Технические средства тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на высотах

Г л а в а 15

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ И ПРОВЕДЕНИЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ НА ВЫСОТАХ

В жилом секторе городов, особенно крупных, имеются многоэтажные дома. Высокими могут быть здания общественного и культового назначения. В промышленных предприятиях элементы конструкций технологических процессов могут достигать нескольких десятков метров. При возникновении пожаров или чрезвычайных ситуаций на них осуществляется спасание людей и имущества.

Для тушения пожаров на различных высотах необходимо подавать огнетушащие. Для этого необходимо производить подъем на высоту оперативные средства тушения пожара, спускать из них людей, спасаемого имущества. Для этих целей применяются механизированные автолестницы и автоколенчатые подъемники.

В последние годы создаются различные индивидуальные средства спасения.

Общие положения

Для тушения пожаров и проведения спасательных работ используются немеханизированные и механизированные средства. К первым относятся стационарные и переносные пожарные лестницы, различные спасательные устройства (спасательные рукава, веревки и др.), надувные и амортизирующие устройства и т.д.

Ко вторым относятся пожарные автолестницы (АЛ) и пожарные автоподъемники коленчатые (АПК).

АЛ – это пожарный автомобиль со стационарной механизированной выдвижной и поворотной лестницей.

АПК – пожарный автомобиль со стационарной механизированной поворотной коленчатой, телескопической или коленчато-телескопической подъемной стрелой, последнее звено которой заканчивается люлькой.

АЛ и АПК являются передвижными средствами спасания; ими укомплектовываются пожарные части гарнизонов ГПС.

Принцип работы АЛ и АПК заключается в подаче стрелы или люльки в необходимую точку пространства в пределах их рабочей зоны.

В пределах рабочей зоны АЛ и АПК предназначены для:

– доставки к месту пожара или проведения спасательных работ пожарных и ПТВ;

– подъема их и оборудования на высоту;

– обеспечения проведения спасательных и аварийно-спасательных работ на высоте;

– подачи огнетушащих веществ для тушения пожаров на высоте;

– подъема и перемещения грузов при разборке конструкций.

АЛ и АПК сооружаются на шасси грузовых автомобилей. Механизмы АЛ и АКП являются пожарной надстройкой.

Пожарная надстройка, как и в случае пожарных АЦ, не должна ухудшать технических свойств базового шасси. Грузоподъемность шасси и размеры АЛ должны быть такими, чтобы не ограничивалась их проходимость в условиях городской застройки. АЛ и АПК должны маневрировать и устанавливаться у объектов, вблизи которых нет асфальтобетонных покрытий. Поэтому шасси рекомендуется выбирать высокопроходимыми с колесной формулой 6х6 или 6х4.

Двигатель базового шасси должен обеспечивать работу машин как в транспортных, так и в стационарных условиях.

АЛ и АПК должны быть приспособлены для установки на площадках с уклоном не более 60 (у АПК – 30) и безопасно применяться при скорости ветра в любом направлении не более 10 м/с.

Пульты управления АЛ и АПК размещаются на платформе и в люльке, если она предусмотрена в конструкции. Лестницы и автоподъемники оборудуются автоматическими системами и сигнализацией, позволяющими контролировать и регулировать параметры, влияющие на безопасность их работы.

Основными параметрами технических характеристик АЛ и АПК являются: высота подъема, вылет стрелы, угол ее наклона.

Высота подъема (Н, м) – расстояние по вертикали от горизонтальной опорной поверхности до конца верхней ступени лестницы, а для АПК – до люльки.

Вылет (В, м) – расстояние по горизонтали от оси вращения подъемно-поворотного основания до конца верхней ступени лестницы, а для АПК – до внешнего края люльки.

Угол подъема стрелы (в градусах) – угол между горизонтальной плоскостью и стрелой (для АПК – нижним коленом стрелы).

Автолестницы состоят из несущих сварных металлоконструкций, механических и гидравлических агрегатов, которые соединены в две части: неповоротную и поворотную.

Неповоротная часть АЛ и АПК охватывает (например, рис.15.1): шасси 1, опорные устройства 2, механизм блокировки рессор 3, а также размещенные под платформой шасси КОМ и гидронасос с гидрокоммуникациями.

Неповоротная и поворотные части соединены роликовым опорно-поворотным кругом 4.

Поворотная часть включает: поворотную раму 5, на которой устанавливаются механизм поворота и подъема колен лестницы и комплект колен лестницы.

