Внеклассные занятия по математике в начальных классах
Дадим краткую характеристику основных форм внеклассной работы по математике в начальной школе и в соответствии с ними разработаем внеклассные занятия по математике в начальных классах.
1. Математический кружок
Цементирующим началом во всей внеклассной работе по математике является кружок.
Конечно, не всегда и далеко не в каждой школе создаются необходимые условия для внеклассных занятий по математике, так как руководство этих школ не проявляет достаточной заинтересованности в этом. Между тем в каждой школе обязательно должен быть постоянно действующий кружок математики.
Основное назначение кружка - развитие интереса и способностей учащихся. Математический кружок помогает расширить кругозор учащихся, удовлетворить детскую любознательность. Кружковая работа содействует развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии, умению отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредотачивая внимание не только количественных, умению делать доступные выводы и сообщения, обосновывать свои мысли. Дети совершают свои первые шаги в знакомстве с научно-популярной литературой, что весьма важно для их дальнейшего развития[7].
Одним из главных критериев отбора является интерес к работе в кружке и добровольность.
Ставя задачу организовать в школе математический кружок, учитель должен помнить, что на детский коллектив чрезвычайно влияет четкость и регулярность занятий по хорошо продуманному плану, включающему вопросы дальнейшего совершенствования знаний, умений и навыков учащихся. Занятия математического кружка должны проводиться систематически (2-3 раза в месяц) с постоянным составом учащихся. При соблюдении этих условий можно достигнуть неплохих результатов в работе кружка.
Разнообразие тематики занятий превышает интерес учащихся к работе в кружке, пробуждает их фантазию и воображение, развивает инициативу в изготовлении чрезвычайно интересных учебных пособий по предмету. На занятиях кружка детей знакомят с новыми приемами вычислений, способами решения задач повышенной трудности, с некоторыми вопросами из истории математики и др. Члены кружка привлекаются к оформлению математических уголков, выпуску газет, подготовке математических вечеров. Важно предупредить учеников кружка о том, что все кружковые задания будут по своему содержан и объему значительно выше тех, которые выполняются на уроке. Это следует сделать для того, чтобы повысить стимул к участию в кружке. В противном случае учащиеся потеряют интерес к предстоящим занятиям, и кружок перестанет существовать.
Занятия в кружке имеют не только познавательное, но и воспитательное значение.
Методика проведения кружка должна быть такой, чтобы учащиеся не только с интересом работали на самом занятии, но активно готовились к нему.
Прежде чем создать кружок, будущий руководитель должен разработать его программу, структура и содержание которой должны отвечать общеизвестным дидактическим принципам доступность научность. наглядность, связь теории с практикой, актуальность, учет общих (возрастных) и индивидуальных особенностей детей, их конкретных интересов и возможностей. Разумеется, что программа и содержание занятий будут заблаговременно обдуманы учителем. Следует основательно продумать тематику и формы участия школьников в кружковой работе. Четко продуманная тематика занятий дает возможность разделить весь состав кружка на подгруппы, которые независимо друг от друга могут выполнять самые разнообразные задания.
Кружок целесообразно проводить во второй половине сентября, после того как в школе уже уточнено расписание уроков. Информация о наборе в кружок (краткие сведения о кружке, о возрасте принимаемых, о времени и месте записи) и должна быть своевременно доведена до сведения учащихся. Обычно кружок организуется для учащихся параллельных классов одной школы или нескольких школ (так называемый клуб юных математиков). Руководитель беседует с каждым из новичков, выявляет область его интересов и уровень подготовки. Запись проводится в специальном журнале или на отдельных бланках-карточках. Записавшимся в кружок сообщается расписание работы, время и место проведения первого занятия.
Для регулярного посещения школьниками кружковых занятий большое значение имеет регламент работы кружка. Режим его работы должен быть стабильным, согласованный с расписанием учебных занятий и проведением их мероприятий в школе.
Существенную помощь учителю в организации работы кружка могут оказать родители учащихся. Для этого их надо ознакомить с его задачами и программой, раскрыть возможности конкретного участия в кружковых занятиях, вовлечения в них детей.
