Средства жизнеобеспечения на больших высотах.

Кислородное оборудование: на пассажирских самолетах кислородное оборудование обычно предусматривается из расчета питания всех членов экипажа в течении всего полета, а пассажиров только, когда кто-нибудь почувствует себя плохо.

Для экипажа есть стационарное оборудование: кислородные баллоны, кислородные приборы индивидуального и коллективного пользования, редукторы, маски, манометры, индикаторы. Для пассажиров переносные кислородные баллоны.

Кислородные приборы подразделяются: 1 –с непрерывной подачей кислорода, 2 –с периодичной подачей, так называется «легочные автоматы» - т.е. кислород подается только при вдохе, поэтому они более экономичны, но сложнее конструктивно.

Кислородный прибор (КП) обеспечивает подачу О2 в смеси с воздухом, или чистого кислорода в зависимости от высоты полета. Регулирование процентного содержания О2 в смеси происходит автоматически. Манометр МК-13м для замера давления О2.

К КП присоединены индикаторы ИП, контролирующие работу прибора. Лепестки индикатора раскрываются при вдохе и закрываются при выдохе.

Подача смеси, или чистого О2 к органам дыхания осуществляется через маски КМ-32 АГ; соединенные с КП с помощью кислородных шлангов. Зарядка и подзарядка переносного баллона КП-21 на борту самолета производится через кислородный шланг.

Кислородные вентили для открытия, закрытия подачи О2. Зарядка кислородной системы на земле производится от наземного источника через бортовой штуцер с о.к. и редуктор. Редуктор понижает давление от

50-150 кг/см2 до 36 кг/см2. Емкость баллона примерно 30 л.

Запрещается пользоваться промасленной ветошью при работе с кислородным оборудованием.

ВКК (высотно-компенсирующий костюм) –для обеспечения безопасности полета и спасения летчика на случай разгерметизации кабины на высотах больше 12-15 км.

ВКК применяется в комплекте с кислородной маской с избыточным давлением, или с гермошлемом. Задачи ВКК: оказывать на всю поверхность тела летчика равномерное противодавление, в тоже время не стеснять движения и быть воздухо и паропроницаемым. ВКК состоит из комбинезона с натяжным устройством и пневмокамер. Комбинезоны из х/б, льняной или капроновой ткани, «молнии» на груди, рукавах и штанинах. Натяжное устройство состоит из пневмокамер и тесемок, охватывающих камеры по всей длине. Камеры из прорезиновой ткани, или резины. При подаче воздуха в камеры (шланги), они расправляются и через тесьму натягивают ткань комбинезона.

Высотный скафандр, легкая, эластичная, газонепроницаемая «гермокабина» малого объема, выполнена в виде костюма для человека.

При разгерметизации кабины самолета, абсолютное давление в скафандре поддается равным давлению на высоте 10000-11000 м. это соответствует избыточному давлению 0,24-0,21 кг/см2, что достаточно при дыхании чистым кислородом.

Как и с гермокабины, скафандры могут быть вентиляционными и регенерационными.

Гермокабины самолетов: назначение, типы. Большинство современных самолетов совершают полеты на таких высотах, где сказывается разреженность атмосферы. На этих высотах (больше 3.5 км) нормальная работа экипажа затруднена, высотный полет может производиться лишь в гермокабинах, в которых поддерживается приемлемые для организма температура, давление, влажность, осуществляется очистка и вентиляция воздуха.

Гермокабины бывают:

1. Вентиляционного типа – в которые атмосферный воздух нагнетается от нагнетателей с приводом от стационарного двигателя, или от компрессора ТРД, такие кабины просты по конструкции, не требуют высокой степени герметизации, удобны и просты в эксплуатации. В таких кабинах возможен полет до высоты 20-25 км.

2. Регенерационного типа – это автономные гермокабины, с независимым от атмосферного воздуха наддувом, в ней необходимый запас воздуха и кислорода

находится на борту самолета в баллонах. При необходимости воздух и кислород выпускается в кабину. Для очистки от вредных примесей кабины воздух специальными насосами пропускает через регенераторы, содержащие патроны с поглотителями. Такие кабины требуют тщательной герметизации, чтобы исключить утечку воздуха из них. Применяются такие гермокабины на самолетах с очень большой высотностью, на космических кораблях.

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ГЕРМОКАБИНАМ.

Нормальные условия для сохранения жизнедеятельности экипажа и пассажиров в гермокабинах будут обеспечены в том случае, если абсолютное давление и скорость его изменения, температура, высотность, скорость движения воздуха в кабине и уровень шумов будут способствовать физиологическим требованиям.

1. Давление воздуха в кабине желательно иметь близкое к давлению Рн на уровне моря, т.е. 700-760 мм.рт.ст. Однако поддерживать такое давление на любой высоте не целесообразно, т.к. с увеличением высоты полета будет увеличиваться и избыточное давление в кабине, а это требует увеличение прочности самолета и его веса. Это нежелательно.

2. Физиологическими исследованиями установлено, что человеческий организм может приспособляться к работе и при более низком давлении окружающего воздуха, если оно находится в допустимых пределах нормы. Минимальное значение давления воздуха 266 мм.рт.ст., что способствует давлению воздуха на высоте 8000 м.

3. Величина избыточного давления воздуха в кабине обычно делается в пределах 0,25-0,8 кг/см2. Это обеспечивается работой высотного оборудования. Высотная система обеспечивает изменение давления в кабине по определенному закону: до определенной высоты подается Ркаб=const, а дальше подается.

4. Рекомендуемая температура в кабине должна быть 18-22 0С, минимально допустимая 10-15 0С.

5. Большое значение для самочувствия человека имеет скорость изменения давления. Для пассажирских самолетов она не должна превышать

2 мм.рт.ст./сек., это соответствует изменению высоты полета 1,5-2 м/сек.

6. Скорость движения воздуха в кабине не должна превышать 0,5 м/с, во избежание ощущения сквозняка.

7. Воздух в кабине должен быть свежим, чистым, для чего необходимо осуществить 20-30 кратный обмен воздуха в час.

8. Относительная влажность воздуха в кабине должна находится в пределах от 25 до 60%.

Кроме того гермокабины должны обеспечивать:

Удобство размещения в работе экипажа, пассажиров, обеспечение минимальной утомляемости экипажа, надежное и безопасное покидание самолета в аварийной ситуации, надежное закрепление грузов, оборудования.

Герметизация кабины достигается применением многорядных заклепочных швов со специальными лентами, пропитанными герметиком; использованием сварных соединений.

ЗАНЯТИЕ №2

Наши рекомендации