Средства жизнеобеспечения на больших высотах.
Кислородное оборудование: на пассажирских самолетах кислородное оборудование обычно предусматривается из расчета питания всех членов экипажа в течении всего полета, а пассажиров только, когда кто-нибудь почувствует себя плохо.
Для экипажа есть стационарное оборудование: кислородные баллоны, кислородные приборы индивидуального и коллективного пользования, редукторы, маски, манометры, индикаторы. Для пассажиров переносные кислородные баллоны.
Кислородные приборы подразделяются: 1 –с непрерывной подачей кислорода, 2 –с периодичной подачей, так называется «легочные автоматы» - т.е. кислород подается только при вдохе, поэтому они более экономичны, но сложнее конструктивно.
Кислородный прибор (КП) обеспечивает подачу О2 в смеси с воздухом, или чистого кислорода в зависимости от высоты полета. Регулирование процентного содержания О2 в смеси происходит автоматически. Манометр МК-13м для замера давления О2.
К КП присоединены индикаторы ИП, контролирующие работу прибора. Лепестки индикатора раскрываются при вдохе и закрываются при выдохе.
Подача смеси, или чистого О2 к органам дыхания осуществляется через маски КМ-32 АГ; соединенные с КП с помощью кислородных шлангов. Зарядка и подзарядка переносного баллона КП-21 на борту самолета производится через кислородный шланг.
Кислородные вентили для открытия, закрытия подачи О2. Зарядка кислородной системы на земле производится от наземного источника через бортовой штуцер с о.к. и редуктор. Редуктор понижает давление от
50-150 кг/см2 до 36 кг/см2. Емкость баллона примерно 30 л.
Запрещается пользоваться промасленной ветошью при работе с кислородным оборудованием.
ВКК (высотно-компенсирующий костюм) –для обеспечения безопасности полета и спасения летчика на случай разгерметизации кабины на высотах больше 12-15 км.
ВКК применяется в комплекте с кислородной маской с избыточным давлением, или с гермошлемом. Задачи ВКК: оказывать на всю поверхность тела летчика равномерное противодавление, в тоже время не стеснять движения и быть воздухо и паропроницаемым. ВКК состоит из комбинезона с натяжным устройством и пневмокамер. Комбинезоны из х/б, льняной или капроновой ткани, «молнии» на груди, рукавах и штанинах. Натяжное устройство состоит из пневмокамер и тесемок, охватывающих камеры по всей длине. Камеры из прорезиновой ткани, или резины. При подаче воздуха в камеры (шланги), они расправляются и через тесьму натягивают ткань комбинезона.
Высотный скафандр, легкая, эластичная, газонепроницаемая «гермокабина» малого объема, выполнена в виде костюма для человека.
При разгерметизации кабины самолета, абсолютное давление в скафандре поддается равным давлению на высоте 10000-11000 м. это соответствует избыточному давлению 0,24-0,21 кг/см2, что достаточно при дыхании чистым кислородом.
Как и с гермокабины, скафандры могут быть вентиляционными и регенерационными.
Гермокабины самолетов: назначение, типы. Большинство современных самолетов совершают полеты на таких высотах, где сказывается разреженность атмосферы. На этих высотах (больше 3.5 км) нормальная работа экипажа затруднена, высотный полет может производиться лишь в гермокабинах, в которых поддерживается приемлемые для организма температура, давление, влажность, осуществляется очистка и вентиляция воздуха.
Гермокабины бывают:
1. Вентиляционного типа – в которые атмосферный воздух нагнетается от нагнетателей с приводом от стационарного двигателя, или от компрессора ТРД, такие кабины просты по конструкции, не требуют высокой степени герметизации, удобны и просты в эксплуатации. В таких кабинах возможен полет до высоты 20-25 км.
2. Регенерационного типа – это автономные гермокабины, с независимым от атмосферного воздуха наддувом, в ней необходимый запас воздуха и кислорода
находится на борту самолета в баллонах. При необходимости воздух и кислород выпускается в кабину. Для очистки от вредных примесей кабины воздух специальными насосами пропускает через регенераторы, содержащие патроны с поглотителями. Такие кабины требуют тщательной герметизации, чтобы исключить утечку воздуха из них. Применяются такие гермокабины на самолетах с очень большой высотностью, на космических кораблях.
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ГЕРМОКАБИНАМ.
Нормальные условия для сохранения жизнедеятельности экипажа и пассажиров в гермокабинах будут обеспечены в том случае, если абсолютное давление и скорость его изменения, температура, высотность, скорость движения воздуха в кабине и уровень шумов будут способствовать физиологическим требованиям.
1. Давление воздуха в кабине желательно иметь близкое к давлению Рн на уровне моря, т.е. 700-760 мм.рт.ст. Однако поддерживать такое давление на любой высоте не целесообразно, т.к. с увеличением высоты полета будет увеличиваться и избыточное давление в кабине, а это требует увеличение прочности самолета и его веса. Это нежелательно.
2. Физиологическими исследованиями установлено, что человеческий организм может приспособляться к работе и при более низком давлении окружающего воздуха, если оно находится в допустимых пределах нормы. Минимальное значение давления воздуха 266 мм.рт.ст., что способствует давлению воздуха на высоте 8000 м.
3. Величина избыточного давления воздуха в кабине обычно делается в пределах 0,25-0,8 кг/см2. Это обеспечивается работой высотного оборудования. Высотная система обеспечивает изменение давления в кабине по определенному закону: до определенной высоты подается Ркаб=const, а дальше подается.
4. Рекомендуемая температура в кабине должна быть 18-22 0С, минимально допустимая 10-15 0С.
5. Большое значение для самочувствия человека имеет скорость изменения давления. Для пассажирских самолетов она не должна превышать
2 мм.рт.ст./сек., это соответствует изменению высоты полета 1,5-2 м/сек.
6. Скорость движения воздуха в кабине не должна превышать 0,5 м/с, во избежание ощущения сквозняка.
7. Воздух в кабине должен быть свежим, чистым, для чего необходимо осуществить 20-30 кратный обмен воздуха в час.
8. Относительная влажность воздуха в кабине должна находится в пределах от 25 до 60%.
Кроме того гермокабины должны обеспечивать:
Удобство размещения в работе экипажа, пассажиров, обеспечение минимальной утомляемости экипажа, надежное и безопасное покидание самолета в аварийной ситуации, надежное закрепление грузов, оборудования.
Герметизация кабины достигается применением многорядных заклепочных швов со специальными лентами, пропитанными герметиком; использованием сварных соединений.
ЗАНЯТИЕ №2