Глава 15. Часть 3. Искусство управления или менеджмент.
Наверное, несколько странно сейчас, после такого количества текста, встретить здесь эти слова: «Искусство управления». «А что же, - спросите вы, - мы изучали тогда всё это время, искусство обольщения, что ли?» Хорошо бы, конечно, и с таким умением познакомиться поподробнее, но нет, мы именно искусство управления и изучали, или, другими словами, менеджмент. Просто в современной области знаний об управлении менеджмент как-то выделен в отдельный сегмент, ему посвящают книги и создают учебные курсы, его преподают и им же называют тех, кто берется управлять. Менеджерами. Но не находите ли вы некую ограниченность в звучании этого слова? Как будто всё искусство управления слилось в достаточно узкий пучок умения раздавать команды людям и добиваться от них наиболее эффективной отдачи при наименьших вложениях. Фактически, менеджмент в нашем понимании – это умение делать так, чтобы некий мистер Х (а лучше множество ему подобных) делал всё, что нужно компании (читай, собственникам для получения наибольшей прибыли с вложенных средств) за наименьшую оплату труда и при этом оставался доволен своей зарплатой, своим положением в социуме и был предан идеалам компании (читай, не думал о том, как на его труде наживаются собственники, не старался сбежать в другую компанию при первом удобном случае или продать секреты конкурентам). Вот что для нас кроется под словом менеджмент. А ещё помните дореволюционное слово «Управляющий»? Сразу возникает ассоциация с рабовладением и угнетением трудящихся… Ха-ха, ладно, это касается людей только моего поколения и старше, у молодых людей возникают совсем иные ассоциации.
Но на самом деле, в чём же заключается искусство управления? Собственно говоря, мы уже с вами это разобрали очень подробно, начав с базовых основ, то есть с природы человека, возможности влияния на его энергоструктуру, включающую и волю, и сознание, и подсознание, и свободу выбора, и даже чисто телесные параметры, такие, как основные инстинкты. Мы разобрались в том, что значит понятие Управления, мы обговорили, что происходит в момент Управления, мы обсудили, как надо управлять, чтобы это происходило самым лучшим образом для нас и всего Мироздания. Мы поставили во главу угла Человека, как главный и объект, и субъект управления. Так в чём же заключается искусство управления? Может быть, в умении применять сочетание всех этих понятий? Но почему тогда одни люди могут быть Управленцами, в самом широком и высоком смысле этого слова, хотя зачастую их никто и не учил чему-то подобному, а другие не могут, сколько их не обучай?
Собственно говоря, и этот аспект мы тоже уже обсудили. Помните? Одни Игроки пришли сюда играть на роль витязя-управленца, а другие выбрали себе иной Персонаж, чьей задачей не является Управление. Вот и всё. И сколько вы не бейтесь, не старайтесь, но поменять роль и функции своего Персонажа в данной Игре дано лишь отдельным, очень необычным Игрокам. Именно поэтому есть Управленцы, и есть те, кем надо управлять.
То же самое обстоит и с умением зарабатывать деньги. Задайте себе вопрос: почему один человек создаёт потрясающие шедевры, наполненные высоким смыслом и талантом произведения искусства, или поёт, как райская птица, или танцует, как бог, а другой ничего такого не умеет? Зато он умеет что-то своё, может быть, не столь броское и значимое, но это будет его особенность, его талант. Так и с деньгами: у кого-то есть талант и склонность к зарабатыванию денег, и у него это получается легко и непринуждённо, как у другого человека петь или писать картины, а у кого-то этого таланта (а, по сути, встроенной в Персонаж опции для выполнения его основного предназначения) нет, и никаких перспектив к его появлению не предвидится. Именно поэтому нельзя кого-либо научить быть потрясающим бизнесменом или управленцем, художником или поэтом. Можно человеку выдать набор знаний, можно дать ему схемы, можно даже натаскать его на определенные действия – но талант, гений, Человеку дать нельзя. Это то, что даётся Человеку в виде набора качеств в тот момент, когда Игрок выбирает своего Персонажа для Игры. Чтобы было интереснее.
Поэтому так важно разобраться ещё в самом детстве, к чему человек склонен, в чём его сильные и слабые стороны. Мы уже ранее об этом говорили, упоминая возрастные посвящения, но сейчас мы можем добавить ещё кое-что.
Речь идёт о попытках систематизировать отличия людей, сведя их в определенные группы, которым соответствуют набор стандартных для всех членов группы, наиболее ярко выраженных проявлений. Простой пример: людей делят на интровертов и экстравертов. Кто-то делит людей по их наиболее сильно развитым органам чувств: визуалы, аудиалы, кинэстеты, дижиталы и т.п. Есть целые направления на стыке психологии и социологии, типа соционики, представители которой на основе определения комбинаций разных проявленных в человеке качеств решили, что можно людей разбить на 16 типов, соответствующих реальным или литературным героям, тем, у кого наиболее ярко были выражены такие сочетания. Там целый паноптикум: Бальзак и Жуков, Наполеон и Анна Австрийская, Джек Лондон и Есенин, п другие персонажи (в разных школах, в зависимости от страны происхождения, выбирают своих персонажей).
