Перевод чисел из одной системы счисления в другую
Для выполнения перевода вещественных чисел необходимо отдельно перевести целую и дробную части числа. Для перевода целой части числа необходимо:
целую часть числа разделить на основание новой системы счисления;
если полученное частное больше либо равно основанию новой системы счисления, нужно частное разделить на основание новой системы счисления; деление продолжать, пока частное от деления не окажется меньше основания новой системы счисления.
выписать частные от деления в обратном порядке, начиная с последнего; это и будут цифры числа в новой системе счисления.
Для перевода дробной части числа необходимо:
дробную часть числа умножить на основание новой системы счисления;
выделить в произведении целую часть числа; это и будут цифры числа в новой системе счисления.
умножение дробной части числа продолжать, пока не будет достигнута необходимая точность числа либо промежуточное произведение не окажется равным 0.
Перевести число 137,6510 в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления. После запятой взять 4 знака. Выполнить проверку целой дробной части числа.
-137 | 0, | ´65 | ||||||||
-68 | ||||||||||
1 | -34 | 1 | ´30 | |||||||
-17 | ||||||||||
-8 | ´60 | |||||||||
-4 | ||||||||||
-2 | ´20 | |||||||||
0 | ||||||||||
137,6510 = 10001001,10102
Проверим правильность перевода с помощью десятичной системы счисления.
17 06 05 04 13 02 01 10 ,1-1 0-2 1-3 0-4 2 = 1´27 + 1´23 + 1´20 + 1´2-1 + 1´2-3 = 128 + 8 + 1 + 0,5 + 0,125 = 137,62510
-137 | 0, | ´65 | |||
-17 | |||||
´20 | |||||
´60 |
´80 | |||||
137,6510 = 211,51468
Проверим правильность перевода с помощью десятичной системы счисления.
22 11 10 , 5-1 1-2 4-3 6-4 8= 2´82 + 1´81 + 1´80 + 5´8-1 + 1´8-2 + 4´8-3 + 6´8-4 = 128 + 8 + 1 + 0,625 + 0,015625 + 0,0078125 + 0,0014648 = 137,649902310
-137 | 0, | ´65 | |||
´40 | |||||
´40 | |||||
´40 | |||||
137,6510 = 89,A66616
Проверим правильность перевода с помощью десятичной системы счисления.
81 90, A-1 6-2 6-3 6-4 8 = 8´161 + 9´160 + 10´16-1 + 6´16-2 + 6´16-3 + 6´16-4 = 128 + 9 + 0,625 + 0,0234375 + 0,0014648 + 0,00009 = 137,649992310
При проверке выполненных переводов целая часть равна во всех случаях, а дробная меньше, чем искомая, так как при переводе дробной части не получилось произведения равного 0.
Взаимосвязь двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления.
Перевести число 7F1,A316 в восьмеричную систему счисления.
Для выполнения перевода необходимо число из шестнадцатеричной системы счисления перевести в двоичную, а затем из двоичной системы счисления в восьмеричную систему счисления.
F | , | A | 316 | ||
, | 00112 |
, | 1102 | ||||||
, | 68 |
7F1,A316 = 3751,5068
Проверим правильность перевода с помощью десятичной системы счисления.
72 F1 10 ,A-1 3-2 16 = 7´162 + 15´161 + 1´160 + 10´16-1 + 3´16-2 = 1792 + 240 + 1 + 0,625 + 0,01171875 = 2033,6367187510
33 72 61 10 , 5-1 0-2 6-3 8= 3´83 + 7´82 + 6´81 + 1´80 + 5´8-1 + 0´8-2 + 6´8-3 = 1536 + 448 + 48 + 1 + 0,625 + 0,01171875 = 2033,6367187510
Так при проверке получен одинаковый результат, то перевод выполнен верно.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
1. Представьте следующие числа в виде позиционной записи:
576; 842,3; 1924,803; 10000; 0100,00; 0,002
2. Имеются позиционные записи десятичных чисел:
8×102 + 5×101 + 3×100 + 7×10-1 + 6×10-2;
0×104 + 1×103 + 8×102 + 4×101 + 0×100 + 0×10-1 + 9×10-2;
9×105 + 4×103 + 3×100 + 4×10-2 + 4×10-3
Чему равны сами числа?
3. Запишите алфавит 4-ричной , 7-ричной , 12-ричной систем счисления.
4. Выполнить задание, указанное в карточке:
перевести указанное число в 8-ную и 16-ную системы счисления и выполнить проверку целой части чисел;
перевести указанное число в 2-ную и 2-10-ную системы счисления, выполнить проверку целой и дробной части числа в 2-ной системе счисления;
перевести указанное число в 8-ную или 16-ную систему счисления, используя их взаимосвязь с 2-ной системой счисления; выполнить проверку целой и дробной части числа исходного и полученного числа;
перевести указанное число в 2-ной системе счисления в 10-ную, 8-ную и 16-ную системы счисления и выполнить проверку целой и дробной части чисел.
«АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ НАД ДВОИЧНЫМИ ЧИСЛАМИ БЕЗ ЗНАКА»
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Правила выполнения арифметических операций над числами в двоичном коде представлены в таблице:
Сложение | Вычитание | Умножение |
0 + 0 = 0 0 + 1 = 1 1 + 0 = 1 1 + 1 = 0 и единица переноса в старший разряд | 0 - 0 = 0 1 - 1 = 0 1 - 0 = 1 0 - 1 = 1 единица, занятая в старшем разряде, переходит в младший разряд как две единицы | 0 ´ 0 = 0 0 ´ 1 = 0 1 ´ 0 = 0 1 ´ 1 = 1 Умножение и деление выполняется аналогично этим действиям в десятичной системе счисления |