Тренинг функционального мышления
ТРЕНИНГ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ
Что такое функциональное мышление
Если спросить любого производственника или работника торговли, что они делают, они ответят, что выпускают и продают товары. Вроде бы все верно с позиций экономики и производства, и вместе с тем несть числа разорившимся фирмам. Одна из причин — в непонимании того, что люди покупают вовсе не товары, а функции этих товаров, а еще точнее, приобретают средства решения своих проблем и желаний. У всех людей есть и всегда будут проблемы. И люди хотят их решить самым простым и удобным для себя способом. Для успешного решения своих проблем и надо развивать функциональное мышление или осваивать функциональный подход. Как это можно сделать?
Представьте себе невероятное — каждое утро невидимая и неслышимая уборщица убирает пыль и мусор в вашей квартире, кто-то приносит вам свежие продукты (парное мясо, молоко, масло...) и чистое, свежее, глаженое белье. И так каждый день. Скажите, понадобились бы вам такие предметы домашнего обихода, как пылесос, холодильник, стиральная машина и утюг? А почему нет? А потому, что нужные вам функции выполняются и перечисленные предметы уже не нужны. Трудно себе представить, что, придя в магазин, вы покупаете не товар, а способность товара обеспечить какую-то вашу потребность или желание. Отсюда, кстати, вытекает ответ на интересный вопрос: что такое идеальный предмет? Оказывается, вовсе это и не предмет, а ситуация, когда все функции предмета выполняются, а самого предмета нет. Выходит, что товар или предмет — это «расплата» за возможность удовлетворения некой потребности.
Мысль о том, что человеку нужны вовсе не предметы и не вещи, а функции, ими выполняемые, находит все более широкое распространение. Поэтому объектом анализа при функциональном подходе к решению любых проблем является не само изделие, а его функции. В частности, не столько затраты на изготовление изделий, сколько затраты на реализацию функции, которую будешь продавать. Такое несколько необычное мышление и называют функциональным. Развитие функционального мышления очень важный раздел в развитии сильного мышления, оно помогает задачу «брать за рога», то есть сразу рассматривать самое главное в объекте (предмете) — его функцию — и отвечать на самый главный целевой вопрос: зачем сделан предмет.
Приведем классические примеры функционального подхода.
В 1941 — 1942 годах для обеспечения поставок товаров и вооружения в Европу через Атлантический океан американцы спроектировали специальные океанские суда «Либерти» — всего на один рейс! Их строили за 21 день. Рекорд — 13 дней. Команда возвращалась воздухом или на военных кораблях, садилась на новый «Либерти» и т. д. Потом эти корабли ходили еще 15—20 лет, но американцы считали большой ошибкой этот проект. Почему? Переплатили за функцию доставки. В блокадном Ленинграде наладили изготовление автоматов ППШ (пистолет-пулемет Шпагина). Масса 2,5 кг, всего 5 деталей, время изготовления 8 часов, а делали автоматы подростки! Для сравнения — немецкий автомат «Шмайсер» — 1200 нормо-часов, 5 кг, высокая квалификация рабочих, чудовищная, ненужная в современном бою дальнобойность — 2,5 км, а надо 400 м. Теперь понятно, что такое функциональный подход? Это и предельно экономное изготовление, и блестящее выполнение функций.
Еще немного истории, связанной с созданием функционального подхода. Гигантская американская компания «Дженерал Электрик» в условиях дефицита во время Второй мировой войны перешла на изготовление своих изделий из менее дефицитных заменителей, а потом, после окончания войны, неожиданно для себя выяснила, что качество изделий не ухудшилось и поэтому нет необходимости возвращаться к старым дефицитным материалам. Неожиданная прибыль от экономии так понравилась руководству фирмы, что они создали в 1949 году группу умных людей для выявления способов снижения затрат. Группу возглавил Лоренс Майлс, который снизил расходы фирмы на четверть (200 ООО долларов) и сам стал миллионером, что оказалось лучшей рекламой функциональному подходу.
В те же годы и такой же способ анализа систем (в основном недостатков), направленный на увеличение их потребительской стоимости «силой ума», был предложен российским инженером Ю. М. Соболевым.
С помощью функций реализуются цели. Чем отличается функция от цели? Цель — это мысленное предвосхищение события, а функция — это действие, воплощающее цель.
Однажды в Англии провели конкурс на лучшую этикетку для флаконов, предназначенных для хранения очень опасных ядов. Предлагались этикетки с очень яркими надписями, изображением смерти с косой, черепа с костями... Однако первое место получила идея «колючей бутылки». Изобретатель «колючей бутылки» понял главную функцию — нужно абсолютно надежно оградить детей от смертельной опасности. Этикетка не ограждает, функция этикетки совсем другая — рекламировать содержимое флакона только тем, кто умеет читать или знает, что значит «скелетная» символика. А если дети этого не знают? Колючую же бутылку дети просто не возьмут в руки, вне зависимости от того, умеют они читать или нет, а именно это и требуется.
