различных организационных форм построения САОИ
1 2 3 3. Распределен- Согласование хранения и об- Высокие затраты на проектирование СЛОИ работки данных с требовани- ние, разработку и внедрение, ями пользователя. Объединение ВТ и процессов обработки информации в единую систему. Использование преимуществ систем вычислительных машин. |
2) Принцип новых задач заключается в обеспечении решения ка
чественно новых задач на базе использования средств вычислитель
ной техники. На практике этот принцип удовлетворяется решением
многовариантных задач с помощью различных экономико-матема
тических методов.
3) Принцип непрерывного развития системы (принцип открытой си
стемы) сводится к тому, что структура, конкретные решения систе
мы автоматизированной обработки информации должны строиться
так, чтобы можно было простым способом «настроить» систему на
решение новых задач, возникающих уже в процессе эксплуатации
СЛОИ, и обеспечить возможность расширения и модернизации ис
пользуемой технической базы, информационного и математическо
го обеспечения системы.
4) Принцип единства информационной базы состоит в том, что ин
формационное обеспечение системы включает в себя информацию,
необходимую для решения не какой-то одной или нескольких за
дач, а всех формализованных задач службы управления персоналом.
При этом в информационном обеспечении СЛОИ исключается не
оправданное дублирование информации, которое неизбежно возни
кает, если информационные массивы создаются для каждой задачи
отдельно.
5) Принцип комплексности указывает на необходимость охвата
автоматизацией как можно большего количества задач управления
службой управления персоналом. Нельзя добиться эффективных ре
зультатов от автоматизации управления только относительно узкого
круга задач, сохранив решение остальных задач в «ручном» режиме.
6) Принцип надежности характеризует способность системы
решать выбранные задачи, сохраняя во времени значения установ
ленных эксплуатационных показателей в заданных пределах, соот
ветствующих требуемым режимам и условиям использования, тех-
нического обслуживания. Основные пути повышения надежности СЛОИ: оптимизация структуры СЛОИ и ее обеспечивающей части; профилактика и качественный ремонт технических средств; выбор высоконадежных элементов системы; систематический контроль за ходом решения задач управления; применение организационных мер по повышению ответственности работников службы управления персоналом за достоверность информации и качество управленческой деятельности.
7) Принцип согласованности пропускных способностей различных звеньев системы заключается в том, что в различных сопряженных контурах системы должно обеспечиваться согласование скорости обработки данных. Так, теряется смысл быстродействия персонального компьютера, если при решении конкретных задач узким местом оказывается ввод данных или скорость обмена информацией между различными устройствами компьютера.
Использование изложенных принципов позволяет разработать организационно-информационную модель СЛОИ службы управления персоналом организации (рис. 3.15) и укрупненную схему функционирования системы (рис. 3.16).
Рис. 3.15. Организационно-информационная модель СЛОИ системы управления персоналом организации
- • • . 133
Рис. 3.16. Укрупненная схема функционирования СЛОИ системы управления персоналом организации
Применение СЛОИ в службе управления персоналом открывает возможность использования для обработки данных режима диалога. Это позволяет проводить обработку данных в реальном масштабе времени с контролем пользователем хода вычислений. В результате пользователь может устранять возможные ошибки и своевременно принимать управленческие решения. Диалоговый режим работы, в случае размещения соответствующих технических устройств на рабочих местах работников службы управления персоналом, позволяет отказаться от составления первичных документов вручную. Использование диалогового режима обеспечивает работникам службы управления персоналом:
сокращение количества первичных документов, заполняемых вручную;
сокращение количества ошибок при вводе первичной информации в ЭВМ, так как появляется возможность визуального и машинного контроля ввода;
совмещение процесса оформления первичных документов и ввод их в ЭВМ.
Реализация в автоматизированном режиме задач службы управления персоналом в рамках функционирования СЛОИ обеспечивает:
высокий уровень автоматизации задач;
сокращение форм первичных документов, используемых для регистрации оперативной информации, следовательно, и документооборота в целом;
совмещение работы пользователя (специалиста) и оператора и соответственно высвобождение технических исполнителей;
сочетание знаний, опыта пользователя с вычислительными возможностями ЭВМ и повышение на этой основе качества вырабатываемых управленческих решений;
повышение достоверности и надежности выполняемых расчетных и логических процедур;
снижение трудоемкости выполняемых расчетов в рамках технико-экономических задач СЛОИ.
В совокупности решаемых вопросов разработки СЛОИ службы Управления персоналом важное место занимает проблема очередности проектирования отдельных задач управления. Основным при-
знаком при формировании очередности является соблюдение методического, логического, организационного и информационного единства. В качестве инструментария, используемого для увязки и контроля хода проектирования задач комплекса, может быть рекомендована оптимизация моделей на сетевых графах с учетом имеющихся ресурсов, выделенных на проектирование.
Нормативная основа функционирования в службе управления персоналом СЛОИ должна быть зафиксирована в соответствующих методических и регламентирующих документах организации. В них необходимо сформулировать общие положения и содержание задач, реализованных в автоматизированном режиме, инструкции пользователям по решению отдельных задач, дать описание форм входных и выходных документов.
Разработанные методические и регламентирующие документы должны стать составной частью комплексной системы управления персоналом организации.