Нередко случается, что, посетив 2-3 занятия, учащиеся бросают кружок. Причины этого могут быть разными, но основная - недооценка руководителем индивидуального подхода к кружковцам. Надо каждому из них помочь найти себя в кружке, преодолеть неизбежные трудности, заинтересовать увлекательной перспективой. Для этого следует создавать проблемные ситуации, вносить в работу элементы игры и соревнования, устраивать встречи с интересными людьми, посещение выставок и т.п. В методику работы следует обязательно включать в доступной детям форме знакомство со способами разрешения технических противоречий объединение-разъединение, ускорение -замедление, уменьшение - увеличение и др., методов поиска решений творческих математических задач: «мозговой штурм», синектика, морфологический анализ, контрольные вопросы. Полезно также включаться в занятия решение кроссвордов, ребусов, задачи на смекалку, развитие воображения.
При планировании занятий нужно стремиться к тому, чтобы практическая работа кружковцев сочеталась и с теоретическими беседами. Особое место в работе кружка должно занимать решение задач. Оно должно проводиться систематически на протяжении всего периода работы кружка. Почти на каждом занятии для этой цели можно найти несколько минут. Наибольший интерес ребята проявляют к занимательным задачам. В решении таких задач можно вносить элементы соревнования. На занятиях кружка используются и игры: математическое домино, лото и др.
Программа занятий кружка разрабатывается на полгода или на весь год. Организовывать работу кружка нужно так, чтобы разумно использовать часы, отведенные для его занятий.
Занятия каждой подгруппы целесообразно проводить один раз в неделю, в течение 30 минут. При установлении дня занятий и определении часов работы кружка учителю следует принять во внимание пожелания самих учащихся, так как им лучше, чем кому-либо, известно, какой день недели является для них наиболее трудным.
Установленное время и тематику занятий кружка следует согласовать с учебной частью школы. Важно всегда помнить, что при организации работы кружка нужно исходить из реальных, возможностей данной школы (посещения, интенсивности учебной работы).
В программе кружка раскрывается не только содержание, но и указываются прогнозируемые результаты - описание знаний, умений и навыков, которые получат воспитанники в ходе занятий, развиваемые способности и качества личности.
Программу дополняет построенный на её основе план учебно-воспитательной, хозяйственной и другой работы кружка. Оба эти документа утверждаются руководителем учебного заведения.
Необходимым подспорьем для руководителя кружка служит кaлeндapнo-тематический план, в котором предусматриваются даты проведения занятий, названия разделов и тем, основные понятия, содержание практической деятельности, методическое обеспечение и оборудование. При его обсуждении с членами кружка следует по возможности учесть их предложения и пожелания. Важно, чтобы ребята сами стали организаторами жизни кружка, почувствовали ответственность за его работу, а руководитель умело, тактично управлял их деятельностью.
На основе календарно-тематического плана разрабатываются и проводятся конкретные занятия. Готовясь к каждому из них, руководитель кружка уточняет содержание работы, подбирает требуемое оборудование, материалы.
Основным отчетным документом в кружке является учебный журнал. В начале года в него вносятся сведения обо всех кружковцах. Здесь указывается тема каждого занятия, отмечаются присутствующие. Кроме этого, руководителю кружка рекомендуется вести дневник работы, в которой обычно вписывается план занятия, опорные понятия, перечень выполняемых изделий, краткие выводы из наблюдений за работой отдельных ребят и т.п.
Итоги работы кружка подводятся в конце учебного года и наряду с устной оценкой достижений каждого из кружковцев подкрепляются результатами олимпиадных работ, выставкой их творческих разработок. Очень полезно в конце учебного года провести заключительное занятие кружка в присутствии всех учащихся этих классов и родителей.
Приведем пример математического кружка на тему: «Как люди научились считать и записывать числа?».
Сколько тебе лет? Сколько у тебя друзей? Сколько лап у кота?
Чтобы все подсчитать, нужно знать цифры. А как считали древние люди,
которые их не знали? Вот послушайте.
Давным-давно, многие тысячи лет назад, наши далекие предки жили небольшими племенами. Их жизнь мало чем отличалась от жизни животных.
Да и сами люди отличались от животных только тем, что владели речью и умели пользоваться простейшими орудиями труда. Первобытные люди, так же как и маленькие дети, не знали счета. Но теперь детей учат считать родители, и отдельные предметы.