 
  технические средства тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на высотах - student2.ru

технические средства тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на высотах - student2.ru

Рис. 15.1. Общий вид автомобильной лестницы АЛ-30(131)-21Л:

АЛ конструируют в различном исполнении. Так, на рис.15.1 представлена АЛ в первом исполнении, так как она не имеет дополнительного навесного оборудования. В исполнении 2 АЛ оборудуются съемной люлькой на вершине первого верхнего колена. В исполнении 3 они оборудуются лифтом, движущимся по лестнице, а в исполнении 4 - съемной люлькой на вершине и лифтом, движущимся по лестнице (см. рис.15.2).

технические средства тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на высотах - student2.ru технические средства тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на высотах - student2.ru

Рис. 15.2. Автолестница – исполнение 4:

1 – съемная люлька; 2 – комплект колен; 3 – лифт, движущийся по лестнице

На вершинах колен (верхнего), а также в люльках (или там и там) предусматривается возможность установки лафетного ствола или пеногенераторов. Рекомендуются лафетные стволы с расходом не менее 20 л/с и давлением до 0,6 МПа или три генератора пены ГПС-600 или одного пеногенератора ГПС-2000.

АЛ должны обладать статической и динамической грузоподъемностью и достаточной прочностью для безопасного проведения аварийно-спасательных работ и тушение пожаров, в том числе:

– при установке их на поверхности с уклоном меньше 60;

– при рекомендованных расходах лафетным стволом и пеногенераторами;

– при скорости ветра на уровне вершины лестницы не более 10 м/с.

Безопасность работы на АЛ

Безопасная работа пожарных на высотах и спасании людей обеспечивается двумя группами факторов: заложенными в конструкциях АЛ средствами, обеспечивающими безопасность их эксплуатации, а также регламентированными условиями их применения и обслуживания.

Обеспечение безопасности труда в конструкциях АЛ.

НПБ 188-2000 установлены жесткие требования к статической и динамической прочности АЛ для обеспечения их безопасной эксплуатации, в том числе:

– при установке на поверхности до 60;

– при работе с лафетным стволом с расходом 20 л/с и напором 0,6 МПа, или тремя генераторами пены ГПС-600 или одним ГПС-2000, установленными на вершине не прислоненной лестницы или в люльке;

– при скорости ветра на вершине лестницы (люльки) не более 10 м/с.

Динамический коэффициент грузовой устойчивости определяется

технические средства тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на высотах - student2.ru , (15.6)

где: Му – суммарный момент от собственной массы АЛ (АКП), удерживающий их от опрокидывания; М0 – суммарный момент от собственной массы части стрелы АЛ (АКП), полезной нагрузки и дополнительных нагрузок. Для АЛ (АКП) величина Кg ≥ 1,4.

Статический коэффициент грузовой устойчивости определяется таким же образом, но без учета дополнительных нагрузок, указанных выше. Его величина должна быть Кс = 1,15. Коэффициент поперечной статической устойчивости должен укладываться в пределы, установлены для базовых шасси.

При достигнутом уровне совершенства и надежности конструкции АЛ их безопасность в работе осуществляется в установленной определенной зоне обслуживания (поле движения). В этой зоне автоматически выключаются все элементы лестницы при достижении его границ безопасной работы. Кроме того, предусмотрено автоматическое боковое выравнивание выдвигаемой лестницы, а также ограничение нагрузки на лестницу, люльку, а также ее поддержание в горизонтальном состоянии.

Зона обслуживания. Для каждой автолестницы определено поле движения (или зона обслуживания) – зона, находясь в которой, вершина лестницы может быть нагружена полностью (рис.15.19).

технические средства тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на высотах - student2.ru

Устойчивость АЛ при работе зависит от опрокидывающего момента, действующего на лестницу. Его величина не может превышать расчетного значения. Поэтому вылет лестницы не может быть больше установленного и ограничивается при работе автоматикой.

Вылет – это расстояние от оси поворотного основания до проекции вершины лестницы на горизонтальную плоскость.

Для современных АЛ в зоне обслуживания определены две зоны с различными значениями вылетов и допустимого нагружения вершины лестницы. Так, например, для АЛ-30(4310) 1 и 2 зоны обслуживания характеризуются вылетами 18 и 24 м при максимальных нагрузках на вершину лестницы равных массе 350 и 100 кг, соответственно.

В зоне обслуживания граничные условия работы обеспечиваются специальным прибором блокировки.

Привод прибора блокировки обеспечивает передачу движения от комплекта колен к прибору блокировки (рис.15.20).

