Особенности схемных и конструктивных решений
Секционирование маршрутов осуществляется на крупных и средних станциях. Такие станции характеризуются большим объемом поездной и маневровой работы, сложным технологическим процессом, большим количеством управляемых и контролируемых объектов, значительной протяженностью маршрутов, одновременным существованием маршрутов различного рода, двухсторонними передвижениями по одним и тем же путям и стрелочным участкам поездов и маневровых составов, повышенной частотой операций на пульте управления. Секционирование маршрутов позволяет быстрее освободить стрелки от замыкания и использовать их в новых передвижениях.
В схемном исполнении секция маршрута представляет собой совокупность основных функциональных цепей ЭЦ в пределах изолированного стрелочного или бесстрелочного путевого участка горловины станции. Рассмотрим это на примере некоторой промежуточной секции, имеющей ограждение в виде маневрового светофора (рис. 4.1).
Рис. 4.1. Принцип секционирования маршрутов
В соответствии с основными функциональными цепями секция должна иметь наполнение в виде следующих реле: по управлению стрелкой – ПС, контролю ее состояния – ПК, МК; по управлению светофором – МС, контролю его состояния – О; по замыканию стрелок в маршруте – З; по размыканию секции в результате прохода состава – 1М, 2М и по искусственному размыканию – РИ. Поскольку выполнение различного рода зависимостей, связанных с контролем свободности путевого участка от подвижного состава, основывается на использовании рельсовой цепи, то в состав секции входит также путевое реле СП.
Секционирование маршрутов требует решения двух попутных задач: выбора секций, в которых необходимо выполнить замыкание реле при задании маршрута, и выбора секций, в которых необходимо выключить замыкающее реле при отмене маршрута. Первая задача решается с помощью контрольно-секционных реле, вторая – с помощью реле разделки Р.
При задании маршрута наблюдается следующая последовательность работы приборов в цепях, образующих секцию: включение пускового стрелочного реле ПС, получение контроля положения стрелки (ПК или МК), формирование и включение контрольно-секционной цепи, обесточивание реле З, формирование и включение сигнальной цепи. При использовании маршрута подвижным составом в результате шунтирования рельсовой цепи отпускает свой якорь реле СП, разрушается сигнальная цепь, с помощью реле 1М и 2М осуществляется слежение за продвижением состава и освобождением секции, включается реле З. При отмене маршрута формируется цепь питания реле Р и реле З.
В целом схемное построение секции таково, что позволяет использовать ее цепи как в поездных, так и в маневровых передвижениях обоих направлений. Маршрут любой протяженности формируется путем последовательного соединения необходимого количества секций. При этом границы, в пределах которых происходит соединение, определяются специальными реле, получившими название начальных (поездных маршрутов – Н, маневровых – НМ) и конечных маневровых (КМ). Рассмотрим это положение на следующем примере (рис. 4.2).
Рис. 4.2. Формирование цепи секционированного маршрута
Допустим, что при задании маршрута по светофору М1 до светофора М3 требуется сформировать некоторую функциональную цепь. Тогда тыловыми контактами начального реле М1НМ и конечного М3КМ отключаются ненужные части схемы, а фронтовыми включаются необходимые. Поскольку поездные маршруты являются самыми протяженными и за конечной границей для них схемных зависимостей не существует, то с целью экономии конечные поездные реле не предусматриваются.
Таким образом, основные положения секционного построения сводятся к следующему:
необходимые функциональные цепи строятся по плану станции, при этом реализация зависимостей и контрольные функции осуществляются посекционно;
разветвление цепей на стрелках достигается контактами стрелочных реле ПК, МК;
выделение нужной части цепей при задании конкретного маршрута осуществляется фронтовыми контактами соответствующих начальных и конечных реле (Н, НМ, КМ).
Анализ секционированных схем ЭЦ показывает, что определенные схемные узлы содержат одинаковый набор элементов, выполняющих одни и те же функции. Такую совокупность составляют реле НМ, КМ, МС, О в узле маневрового светофора; реле СП, КС, З, 1М, 2М, РИ, Р – путевого участка; реле ПС, ПК, МК – стрелки. Следовательно, конструктивно их можно оформить в блоки. Для различных систем ЭЦ внутреннее содержание блоков одного и того же назначения, их количественный расход на объект и число межблочных связей не совпадают. Это объясняется разницей в элементной базе, конструкции блоков, ширине охвата решаемых задач и др.
В настоящее время на сети дорог страны системы с секционированным построением маршрутных замыканий эксплуатируются в двух вариантах: с раздельным (на средних станциях) и маршрутным (на крупных) управлением стрелками и сигналами. В последнем случае схемная часть подразделяется на исполнительную группу реле и маршрутный набор, при этом исполнительная группа для обоих видов управления строится по одним и тем же правилам. Структура взаимодействия аппаратов управления и контроля со схемной частью ЭЦ представлена на рис. 4.3.
Рис. 4.3. Структура взаимодействия аппаратов ЭЦ с релейной частью
и объектами при раздельном (а) и маршрутном (б) управлении