Поначалу они определяли это учителя, старшие братья и сестры, а первобытных людей никто не учил. Их учителями была сама жизнь. Поэтому обучение шло медленно.
Наблюдая природу, наш далекий предок из множества различных предметов сначала научился выделять соотношение как «один» и «много».
Некоторые африканские племена до сих пор не имеют множественного числа, чтобы сказать две коровы, они говорят корова, корова, а если коров больше, много коров. Частые наблюдения множеств, состоявших из пары предметов (глаза, уши, руки и т.д.) привели человека к представлению о числе. Человек, рассказывая о том, что видел двух уток, сравнивал их с парой глаз. А если он видел их больше, то говорил : «Много».
Лишь постепенно он научился выделять три предмета, затем 4,5,6, и т.д.
Учиться считать требовала жизнь. Добывать пищу, людям приходилось охотиться на крупных зверей: лося, медведя, зубра. Охотились наши предки большими группами. Обычно старший ставил двух охотников за берлогой медведя, четырех с рогатиной - против берлоги, трех - с одной и трех - с другой стороны. Для этого он должен был уметь считать, а так как названий чисел не было, он показывал число на пальцах.
Кстати, пальцы сыграли не малую роль в истории счета, особенно тогда, когда люди начали обмениваться друг с другом предметами своего труда. Одна пятерка означала 5, две - 10. Когда рук не хватало, в ход шли ноги. Две руки и одна нога -15, две руки и ноги - 20.
А как же люди научились записывать цифры?
В разных странах и в разные времена это делалось по - разному . Когда люди не умели еще делать бумагу, записи появлялись в виде зарубок на палках и костях животных, в виде узелков и т.д.
Очень резкими и порою даже забавными были «цифры» у разных народов. В Древнем Египте числа l-го десятка записывали соответствующим количеством палочек. А «10» обозначалось скобочкой в виде подковы. Чтобы записать 15, надо ставить 5 палочек и подкову. Так до сотни.
Для сотни был придуман крючок, для тысячи - значок вроде цветка. Десять тысяч обозначали рисунком пальца, сто тысяч - лягушкой, миллион фигурка с поднятой рукой. Не очень - то было удобно складывать эти числа, вычитать, умножать, делить
По-другому было у вавилонян. Они записывали числа, выдавливая значки палочкой на глиняной дощечке. Если надо было записывать единицу – один клинышек, если два - ставили два клинышка.
Значительно позднее цифры стали изображать иначе.
Посмотрите 1 - один; П - два; Ш - три. На руке - 5 пальцев. Чтобы не ставить 5 палочек, ставили изображать руку. Вместо того чтобы рисовать всю руку, ее изображали так У. К пяти прибавляли один получали шесть -VI. IV- четыре (пять без одного). 10- две пятерки: одна пятерка стоит как обычно, а другая перевернута вниз - Х. Это римская нумерация.
Ее употребляют до сих пор, например, на циферблате. После того как люди создали алфавит, во многих странах числа стали записываться, применяя буквы. На Руси буква «а» обозначала единицу, «в» - два, «г» - три[8].
Буквенная нумерация тоже была неудобной. Способ записи числе всего несколькими знаками (десятью), который теперь принят во всем мире, был создан в Древней Индии 1500 лет тому назад. Такая запись распространилась по всему миру. В нашей стране такая нумерация стала распространяться недавно - примерно 300 лет назад.
2.Математические олимпиады
Одна из эффективных форм внеклассной работы – математическая олимпиада. Олимпиады способствуют выявлению и развитию .математических способностей учеников. Часто на уроках ученик получает только тройки, изредка четверки и двойки. Приходит на олимпиаду пробовать свои силы. Ведь это так интересно! И вдруг замечаем, что он неплохо решает задачи, на «сообразительность», задачи с «изюминкой», при решении которых в тупик встают многие отличники. После олимпиады ученик наверняка серьезно займется математикой.
Поэтому для успешного проведения олимпиады необходимо выполнение следующих требований:
1. Систематического проведения всей внеклассной работы по математике.
2. Обеспечение регулярности проведения олимпиады.
3. Серьезная содержательная подготовка перед проведением олимпиады.
4. Хорошая организация проведения олимпиад.
5. Интересное математическое содержание соревнований.
