Общая характеристика систем ДЦ
Системы ДЦ различаются по следующим принципам:
1. По импульсному: временного кода (ДВК), полярного (сигнал ТУ ПЧДЦ). Частотного (ЧДЦ, «Нева», сигнал ТС ПЧДЦ и системы «Луч»), фазового (сигнал ТУ системы «Луч»).
2. По способу передачи сообщений: спорадические, т.е. время от времени (сигналы ТУ во всех системах, сигналы ТС – во всех системах, кроме «Нева» и «Луч»); циклические (сигналы ТС в системах «Нева» и «Луч»).
3. По использованию линии связи при передаче сигналов: симплексные, когда существует или сигнал ТУ, или ТС (ДВК, ПЧДЦ, ЧДЦ); дуплексные, когда могут одновременно передаются сигналы ТУ и ТС («Нева», «Луч»).
4. По элементной базе: релейные (ДВК, ПЧДЦ, ТУ-ЧДЦ), бесконтактные («Нева», «Луч», ТС-ЧДЦ).
Общая характеристика отечественных систем ДЦ приведена в табл. 3.2. В ней обозначены названия систем, характеристика приказов ТУ и ТС (количество импульсов ; продолжительность , ; импульсный признак: В, П, Ч, Ф; количество управляемых объектов ; количество контролируемых объектов ; способ передачи приказа: спорадический СП и циклический Ц), элементная база (реле, бесконтактная БК с использованием электронной техники 1-го поколения, интегральные микросхемы ИМС, микропроцессоры МП), линия связи (симплексная С, дуплексная Д), год разработки.
Т а б л и ц а 3.2
Общая характеристика систем ДЦ
Как видно из табл. 3.2 в последние годы наметился явный поворот в сторону внедрения микропроцессорных систем (ДЦМ). Отличительными чертами их является: байтовый принцип построения сигналов ТУ, ТС; программный способ функционирования; модульный способ компоновки аппаратуры; наличие АРМов ДНЦ и ШН на основе ПЭВМ с вытекающими отсюда преимуществами по функционированию и обслуживанию; оптронная развязка цепей сопряжения с релейной частью ЭЦ.
СОСТАВ И НАЗНАЧЕНИЕСИСТЕМЫ ПЕРЕДАЧИ
ДАННЫХ СПД-ЛП
В решении проблем информатизации железнодорожного транспорта России одной из важнейшей является задача автоматизации сбора (съёма) первичной оперативной информации в местах её зарождения, обеспечения при этом максимальной достоверности и минимального времени её доставки потребителям в соответствии с установленными нормативами.
Актом приёмочной комиссии, назначенной Указанием МПС №С-1092у от 10.12.96г., система и аппаратно-программный комплекс СПД-ЛП приняты и рекомендованы для тиражирования и применения на сети железных дорог России в качестве базовой системы автоматизированного сбора, обработки и передачи информации, получаемой от следующих прикладных систем:
– Контроля технического состояния подвижного состава (ПОНАБ, ДИСК, РИСК);
– Контроля функционального и технического состояния устройств СЦБ на станциях и перегонах;
– САИД – системы автоматической идентификации подвижных объектов ж.д. транспорта;
– Контроля функционального и технического состояния средств связи, энергетического хозяйства, охранной и пожарной сигнализации и, при необходимости, других объектов ж.д.транспорта.
Практическое использование комплекса СПД-ЛП позволяет решить ряд задач, а именно:
– Повышение оперативности и качества воздействия на перевозочный процесс и. как результат, экономия всех видов ресурсов (подвижного состава, электроэнергии, топлива и др.), мобильное реагирование на потребности пользователей транспортных услуг;
– Своевременное полное и качественное удовлетворение заявок на транспортные услуги;
– Сокращение продолжительности каждого этапа управления (сбор, обработка, передача пользователю информации и др.);
– Повышение достоверности и полноты информации, используемой для планирования эксплуатационной работы, а также ускорение самого процесса планирования;
– Сокращение контингента за счёт укрупнения объектов управления и устранения промежуточных звеньев;
– Улучшение условий труда оперативно-диспетчерского персонала.
Решение указанных задач является необходимым условием обеспечения высокой эффективности применения вновь создаваемых автоматизированных систем управления технологическими процессами работы ж.д. транспорта.
Основным принципом информационного обеспечения СПД-ЛП является создание комплексной единой базы данных, отображающей поездную, вагонную, локомотивную бригадную модели, а также информацию о состоянии технических средств.