технические средства тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на высотах - student2.ru

Рис. 15.20. Схема привода прибора блокировки:

1, 4, 8, 11 – звездочки; 2 – подъемная рама; 3 – кронштейн; 5 – тяга; 6 – поворотная
рама; 7, 9, 13 – цепи; 10 – рычаг; 12 – прибор блокировки

Угол подъема подъемной рамы 2 передается на прибор блокировки 12 рычагом 10 с тягой 5. Рычаг 10 и штырь на подъемной раме 2 равны, следовательно, на приборе блокировки повторяется угол подъема или опускания колен. При достижении предельного значения угла подъема произойдет автоматическое выключение механизма подъема.

Блокировка выдвигания и сдвигания колен лестницы осуществляется с помощью цепной передачи. Она включает набор звездочек и цепей, расположенных, как показано на рис.15.20. Цепи опоясывают звездочки. На цепи закреплен кронштейн 3, прикрепленный к штоку гидроцилиндра выдвигания (гироцилиндр выдвигания установлен в подъемной раме). При перемещении кронштейна 3 движение цепями 13,7 и 9 будет передаваться на звездочку 11, а затем на прибор блокировки. При достижении предельной величины выдвигания прибор блокировки осуществит отключение механизма выдвигания лестницы.

Прибор блокировки обеспечивает автоматическое отключение:

– механизма подъема лестницы при достижении максимального угла 730;

– механизма выключения и опускания при достижении вершиной лестницы вылета 24 м: то же при вылете 18 м;

– переключение системы бокового выравнивания на автоматическую работу при угле наклона более 100.

При выключении механизмов автоматически включается световая и звуковая сигнализация.

Обеспечение безопасной работы АЛ на пожарах. Безопасная работа на АЛ обусловливается ее устойчивостью, которая должна обеспечиваться при подготовке к ее функционированию, работе на ней и спасании людей.

Устойчивость, заложенная в конструкции АЛ, обусловлена исключением ее бокового наклона, т.е. установки ее на строго горизонтальную поверхность. На практике, в ряде случаев, это трудно осуществимо. Поэтому установлен предел наклона площадки, на которой она устанавливается, равный 60. При наклонах меньше 60 механизм бокового наклона обеспечит устойчивость АЛ.

На устойчивость АЛ большое влияние может оказывать ветер. При его скорости более 10 м/с устойчивость обеспечивать небезопасно. Для ее улучшения должны использоваться растяжные веревки. В транспортном положении АЛ они находятся на катушках, установленных по бокам четвертого колена.

Перед подъемом лестницы растяжные веревки закрепляются за ушки, приваренные от второго колена и удерживаются пожарными. Они становятся по обе стороны лестницы на расстоянии от нее не менее 10…15 м и, натягивая веревки, способствуют обеспечению устойчивости АЛ.

Устойчивость АЛ требует четкой организации подъема людей. Перед подъемом людей лестницы должна быть установлена по всем правилам и двигатель заглушен.

На не прислоненной лестнице разрешается перемещение одновременно 8 человек, при условии нахождения на каждом колене по 2 человека. Допускается перемещение одновременно 3-х человек на одном из первых трех колен.

Эвакуация людей может производиться, используя люльки, лифты и эластичные спасательные рукава.

В люльке, в зависимости от мощности АЛ (высота подъема лестницы), могут находиться от 2 до 4 человек, в лифтах – 2 человека.

Спасательные рукава закрепляются в люльках АЛ. Люлька с рукавами подводится в зону эвакуации (к балкону, окну). При нахождении в люльке одного человека в рукаве может быть только один человек. Если в люльке людей нет, то в рукаве одновременно может быть не более 2 человек.

Г л а в а 15

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ И ПРОВЕДЕНИЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ НА ВЫСОТАХ

В жилом секторе городов, особенно крупных, имеются многоэтажные дома. Высокими могут быть здания общественного и культового назначения. В промышленных предприятиях элементы конструкций технологических процессов могут достигать нескольких десятков метров. При возникновении пожаров или чрезвычайных ситуаций на них осуществляется спасание людей и имущества.

Для тушения пожаров на различных высотах необходимо подавать огнетушащие. Для этого необходимо производить подъем на высоту оперативные средства тушения пожара, спускать из них людей, спасаемого имущества. Для этих целей применяются механизированные автолестницы и автоколенчатые подъемники.

В последние годы создаются различные индивидуальные средства спасения.

Общие положения

Для тушения пожаров и проведения спасательных работ используются немеханизированные и механизированные средства. К первым относятся стационарные и переносные пожарные лестницы, различные спасательные устройства (спасательные рукава, веревки и др.), надувные и амортизирующие устройства и т.д.

Ко вторым относятся пожарные автолестницы (АЛ) и пожарные автоподъемники коленчатые (АПК).

АЛ – это пожарный автомобиль со стационарной механизированной выдвижной и поворотной лестницей.