Олимпиады позволяют выбрать наиболее способных учащихся,
проявляющих особый интерес к математике. Победителей школьных олимпиад обычно направляют на городские, районные, а иногда и областные, республиканские олимпиады.
Олимпиада имеет многоступенчатый характер. Все четыре ее этапа существенным образом определяют некоторые занятия кружка.
Что это за этапы?
1. Заочный (подготовительный) тур. Психологически подготовить детей к участию в следующих турах - такова цель этого этапа. Он проводится обычно в ноябре. Материалы подготавливает сам учитель. Учитель предлагает своим ученикам решить хотя бы одну задачу из данных. Результаты учитель анализирует.
2. Школьный тур. Он проводится обычно в марте. Во втором туре принимают участие все желающие. На его проведение отводится два урока, хотя многие учащиеся сдают свои решения в течение первого часа,
Потом разбираются решения задач этого этапа олимпиады, Подводятся итоги и формируется команда от класса на районный тур.
3. Районный тур. Проводится обычно в апреле; участвуют все победители
второго тура. Районный методический кабинет помогает в отборе материала.
Для проведения олимпиады отводится определенное время -1 час 30 мин. И предлагается 5-6 заданий. Каждый ученик получает определенный лист с напечатанными заданиями или задания записываются на доске. Решение задач следует сопровождать краткими пояснениями или иллюстрировать чертежом или рисунком. Победителем, набравших наибольшее количество очков, ждут дипломы и подарки. Для каждого класса составляются отдельные задания (отдельно для 2 класса, отдельно для 3 класса).
Задачи, предлагаемые на олимпиаде, не требуют заданий, выходящих за рамки, требующих для своего решения проявления смекалки, самостоятельно мыслить, хорошего пространственного воображения и т.д.
4. Межрайонный (заключительный) тур. Участвуют все победители районных туров. Формируется команда из нескольких учеников (победителей третьего тура) во главе с руководителем (педагогом). Межрайонный тур проводится обычно в крупном областном или в столице республики. Задания не должны выходить за рамки имеющихся знаний детей, но требуют быстрой реакции, сообразительности и дополнительных знаний. Призами и грамотами награждаются дети, занявшие с 1 по 6 место.
В последнее время стали популярны межрайонные, международные олимпиады по развивающему обучению, проводимые в г. Москве, председатель - президент АРО, академик В.В. Давыдов.
Критерии формирования команды:
1. Достаточно высокий уровень сформированности компонентов учебной деятельности для каждой возрастной категории.
2. Навыки коллективно-распределительной деятельности.
3. Умение ставить вопросы по заданной теме, проходить к единому
мнению в результате обсуждения проблемы в группе.
4. Умение творчески мыслить
5. Умение принимать решение в не стандартной ситуации.
6. Высокий уровень предметных знаний. У многих олимпиад есть своя эмблема и клятва.
Рассмотрим задания математической олимпиады для очного тура (3 класс).
1. Двадцатизначное число изображается цифрой 9 двадцать раз. Это число разделили на 11, сколько нулей получилось в записи частного ?
2. Пять монет - три по 2 и две по 10 коп. расположены в один ряд.
Каждые две соседние разных достоинств. Можно переставлять лишь соседние монеты достоинством 2 коп. и 10коп. В результате слева должны быть расположены все монеты по 2 коп., а справа - обе монеты по 10 коп. Сколько надо сделать перестановок, чтобы быстрее разложить монеты?
3. Квадратную мозаику выложили из 25 одинаковых квадратных плиток разных цветов: 9 зеленых, 4 желтых, 6 синих и 6 красных. Никакие две плитки одинакового цвета не соприкасаются друг с другом - ни сторонами, ни вершинами. Как уложить плитки?
- Мойдодыр был «умывальников начальник и мочалок командир». В каждый отряд входит 1 умывальник и 5 мочалок. Всего умывальников и мочалок 102. Сколько мочалок находится под командой Мойдодыра.
Изучим школьный тур олимпиады 2-3 класса.
1. Вини-Пуху в день рождения подарили бочонок с медом массой 7 кг. Когда он съел половину, то бочонок с оставшимся медом составил 4 кг. Сколько килограммов меда было в бочонке первоначально?
2. Используя 6 раз цифру 2, знаки действий и скобки напишите выражение, значение которого равно 100.