На базе комплекса СПД-ЛП строится единый диспетчерский центр управления (ЕДЦУ), включающий в себя автоматизированные рабочие места (АРМ) диспетчерского аппарата:
– дежурного по станции (ДНЦ);
– поездного диспетчера (ДПС);
– диспетчера сигнализации и связи (ШЧД);
– дорожного диспетчера (ДГП);
– оператора станционного технологического центра (СТЦ);
– товарного кассира (ТВК);
– дежурного по локомотивному депо (ТЧД);
– энергодиспетчера (ЭЧД);
– дежурного по вагонному депо и оператора пункта технического осмотра вагонов (ВЧД, ПТО), а также ПЭВМ для подключения к другим АРМ системы (АРМ «Анализатор», телеконференция, АРМ механика ЕДЦУ и др.).
Для реализации задачи создания автоматизированного рабочего места ДНЦ необходима оперативная информация о состоянии устройств СЦБ на станциях участка (сигналы светофора, положение стрелок, занятость путей, секций и блок-участков). АРМ ДПС обеспечивает съём информации с устройств СЦБ и датчиков низовых устройств для отображения поездной ситуации на диспетчерском участке в целом, за исключением перегонов и каждой станции с возможностью визуального контроля:
– занятости всех рельсовых цепей;
– показаний поездных и маневровых сигналов;
– приготовленных маршрутов;
– положения стрелок;
– работы устройств СЦБ и т.д.
ЕДЦУ решает задачи автоматизации управления движением поездов, обеспечивает автоматизированное ведение графика исполненного движения, поставляет сведения о поездном положении по заданным диспетчером параметрам.
Информация о состоянии объектов управления нижнего уровня снимается через систему передачи данных (СПД). Она создаётся на базе специализированных устройств (концентраторов информации и периферийных контроллеров), обеспечивающих сбор и передачу информации по типовым каналам связи на сервер СПД. Он же является одновременно рабочей станцией локальной вычислительной сети – ЛВС. Если информация со станций достаточно полно имеется в системе диспетчерской централизации «Нева», то целесообразно вводить эту информацию в ПЭВМ с устройств центрального поста ДЦ «Нева» посредством специального адаптера.
Организация СПД
Система передачи данных организуется с использованием имеющихся каналов ТЧ и включает в себя головную ПЭВМ (сервер сигналов), концентраторы (КИ) и контроллеры (К) СЦБ.
В качестве сервера используется та же самая ПЭВМ, которая снимает информацию с ДЦ «Нева», но для работы с СПД предназначаются её последовательные порты (СОМ1 и СОМ2). Кроме того, модуль УПСТ (RS-232) для связи с ПЭВМ, которая входит в состав локальной сети.
Концентраторы (КИ) представляют собой микропроцессорные устройства, в которые входят:
– модуль центрального процессора (МЦП);
– модуль УПСТ (RS-232) для связи с ПЭВМ;
– модемы (по количеству подключаемых каналов связи, но не более 5;
– блок питания.
Концентратор, подключаемый к серверу, должен располагаться от него на расстоянии, не превышающем максимально допустимого для СОМ-порта ПЭВМ, т.е. 15-20 метров. Возможно и более удалённое его расположение (например в ЛАЗе), однако это потребует применения дополнительных устройств (и затрат) для связи концентратора и ПЭВМ, а кроме того, весьма затрудняет наладку и обслуживание СПД, поэтому такой вариант менее предпочтителен.
Остальные концентраторы могут устанавливаться на станциях в ЛАЗах, комнатах связи или других помещениях, где имеется питание 220 В, подведены 4-х проводные окончания подключаемых каналов и имеется возможность их обслуживания.
Контроллер СЦБ представляет собой также микропроцессорное устройство, предназначенное для съёма и передачи информации от устройств СЦБ. В его состав входят:
– модуль центрального процессора (МЦП);
– модем (для связи с концентратором);
– модули МДВ (общим количеством до 7);
– блок питания.
Каждому контроллеру и каждому концентратору присваиваются собственные адреса. Контроллер устанавливается на станции вблизи пульта ДСП или в релейной и подключается к 4-х проводному выделению группового канала. Контроллер снимает информацию с лампочек пульта или контактов реле о занятости путей, секций, положении стрелок, сигналах светофоров. Для снятия этой информации в контроллер устанавливаются модули типа МДВ-3 или МДВ-4 в необходимом количестве, но не более 7 штук. Каждый модуль МДВ-3 имеет 29 входов для подключения объектов, а МДВ-4 – 58 входов. Таким образом, к одному контроллеру можно подключить 406 точек (при установке 7 модулей МДВ-4). Если этого количества недостаточно, то устанавливается 2 и более контроллеров, причём в этом случае к каналу связи подключается только первый из них, а каждый последующий включается в предыдущий «по цепочке» через модули УПСТ или модем. В каждый из контроллеров, соединённых «цепочкой» (кроме последнего), можно установить не более 6 модулей. Как показала практика, не рекомендуется включать «цепочкой» более 2-х контроллеров. При наличии на станции большого количества контроллеров их следует подключить к каналу связи через концентратор.