Таким образом, функция — это то, что нужно людям, это способность предмета или изделия обеспечить какое-то потребительское свойство, это и есть сущность предмета и цель его создания. Функция отвечает на вопросы: «Зачем создан (или создается) объект? Что должен делать объект?» В обиходе функция — это действие. А изделие — это носитель функции.
Качество изделия оценивается качеством выполнения им функций, в основном главной, для реализации которой оно и сделано. Если мы недовольны изделием, то, по всей вероятности, мы недовольны выполнением какой-то важной для нас функции, ибо изделие просто носитель функции. Кроме главной, у изделия много других функций, в том числе и вредных. Идеальное изделие имеет только полезные функции. Если их много, изделие называют многофункциональным. Главных функций обычно немного: одна, две, три, четыре. Например, главная функция карандаша — оставлять след грифеля на материале. Главная функция пылесоса — всасывать воздух и очищать его от пыли. Второстепенные функции — использовать пылесос как распылитель, как пуфик, для выдувания пыли. Это полезные функции, но есть и вредные: пылесос потребляет электроэнергию, занимает место, шумит при работе, дорогой, портится...
Исходя из сказанного функция (цель) рекламы — рассказывать не о товаре, а о том, какие проблемы или потребности эти товары могут решить. Одна из функций педагога перед началом рассказа о новом материале — рассказать детям, зачем эти знания им нужны. Это называется мотивация. Но часто учителю трудно это сделать, так как в наших школьных программах много материала, который не будет востребован. Нефункциональность образования — одна из веских причин, по которой дети не хотят ходить в школу.
Формулирование функций
При формулировании функций надо задавать основной вопрос функционального анализа: зачем создан (создается) объект или зачем проводится данный процесс. Формулировка функций изделий состоит из двух частей: глагола в неопределенной форме, выражающего действие функции, и существительного, обозначающего объект, на который направлено действие функции. Иногда добавляют поясняющую часть. Например: функция шариковой ручки — наносить (первая часть) пасту (вторая часть) на бумагу (третья часть). Можно короче — наносить след, а можно и еще короче — «писал-ка». Автомобиль — возилка, лопата — копалка, лампочка — светилка.
Умение формулировать функции предметов — это первый и необходимый шаг к освоению функционального мышления. Формулирование функций — процесс творческий, трудный, поэтому не смущайтесь первоначальными неудачами. Всегда трудно изложить точно и кратко, как создать шедевр. Особенно тщательно надо формулировать главную функцию. Как определить, что это главная функция? Выкиньте ее и посмотрите, нужно ли такое изделие? Главная функция системы та, которая нужна надсистеме, как правило человеку. Отметим, что в математике в термин «функция» вкладывают другое значение, а именно соответствие между двумя величинами, одна из которых зависит от изменения другой. Например, путь, пройденный телом, зависит от времени движения этого тела и скорости.
Таблица
Пример функционального подхода при распределении домашних обязанностей
Что, кому и когда делать по дому | Вика | Юра | Юта |
Уборка квартиры | Через субботу, с мытьем полов | Ежедневно утром, мокрая, флотская | Сама у себя в комнате |
Что, кому и когда делать по дому | Вика | Юра | Юта |
Приготовление еды | Завтрак, обед | Ужин | Себе перед школой |
Мытье посуды | Кроме суббот и воскресений | Вечером ежедневно | По субботам и воскресеньям |
Оплата коммунальных услуг | Только напоминает | Ежемесячно | Просит деньги на обеды и на проездной |
Покупка продуктов | Молочные продукты | Овощи, мясо, крупа | Хлеб и молоко, когда забудут взрослые |
Стирка | По надобности | Текущая, на себя | Текущая, на себя |
Кормить кошку и варить ей еду, кормить крысу и рыбок | Ежедневно | ||
Поливать цветы | — | В своей комнате | Во всей квартире |
После прочтения основных положений функционального подхода у вас, наверно, создалось впечатление, что вы неплохо освоили его принципы, можете его использовать в жизни и обучить ему своих детей. Я бы рад с вами согласиться, но, поверьте, это не так. По-настоящему вы освоите функциональный подход только после того, как самостоятельно выполните большое количество упражнений и познакомитесь с методикой обучения детей.
Поэтому ниже вам предлагается тренинг, включающий много задач и упражнений.
Ответы
1. Не функции: жара, смелость, тормоз.