3. Поставьте знаки и скобки. Если надо:9...9..=2 9...9...9=90
9...9...=10 9...9...9=9
4. Мама испекла 18 пирожков. Сколько гостей пришло к Васе, если
каждому досталось по 2 пирожка и один пирожок остался.
5. Две розы и одна астра стоят 14 пиастров. Одна роза и две астры стоят
13 пиастров. Сколько стоит (в пиастрах) одна астра.
Рассмотрим районный тур 2-3 класс.
1. Одно число больше другого на 1. Эти два числа перемножили, получилось 210. Догадайся, какие числа перемножили.
2. Как с помощью двух ведер емкостью 9л и 11л. Набрать на реке 7 л воды?
3. Лист бумаги три раза сложили пополам, поперек и вдоль -поочередно. Затем оторвали четыре угла и развернули лист. Сколько в нем оказалось дырок?
4. Тампо - это веселый зайчик из Диснеевского мультфильма. Какое число спрятано за буквами ТАМПО, если одинаковым буквам в примере соответствуют одинаковые цифры.
ТАМПО9
+ ТАМПО
5 042 16
5. На клеточной бумаге закрась 6 клеток так, чтобы 1 клетка имела 4 соседних (таких, которые имеют с ней общую сторону), 1 клетка имела 2 соседних, а каждая из оставшихся четырех - по 1.
Интересны также задания для международной олимпиады школ развивающего обучения.
Яблоки двух сортов - красные и зеленые - разложили в две вазы высокую и низкую. В высокой вазе красных яблок оказалось на 7 больше, чем зеленых. В низкой вазе красных яблок на 5 меньше, чем зеленых, а зеленых на 20 больше, чем красных в высокой вазе. Каких яблок больше: красных или зеленых?
2. В 1914 году в Москве было 136 солнечных дней, а в Неаполе - в 2 раза больше, причем только 42 дня были солнечными и в Москве, и в Неаполе. Сколько солнечных дней было в Неаполе в 1914 году?
3. В олимпиаде участвовали 4 человека: Петя, Сережа, Маша и Наташа.
Было дано 5 задач; за правильное решение каждой задачи присуждалось по одному баллу. Все задачи не решил никто из детей, но каждый решил хотя бы одну из них. Петя решил меньше задач, чем Наташа, но вместе они решили все 5 задач. Сережа решил на 2 задачи больше, чем Маша. При подведении итогов оказалось, что все участники получили разное количество баллов. Кто из участников занял какое место?
Для проведения олимпиады отводится определенное время -1 час 30 мин. И предлагается 5-6 заданий. Каждый ученик получает определенный лист с напечатанными заданиями или задания записываются на доске. Решение задач следует сопровождать краткими пояснениями или иллюстрировать чертежом или рисунком.
Победителем, набравших наибольшее количество очков, ждут дипломы и подарки. Для каждого класса составляются отдельные задания (отдельно для 2 класса, отдельно для 3 класса).
Задачи, предлагаемые на олимпиаде, не требуют заданий, выходящих за рамки, требующих для своего решения проявления смекалки, самостоятельно мыслить, хорошего пространственного воображения и Т.д.
4. Межрайонный (заключительный) тур. Участвуют все победители районных туров. Формируется команда из нескольких учеников (победителей третьего тура) во главе с руководителем (педагогом). Межрайонный тур проводится обычно в крупном областном или в столице республики. Задания не должны выходить за рамки имеющихся знаний детей, но требуют быстрой реакции, сообразительности и дополнительных знаний. Призами и грамотами награждаются дети, занявшие с 1 по 6 место.
В последнее время стали популярны межрайонные, международные олимпиады по развивающему обучению, проводимые в г. Москве, председатель - президент АРО, академик В.В. Давыдов.
Критерии формирования команды[9]:
1. Достаточно высокий уровень сформированности компонентов учебной деятельности для каждой возрастной категории.
2. Навыки коллективно-распределительной деятельности.
3. Умение ставить вопросы по заданной теме, проходить к единомумнению в результате обсуждения проблемы в группе.
4. Умение творчески мыслить
5. Умение принимать решение в не стандартной ситуации.
6. Высокий уровень предметных знаний. У многих олимпиад есть свояэмблема и клятва.
