Колебания крыла и хвостового оперения
ЗАНЯТИЕ №1
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КОЛЕБАНИЯХ:
УСЛОВИЯ КОЛЕБАНИЙ, ВОЗБУЖДЕНИЕ И ДЕМПФИРУЮЩИЕ СИЛЫ,
АМПЛИТУДА, ПЕРИОД, ЧАСТОТА КОЛЕБАНИЙ.
Колебаниями (вибрациями) конструкции называются ее периодические деформации относительно положения равновесия (нейтрального положения). Параметрами колебаний являются: амплитуда, период и частота.
Амплитуда - максимальное отклонение конструкции от нейтрального положения; период - время одного полного колебания; частота - число колебаний в единицу времени.
В процессе колебаний амплитуда может оставаться постоянной (такие колебания называются гармоническими), уменьшаться с течением времени (затухающие колебания) или увеличиваться (возрастающие колебания).
В зависимости от характера подвода энергии к колеблющейся конструкции колебания частей ВС могут быть свободными, вынужденными и самовозбуждающимися.
Свободные (собственные) колебания - колебания конструкции под действием собственных сил упругости и инерции после ее однократного выведения из состояния равновесия.
Сущность свободных колебаний консольно закрепленной конструкции состоит в следующем. Выведенная из равновесного положения силой Р конструкция прогнулась до положения 1 (рис. 4.1), где действие силы Р уравновешивается внутренними силами упругости конструкции. С прекращением действия силы Р силы упругости возвращают конструкцию в равновесное положение, но за счет кинетической энергии она пройдет это положение и отклонится до положения 2, причем амплитуда а будет меньше амплитуды а вследствие потерь энергии на преодоление внутреннего трения, возникающего при деформации материала, и преодоление сопротивления внешней среды. Затем процесс будет протекать в обратном направлении. Таким образом, свободные колебания совершаются под воздействием внутренних сил упругости и сил инерции конструкции. Свободные колебания являются затухающими.
Рис. 4.1. Схема возникновения собственных колебаний
Каждая конструкция имеет определенную частоту собственных колебаний, которая зависит от ее массы и жесткости. Массивная конструкция с небольшой жесткостью имеет низкую частоту колебаний, а легкая и жесткая конструкция обладает большой частотой собственных колебаний.. Частота собственных колебаний также зависит от распределения масс в конструкции, условий закрепления, влияния внутренних и внешних демпфирующих сил.
Собственные колебания несущих поверхностей протекают в более сложной форме. Предположим, крыло прогнулось вверх под действием кратковременной силы, например порыва ветра. Внутренней силой упругости Рy, приложенной в центре жесткости (ЦЖ), оно возвращается к равновесному положению с ускорением. При этом в центре масс появляется инерционная сила Fu= mj, где m - масса крыла. Так как линия центра масс и ось жесткости не совпадают (ось жесткости находится впереди линии центра масс), сила инерции создает относительно оси жесткости крутящий момент МКР=Fux, закручивающий крыло на угол ψ в сторону уменьшения угла атаки. При достижении равновесного положения силы упругости и инерции исчезают, угол закручивания и скорость движения крыла имеют максимальные значения. По инерции крыло проходит равновесное положение и продолжает двигаться вниз. Скорость движения крыла начинает уменьшаться, меняется направление инерционной силы и ее момента, вследствие чего угол ψ уменьшается и в нижнем положении крыла становится равным нулю. Далее колебания протекают аналогичным образом, но крыло будет закручиваться в обратную сторону. Таким образом, свободные колебания крыла носят изгибно-крутильный характер.
Аналогичным образом протекают собственные колебания стабилизатора, киля, лопастей несущего и рулевого винтов.
Колебания несущих поверхностей носят только изгибный характер, если центры масс и центры жесткости сечений несущей поверхности совпадают.