Познавательные и прагматические модели
Все виды деятельности удобно разделить по направленности потоков информации, циркулирующих между субъектом и окружающим миром. С этой точки зрения все многообразие моделей можно условно разделить на познавательные и прагматические (теоретические и практические)
· Познавательные модели являются формой организации и представления знаний, средством соединения новых знаний с имеющимися. Поэтому при обнаружении расхождения между моделью и реальностью встает задача устранения этого расхождения с помощью изменения модели.
· Прагматические модели являются средством управления, средством организации практических действий, способом представления их результата, т.е. являются рабочим инструментом представления целей. Поэтому использование прагматических моделей состоит в том, чтобы при обнаружении расхождений между моделью и реальностью направить усилия на изменение реальности так, чтобы приблизить реальность к модели.
Рис. 1.3 Взаимодействие модели и реальности
Пример.
Прагматические модели: планы, устав организаций, кодексы законов, экзаменационные билеты и др. Познавательные модели: теория электрических цепей, теория электромагнитного поля, теория сигналов и др. Не следует абсолютизировать приведенную классификацию. Например, детская игрушка или карта местности имеют признаки обеих моделей.
Статические и динамические модели
Другим принципом классификации целей моделирования может служить разделение моделей на статические и динамические. Для одних целей может потребоваться модель конкретного состояния объекта, своего рода «моментальная фотография». Такие модели называются статическими. Примером являются структурные модели систем. В тех случаях, когда цели связаны не с одним состоянием объекта, а с различием между ними, возникает необходимость в отображении процесса изменений состояния. Такие модели называются динамическими. Примером их служат функциональные модели систем.
Способы воплощения моделей
Рассмотрим теперь, какими средствами выражаются отношения между отображаемым и отображающим объектами и из какого «материала» строятся модели.
Абстрактные модели и роль языков
Абстрактные модели являются идеальными конструкциями, построенными средствами мышления, сознания. Прежде всего, обсудим абстрактные модели, предназначенные для общения между людьми. Оставив в стороне иррациональные формы общения (гипноз, искусство, телепатию и т.д.), сосредоточим внимание на моделях, создаваемых средствами языка.
Естественный язык – универсальное средство построения любых абстрактных моделей. Универсальность достигается за счет неоднозначности, расплывчатости и размытости (много и несколько). Приблизительность естественного языка часто оборачивается недостатком, который необходимо преодолеть на постоянной основе, например путем введения «профессионального языка» людьми, связанными общей для них, но частной для всех остальных деятельностью. Например, у северных народов имеется несколько десятков разных слов, обозначающих различные состояния снега.
Дифференциация наук объективно потребовала создания специализированных языков, более четких и точных, чем естественный. В результате модели специальных дисциплин более точны, более конкретны, они содержат больше информации. Математические модели в этом смысле обладают «абсолютной точностью». Но чтобы дойти до их использования, необходимо получить достаточное количество знаний в конкретной области. Видимо в этом смысле следует понимать слова Канта о том, что любая отрасль знания может с тем большим основанием именоваться наукой, чем в большей степени в ней используется математика. Нематематизированность какой-то науки вовсе не означает ее «ненаучность», а есть следствие сложности, не достаточной познанности ее предмета, есть временное явление.