Специальная модификация модуля МДВ-3С позволяет снимать информацию с лампочек стрелочного коммутатора, имеющего нейтральное положение рукоятки, при котором лампочки не горят.
После включения питания контроллер в первую очередь определяет количество установленных в нём модулей МДВ. Далее через каждые 2 секунды контроллер считывает информацию со всех входов всех модулей и побитно сравнивает её с информацией, считанной в предыдущем цикле. При обнаружении хотя бы одного изменения формируется информационный блок. В этот блок включается информация только с тех модулей, в которых было обнаружено изменение хотя бы одного бита информации, а также указывается порядковый номер модуля. Если состояние входов каких-либо модулей не изменялось, то информация с них в этот блок не включается.
Каждые 30 секунд независимо от наличия изменений в информации формируется и передаётся полный блок, в который включается информация от всех установленных в контроллере модулей. Для доставки этой информации от контроллеров к серверу сигналов разработаны два варианта систем передачи данных, предназначенных для работы с каналообразующей аппаратурой различных типов.
Первый вариант реализуется на любой аппаратуре связи, обеспечивающей двухточечные каналы ТЧ (П-309, П-330 и пр.), и имеет древовидную структуру. Процесс обмена информацией происходит по следующему алгоритму:
Каждый из концентраторов периодически посылает кадр типа ЗАПРОС нижестоящим устройствам по всем имеющимся у него каналам, кроме канала 0 и ожидает ответа на него. Нижестоящий концентратор или контроллер, получив запрос и проверив его на соответствие формату, отвечает на него либо кадром ПУСТОЙ ОТВЕТ (при отсутствии информации для передачи), либо ИНФОРМАЦИОННЫМ КАДРОМ (при наличии информации). Если запрос принят с ошибками (обнаружено несоответствие формату), нижестоящее устройство на такой запрос не отвечает вообще. При отсутствии связи с вышестоящим устройством концентратор сохраняет принятую информацию в своей памяти. Когда она будет полностью заполнена, концентратор перестаёт посылать запросы по низовым каналам до тех пор, пока вся хранящаяся информация не будет передана или уничтожена (например, переключением питания концентратора).
ПЭВМ может передавать любые сообщения или команды любому устройству СПД. Они имеют структуру ИНФОРМАЦИОННОГО КАДРА и рассылаются концентраторами всем устройствам СПД, но исполняются лишь тем, кому адресованы, а остальными игнорируются.
Второй вариант СПД реализуется с использованием групповых каналов ТЧ (К-24, «АСТРА», К-3Т). В этом случае СПД имеет линейную структуру и не требует применения концентраторов, за исключением одного, являющегося согласующим устройством между каналами связи и ПЭВМ и называемого координатором. Все контроллеры подключаются к 4-х проводным окончаниям группового канала. Принцип работы СПД на групповых каналах основан на последовательном опросе контроллеров, подключённых к данному каналу. Инициатором опроса является сервер сигналов, который через координатор посылает кадр ЗПРОС поочерёдно каждому контроллеру. Этот запрос принимают все контроллеры, подключённые к данному каналу, но отвечает на него только тот, адрес которого совпадает с адресом, указанным в запросе. Контроллер, получив «свой» запрос и проверив его на соответствие формату, отвечает ИНФОРМАЦИОННЫМ ОТВЕТОМ, если имеет информацию для передачи, и ПУСТЫМ ОТВЕТОМ, если не имеет. Информационный ответ принимается координатором, проверяется на правильность формата и совпадение контрольной суммы и, при отсутствии ошибок передаётся в сервер сигналов. При наличии ошибок кадр игнорируется, о чём сообщается серверу, и в следующем запросе данному контроллеру будет передана команда «Повторить предыдущий кадр». При неполучении ответа от контроллера координатор передаёт в ПЭВМ сообщение об отказе адреса.
Как показывает практика, не всегда является возможным организовать чисто линейную структуру, т.к. не на всех станциях имеется возможность подключения к групповому каналу, и кроме того, при наличии нескольких контроллеров на одной станции их невозможно подключить непосредственно к одному канальному окончанию, поэтому возникает необходимость в «гибридном» варианте СПД, объединяющем оба описанных выше варианта. Структура СПД в таком случае получается достаточно сложной, а также увеличивается количество различных вариантов программ, устанавливаемых в контроллерах и концентраторах, что несколько усложняет наладку и эксплуатацию системы.
Для передачи информации в СПД всех вариантов используются модемы с частотной модуляцией 1300/2100 Гц, обеспечивающие скорость передачи 1200 Бод. Уровни передаваемых сигналов должны соответствовать нормативным значениям для передачи информации.