3. Математический уголок
Ведению внеклассной работы по математике помогает наличие в классе уголка математики. Уголок - это не просто хранилище накапливаемого материала, а отражение деятельности учащихся класса в процессе классной и внеклассной работы по математике. Он создается учащимися или под руководством учителя. В нем могут быть выставки тетрадей по математике, альбомы вырезок из газет с цифровыми данными для составления задач, справочник цен, скоростей, норм, сборники самостоятельного составления задач, математические газеты. Здесь же помещается красочно оформленная таблица с заданиями для решения задач, примеров и различных упражнений. Это дает возможность учащиеся в промежутках между внеклассными занятиями получать новые задания и выполнять их.
Опыт показывает, что эффективность занятий значительно возрастает, если использовать стенную газету. При этом рамки кружка значительно расширяются. Газета находится в математическом уголке.
Газета оказывает благоприятное влияние на кружковые занятия, так как[10]:
1. Она воздействует на детей достаточно длительное время. На общем обозрении газета находится месяц или более. Дети с ее материалом знакомятся из любопытства. Они невольно снова и снова ее изучают в свободное время - до уроков, на переменах и после занятий. Ребята обмениваются мнениями, подходят к учителю с вопросами - в общем, активно работают с газетным материалом.
2. Газета дает возможность работать как с группой детей, так и с отдельными школьниками. Некоторые занятия кружка посвящены тематике ее определенного номера. На занятии вывешивается очередной номер стенной газеты. Первая встреча с ней очень важна. На этом этапе педагог выступает как наблюдатель. Он не вмешивается в поиск решений, предпринимаемые учащиеся. Степень сложности публикуемых заданий должна быть посильной для их самостоятельного решения.
3. Компактность материалов, их разнообразие и широкая направленность.
Каждый номер газеты имеет свое название. Во всех номерах помещаются
По возможности красочно занимательные задачи на смекалку иллюстрированные; кроссворды, ребусы. Помещаются юмористические странички, интересные факты. Целесообразно использовать достаточно разнообразный материал и не только математический. Газета лишь выигрывает от включения в нее детских стихов, изречений и т.д. Названия рубрик должно быть привлекательным, например: «Считай, смекай, отгадывай!».
Ниже рассмотрим пример стенгазеты.
Стенная газета «Шевели мозгами»
Девиз номера: «Семь раз отмерь - один раз отрежь» (пословица)
Можно ли покрасить
Божья коровка задумала покрасить ленту с двух сторон. Сможет ли она сделать, двигаясь вдоль ленты и перелезая через ее край.
Интересные факты
Самое маленькое островное государство мира Республика Науру. Его площадь 21 кв2. Население - 8 тысяч человек. Расположено оно в юго-западной части Тихого океана.
Таблица умножения в России впервые была издана в Москве в 1628г.
12 бегемотов
12 бегемотов сидят по кругу. Айболит каждому ставит градусник, переходя от одного из них к другому, не соседнему с ним. Всякий раз Айболит пропускает одно и то же число бегемотов. Каково это число?
Скороговорки
Съел молодец 33 пирога с пирогом да все с творогом
Шли 40 мышей. Несли 40 грошей. 2 мыши поплоше. Несли по 2 гроша.
Математические улыбки
Учитель: Скажи; что такое прямоугольник. Ученик: Это растянутый квадрат.
Где живет Мухтар?
В будках живут сторожевые собаки. Алый терпеть не может Полкана, поэтому их будки не рядом. Полкан не переносит Рекса - их домики стоят врозь. Рекс недолюбливает Мухтара, поэтому их домики не соседние. Крайняя будка. Рекса. В какой будке живет Мухтар?
4. Математический вечер (утренник).
Из всех видов внеклассной работы большое значение в создании интереса к предмету и в разумной организации досуга детей имеют математические утренники (вечера)[11]. Такие мероприятия в 1-3 классах рекомендуется проводить 1-2 раза в год. Подготовка математического утренника очень кропотливая работа. При подготовке учитель сначала сам продумывает несколько вариантов программы утренника, планирует время для подготовки и проведения, а затем проводит беседу с учениками всего класса или с группой учеников, проявляющих интерес к этому. Подготовка к вечеру должна начаться ранее, лучше всего за полтора- два месяца до вечера. В процессе подготовки к вечеру нужно предоставить максимальные возможности для самостоятельности учащихся, для проявления их самодеятельности и инициативы. Если ученику будет поручена . подготовка какого-то номера программы вечера, то его интерес к вечеру значительно возрастет. Также к подготовке утренника следует привлечь учеников старших классов и родителей.