2. Окно — светилка и смотрелка. Зубы — жевал-ка. Телефон — слушалка, говорилка и передавалка. Свечка — светилка. Автомобиль, поезд — возилки. Корабль — плавалка. Стол — держалка. Стул — сиделка. Мышеловка — ловилка. Скворечник — ноче-валка, отдыхалка, защищалка, высиживалка, хранил-ка. Книга — читалка. Библиотека — читалка, хра-нилка, выдавалка.
3. Светилка — это окно, свеча, солнце, стакан со светлячками, солнечный зайчик... Хранилка — это шкаф, сундук, сейф, карман, мешок... Смотрелка — бинокль, телескоп, лупа, окно, подзорная труба, самолет-разведчик, дверная скважина — тоже смотрелка, но это не главная функция. Нагревал-ка — печка, радиатор, отражатель, резиновый мешок с горячей водой, кухонная плита. Варилка — кастрюля, скороварка, котел, кофейник, турка, живот. Носилка — коромысло, рюкзак, сумка, авоська, портфель. Трубилка — рог, труба, фанфара. Гладилка — утюг, мастерок у штукатура, рука на кошке. Держалка — вешалка, наручники.
4. Парашют — спускать людей и грузы с высоты по воздуху. Нота — изображать звук на бумаге. Пушка — метать снаряды в цель на большие расстояния. Закон — установить общеобязательные правила поведения. Компас — указывать направление. Конденсатор — накапливать электрические заряды. Парик — имитировать волосы. Парикмахер — стричь, брить, завивать, укладывать волосы. Консул — защищать интересы страны. Конверсия — переводить производство с военной продукции на гражданскую. Часы — показывать и хранить время. Граммофон, патефон — воспроизводить звук, записанный на пластинку. Грим — раскрашивать лицо. Билет — удостоверять право или принадлежность к чему-либо. Телевизор — показывать изображения и сопровождать их звуками. Книга — хранить знания, читать текст. Печатающая машинка — печатать знаки на бумаге. Нож — резать предметы. Каша — служить пищей, утолять голод. Воровство — присваивать чужое тайно. Грабительство — присваивать чужое силой и открыто.
Шутливое определение функции кабачка — метать икру.
6. Скреплять предметы: гвоздями, клеем, заклепками, веревкой, проволокой, сшивкой, скруткой, скрепление бревен дома «в лапу», скрепление цементом, глиной... Писать на бумаге: фломастером, кисточкой, пальцем, палочкой, стальным пером, гусиным пером, рейсфедером, цветным мелом... Издавать звуки: трубой, колоколом, горном, громкоговорителем, трембитой, барабаном... Молоть зерна: мельницей, кофемолкой, перцемолкой... Разрушать здания: снарядом, миной, тяжелым шаром на тросе, ломом... Показывать информацию: картиной, кинопроектором, телевизором...
Серия упражнений «Зачем?»
1 (В). Цепочка вопросов «зачем?».
Это «коронная» игра функционального анализа, очень трудная.
Называется какой-нибудь предмет, состояние или функция, а потом на любой ответ много раз подряд задаются вопросы, начинающиеся со слова «зачем?».
Например:
— Зачем сделан стол?
— Чтобы класть на него разные предметы — тарелки, ложки, вилки, еду.
— Зачем класть на него тарелки и ложки?
— Чтобы удобно было есть.
— Зачем есть?
— Чтобы быть сытым.
— Зачем быть сытым?
— Чтобы не умереть с голоду.
— Зачем не умирать с голоду?
— Чтобы жить.
— Зачем жить?!
— Чтобы быть счастливым.
— Зачем быть счастливым?
— Это цель жизни!
Вот к какому глобальному философскому вопросу мы подошли, задавая на первый взгляд невинный вопрос «зачем?».
— Зачем разрешать противоречия?
— Чтобы улучшить систему, в которой оно возникло.
— Зачем улучшать систему?
— Чтобы она лучше удовлетворяла потребности людей.
— Зачем лучше удовлетворять потребности людей?
— Чтобы они были счастливы.
— Зачем быть счастливым?
— Чтобы выполнить цель жизни.
— Зачем выполнять цель жизни?
— Сколько раз можно повторять? Чтобы быть счастливым!!!
Любопытно, что по поводу какого бы полезного предмета мы ни начали задавать подобную серию вопросов, придем, как правило, к одному и тому же конечному ответу: «Чтобы быть счастливым». Это лишний раз подтверждает, что функциональный подход действительно «человеколюбив».
Вариант упражнения 1 (Д). Назовите какой-нибудь исходный объект и попросите ребенка назвать все его функции двумя словами — глаголом и существительным. Затем спросите: «Какова функция этого объекта?» И так далее, много раз.