АПК – пожарный автомобиль со стационарной механизированной поворотной коленчатой, телескопической или коленчато-телескопической подъемной стрелой, последнее звено которой заканчивается люлькой.

АЛ и АПК являются передвижными средствами спасания; ими укомплектовываются пожарные части гарнизонов ГПС.

Принцип работы АЛ и АПК заключается в подаче стрелы или люльки в необходимую точку пространства в пределах их рабочей зоны.

В пределах рабочей зоны АЛ и АПК предназначены для:

– доставки к месту пожара или проведения спасательных работ пожарных и ПТВ;

– подъема их и оборудования на высоту;

– обеспечения проведения спасательных и аварийно-спасательных работ на высоте;

– подачи огнетушащих веществ для тушения пожаров на высоте;

– подъема и перемещения грузов при разборке конструкций.

АЛ и АПК сооружаются на шасси грузовых автомобилей. Механизмы АЛ и АКП являются пожарной надстройкой.

Пожарная надстройка, как и в случае пожарных АЦ, не должна ухудшать технических свойств базового шасси. Грузоподъемность шасси и размеры АЛ должны быть такими, чтобы не ограничивалась их проходимость в условиях городской застройки. АЛ и АПК должны маневрировать и устанавливаться у объектов, вблизи которых нет асфальтобетонных покрытий. Поэтому шасси рекомендуется выбирать высокопроходимыми с колесной формулой 6х6 или 6х4.

Двигатель базового шасси должен обеспечивать работу машин как в транспортных, так и в стационарных условиях.

АЛ и АПК должны быть приспособлены для установки на площадках с уклоном не более 60 (у АПК – 30) и безопасно применяться при скорости ветра в любом направлении не более 10 м/с.

Пульты управления АЛ и АПК размещаются на платформе и в люльке, если она предусмотрена в конструкции. Лестницы и автоподъемники оборудуются автоматическими системами и сигнализацией, позволяющими контролировать и регулировать параметры, влияющие на безопасность их работы.

Основными параметрами технических характеристик АЛ и АПК являются: высота подъема, вылет стрелы, угол ее наклона.

Высота подъема (Н, м) – расстояние по вертикали от горизонтальной опорной поверхности до конца верхней ступени лестницы, а для АПК – до люльки.

Вылет (В, м) – расстояние по горизонтали от оси вращения подъемно-поворотного основания до конца верхней ступени лестницы, а для АПК – до внешнего края люльки.

Угол подъема стрелы (в градусах) – угол между горизонтальной плоскостью и стрелой (для АПК – нижним коленом стрелы).

Автолестницы состоят из несущих сварных металлоконструкций, механических и гидравлических агрегатов, которые соединены в две части: неповоротную и поворотную.

Неповоротная часть АЛ и АПК охватывает (например, рис.15.1): шасси 1, опорные устройства 2, механизм блокировки рессор 3, а также размещенные под платформой шасси КОМ и гидронасос с гидрокоммуникациями.

Неповоротная и поворотные части соединены роликовым опорно-поворотным кругом 4.

Поворотная часть включает: поворотную раму 5, на которой устанавливаются механизм поворота и подъема колен лестницы и комплект колен лестницы.

 
  технические средства тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на высотах - student2.ru

технические средства тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на высотах - student2.ru

Рис. 15.1. Общий вид автомобильной лестницы АЛ-30(131)-21Л:

АЛ конструируют в различном исполнении. Так, на рис.15.1 представлена АЛ в первом исполнении, так как она не имеет дополнительного навесного оборудования. В исполнении 2 АЛ оборудуются съемной люлькой на вершине первого верхнего колена. В исполнении 3 они оборудуются лифтом, движущимся по лестнице, а в исполнении 4 - съемной люлькой на вершине и лифтом, движущимся по лестнице (см. рис.15.2).

технические средства тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на высотах - student2.ru технические средства тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на высотах - student2.ru

Рис. 15.2. Автолестница – исполнение 4:

1 – съемная люлька; 2 – комплект колен; 3 – лифт, движущийся по лестнице

На вершинах колен (верхнего), а также в люльках (или там и там) предусматривается возможность установки лафетного ствола или пеногенераторов. Рекомендуются лафетные стволы с расходом не менее 20 л/с и давлением до 0,6 МПа или три генератора пены ГПС-600 или одного пеногенератора ГПС-2000.

АЛ должны обладать статической и динамической грузоподъемностью и достаточной прочностью для безопасного проведения аварийно-спасательных работ и тушение пожаров, в том числе:

– при установке их на поверхности с уклоном меньше 60;

– при рекомендованных расходах лафетным стволом и пеногенераторами;

– при скорости ветра на уровне вершины лестницы не более 10 м/с.

Наши рекомендации