И вот эти соционики, как это называется, типируют человека, используя наиболее характерные черты его поведения, принимая во внимание, как он/она отвечает на разные вопросы про собственную жизнь, а также их реакцию на определенные раздражители, учитывают даже характерные особенности внешности. Проведя подобную процедуру, то есть типирование, исследуемому радостно сообщают, что его типаж вот такой-то, скажем Лондон, или Цезарь, или ещё там кто-то, и что ему следует заниматься тем-то и тем-то, дружить вот с такими людьми, семью создавать с другими людьми (всё согласно уже выстроенным схемам и типам), а избегать общения нужно с третьими людьми, чьи типажи, скажем так, конфликтны установленному для данного индивидуума. Даже собрали людей в так называемые квадры, по четыре типа в каждой, всего четыре квадры, и дали им определение: вот такая квадра склонна больше создавать идеи, вот такая запускать их в жизнь, такая развивать и улучшать, а такая заканчивать и критиковать. Казалось бы, отличная штука, бери и пользуйся. Оттипировал человека, отправил его в соответствующую квадру, и вот он уже на своём месте, счастлив, здоров, доволен жизнью, приносит пользу себе и обществу. Находка для любого менеджера. Или управляющего. Ведь самая большая проблема в искусстве управления – это правильно расставить людей на свои места, туда, где они смогут наиболее эффективно и производительно работать, будут довольны своим положением, не будут конфликтовать с окружающими, и даже наоборот, начнут максимально поддерживать начинания людей из рядом стоящей квадры.
Увы, как оказалось, эта штука не работает. Или работает очень плохо. Крайне неэффективно. Почему? Потому что, во-первых, типирование – процесс сугубо субъективный, и его результат всегда зависит как от личного ощущения типирующего, так и от искренности и состояния типируемого. Во-вторых, и это главное, люди – не машины, не транзисторы и не механизмы. Люди – это существа хоть и с заложенными определёнными свойствами, но, в то же время, свойства эти у них могут меняться, наслаиваться друг на друга или вообще вступать в конфликт. Набор свойств большой, вариативность их сочетаний и проявлений в определенный момент времени крайне велика. Как говорил один мой друг, блестящий физик и математик, посвятивший часть своей жизни изучению человеческой психики и поведения: «Человек – это чёрный малоизученный ящик, по которому исследователь, пытающийся разобраться в его устройстве, двадцать раз пинает в одно и то же место, и все двадцать раз из другого места этого чёрного ящика выпадает апельсин. А пнёт в то же самое место в двадцать первый раз – и из другого места, привычного выдавателя результатов, выпадет не апельсин, а наступательная граната РГД-5».
Когда вы с кем-то играете в компьютерную игру, вы же не ждёте, что ваш визави всё время будет действовать одинаково? Если бы так было, то играть стало бы крайне неинтересно. У нас должна быть интересная Игра, не так ли?
Как на мой, сугубо субъективный взгляд, на сегодняшний день наиболее удачную попытку систематизации поведения людей в соответствии с вложенными опциями в тело и психику предоставляет системно-векторная психология. Ярчайший представитель этого направления – Юрий Бурлан. Я не буду здесь более ничего об этой системе рассказывать, вы сами можете с его знаниями спокойно ознакомиться, в интернете он очень широко представлен.
Я же ещё раз хочу вас предостеречь: попытка систематизации человеческого поведения сродни попыткам систематизации поведения автомобилей разных марок на дороге. Глупо будет спорить, что поведение автомобиля напрямую зависит от поведения водителя. Так и наша сущность, сущность проявленного в этой реальности Человека, Персонажа Игры, будет в первую очередь зависеть от действий Игрока. Хотя он, конечно, будет ограничен рамками свойств выбранного Персонажа, как водитель бывает ограничен техническими характеристиками своего автомобиля.
В том-то и заключается искусство управления – в умении проявлять постоянный творческий подход, в избегании догм и схем, в умении чувствовать людей и предвидеть будущее, короче говоря – в таланте. Если он есть, его можно развить и превратить в гений, но если его нет, то как и чему не учи, посредственность в определенной области так и останется посредственностью, хотя и хорошо обученной. Хотя может быть в другой области это будет гений. Вопрос выбора пути…
Что ещё можно добавить об искусстве управления? Можно дать совет управленцам. Совет такой:
Помните, что пирамидальная структура управления по определению подразумевает неравенство своих звеньев, но это её свойство, в конечном итоге, и приводит к регулярным сносам башни, верхушки пирамиды, из-за переполнения её излишней энергией, а проще говоря, властью, деньгами, возможностями. Управленцы поумнее научились перераспределять энергию так, чтобы и им оставалось, и нижним слоям доставалось, и таким образом, искусственно сдерживают возможность образований условий взрыва. В том числе это выражается в социальном поведении: управленцы поумнее стараются держаться поскромнее и всем своим видом показывают, что они такие же, как и все, они не ездят на супердорогих машинах, не ведут себя как грязь, попавшая в князи, и не выпячивают свои возможности и богатство. И их оплата труда не будет сильно отличаться от оплаты труда самого простого сотрудника их компании или организации. В некоторых странах это даже закреплено законодательно. Максимум в 5 раз может быть выше зарплата президента компании по сравнению с зарплатой уборщицы. Это принято во многих странах Запада, они многому научились на примере революций. Если же наши отечественные управленцы не поймут эти простые вещи, то они рискуют очень быстро последовать примеру всех не понявших до этого, во всех странах мира, и в лучшем случае у них будет просто всё отобрано, а сами они будут изгнаны из страны, а в худшем – их начнут развешивать на фонарях. Но если вы на самом деле Управленец, если вы действительно умеете слышать Волю Прави, то тогда вам стоит задуматься об изменении управленческой структуры, с пирамидальной на гибридную, радиально-сетевую – пирамидальную, в которой неравенство звеньев если и есть, то проявлено очень слабо. А создание такой структуры, удержание её в рабочем, эффективном состоянии – это и есть Искусство Управления.