Например:
— Какова функция холодильника?
— Охлаждать продукты.
— Какова функция продуктов?
— Служить энергетическим топливом для человека.
— Какова функция топлива?
— Производить энергию.
— Какова функция энергии?
— Производить работу.
— Какова функция работы?
— Производить изделия.
— Какова функция изделий?
— Выполнять потребности людей.
— Какова функция потребностей?
— Доставлять людям удовольствия.
— Какова функция удовольствий?
— Делать человека счастливым!!!
Опять счастливая концовка.
Список исходных объектов для упражнения: стол, корабль, лекарство, молитва, книга, колесо, рельс.
Предложите свои объекты.
Ответы
1.1. В бочке, в ванне, в корыте, на надутой автокамере, плавать самому.
1.2. В шапке, в рубашке, в бересте, в руках, а лучше всего — в животе.
1.3. Кирпичом на асфальте, щепкой на песке, мокрой тряпкой на доске, пальцем на запотевшем стекле, сметаной на столе, мылом на сухом стекле, ягодой на скатерти...
1.4. Держать руки в карманах, под мышками, в рукаве, обернуть руки шарфом или платком, все время растирать руки (не снегом!), быстро идти домой.
1.5. Спрятаться под развесистым деревом, сделать зонт из еловых лап, раздеться, чтобы по окончании дождя надеть сухую одежду...
2. Из бумаги можно сделать, кроме книг, газет, тетрадей, конвертов, обоев: одноразовые тарелки, салфетки, скатерти, порох, кальку. Из картошки: драчену, крахмал, чипсы, пюре. Из скрепок: отвес, выложить буквы, цепочку, кусок прямой проволоки. Из пуговиц: коллекцию, картину, шашки, фишки... Из воды: фонтан, кофе, суп...
3. Гвоздем, кроме главной функции — скреплять предметы, — можно царапать, проколоть дырку, определить силу магнита, гвоздь можно использовать как вешалку, как ось, из гвоздя можно сделать кольцо, опилки... Консервная банка, кроме сохранения продуктов, может быть использована как горшочек для цветов, как мера для сыпучих тел, как пепельница, как колокольчик, для раскатывания глины... Зеркало, кроме главной функции — получать отражения, имеет ряд других: пускать солнечные зайчики, определить, дышит ли человек, если зеркало разбить, то осколком можно перерезать веревку, зеркалом можно закрыть на стене грязное пятно... Ложкой можно отмерять лекарство, соль, сахарный песок; бить по лбу, размешивать жидкости...
4.1. Пропускают свет и не пропускают холодный воздух.
4.2. В них можно хранить и переносить жидкие и сыпучие вещества, использовать их как меру жидких и сыпучих веществ, сосуды для нагрева...
4.3. Увеличивают изображение объектов.
4.4. Служат пищей.
5. Лопата (закапывать — раскапывать), лифт (поднимать — опускать), телефон (принимать — передавать), выключатель, кран...
7.1. Забыл снять ботинки.
7.2. Посолить!
7.3. Дойдя до середины, посмотреть направо.
7.4. Забыл закрыть кран.
9. Передвигаться: ползком, шагом, бегом, на велосипеде, на поезде, на самолете, на ракете, мысленно, на руках любимого человека... Дышать под водой: в акваланге, в маске с трубкой, в водолазном костюме, под колоколом (под ведром или под бочкой), с трубкой во рту и с зажимом на носу, в батискафе, в батиплане... Качаться: в качалке, на лодке, на руках, на турнике, от выпитого вина, от усталости, на дереве, на парашюте, на самолете... Плавать: на лодке, в дыму, на экзамене... Ловить рыбу: удочкой, с помощью баклана, «в мутной воде»...
10. Консервный нож, мел, Луна, котлета, очки, молоток, орех, муравейник, море.
13. Слух: микрофон, усилители звука, музыкальные инструменты... Продолжение рук: лопата, мотыга... Продолжение ног: автомобиль, велосипед, лыжи, коньки...
14. Маркетинг {англ. рынок, сбыт) — общая координация работ, изучение и стимулирование спроса и сбыта своей продукции, повышение экономической эффективности, перспективное планирование, реклама, ценовая политика.
Менеджмент. Цели — увеличение прибыли путем выполнения следующих функций: организации, управления, планирования, повышения качества, привлечения ресурсов из самых разнообразных источников.
Менеджер — наемный управляющий, или руководитель какого-либо процесса, или администратор, обладающий ограниченной самостоятельностью.
Инжиниринг — инженерное проектирование и разработка.
Функции брокера: заключение сделок, покупка, продажа. Брокер — биржевой агент, продавец, посредник, маклер.
ТРЕНИНГ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