Дней за 10 до проведения утренника на видном месте вывешивают программу и объявление, чтобы все ученики знали, что будет в нем, и подготовились. Объявление и программа должны быть оформлены так, чтобы привлечь внимание. Такое объявление иногда составляется в виде ребуса.
К вечеру выпускается специальный номер математической газеты, силами членов кружка можно подготовить выставку книг, связанную с темой вечера; выбирается жюри, предлагается соревнующимся командам подготовить интересные вопросы друг другу.
Формы вечеров (утренников) могут быть различными: это и КВМ (Клуб веселых математиков), «Праздник числа» (после изучений чисел первого десятка), театрализованные математические действия, спектакли.
5.Математические конкурсы
Одной из занимательных и в то же время полезных форм внеклассной работы по математике является участие детей в математических конкурсах. В конкурсах могут принимать участие все желающие. При подготовке к конкурсу учитель подбирает ряд заданий из пройденных разделов. По своему характеру и содержанию эти задания должны несколько отличаться от обычных задач из учебника, так как конкурс служит не для контроля знаний, а для выявления математических способностей и повышения интереса к математике.
При подготовке к конкурсу учитель заранее сообщает детям о времени проведения конкурса и характере заданий, которые будут предложены на нем, проводит соответствующую работу по развлечению целей и задач конкурса с тем, чтобы у детей появились интерес и желание участвовать в конкурсе, чтобы они смогли готовиться к этому соревнованию. Задания выполняются письменно и оцениваются очками. Победителей конкурса следует отметить особой грамотой или призом.
В последние годы популярна телепередача «Что? Где? Когда?». Младшие школьники стремятся принять в ней участие. Поэтому конкурс можно провести в виде игры «Что? Где? Когда?» или состязание «Конкурс знатоков»,
Состязание проводится следующим образом. На отборочном этапе в каждом классе дети определяют команду из 5 человек - смекалистых, любознательных, начитанных. Команду возглавляет капитан. На обдумывание вопроса дается до 2х минут. Капитан или член команды отвечает на вопрос.
Важно продумать систему вопросов. Они должны быть весьма разнообразными: не только математического характера, но и физического, астрономического, исторического, а иногда просто занимательного. И в то же время - нетрудными: в конкурсе участвуют младшие школьники с еще неустойчивым вниманием, хотя и любознательные.
«Конкурс знатоков» (отборочный тур)
Вопросы
I. В древней Руси деньгами служили серебряные бруски - их называли гривнами. Если вещь стоила меньше всего бруска, то отрубали половину. Тоже деньги!
Внимание, вопрос! Как называлась отрубленная часть серебряного бруска?
ОТВЕТ: Рубль. Отсюда и пошло название денежной единицы - рубль.
2. Какие часы показывают верное время только два раза в сутки? ОТВЕТ:
Часы, которые остановились.
3. Поздно вечером 2 мальчика катаются на велосипедах. У одного велосипед с большими колесами, а у другого - с маленькими. Мальчики едут с равными скоростями.
Внимание, вопрос! У кого из мальчиков ярче горит фонарь, работающий от одинаково установленных динамо-машин на ободе колеса?
ОТВЕТ: Яркость фонарей одинакова, так как скорости велосипедов равны.
4. В какой стране самое большое население? ОТВЕТ: В Китае, свыше миллиарда человек.
5. Если цифру перевернуть, то число уменьшится на 3.
Какая это цифра?
ОТВЕТ: Цифра 9. так как 9-6=3
б. Вопрос! Когда мы смотрим на число?, а говорит «15»?
ОТВЕТ: Когда смотрим на часы.
7. В какой месяц 28 дней?
Ответ: В любом.
ЧТО? ГДЕ? КОГДА? (Заключительный тур)
Добрый день, мальчики и девочки! Сегодня Вы станете свидетелями и даже участниками заключительного тура конкурса знатоков. Давайте познакомимся с командами.
Команда «Любознательные» Капитан....
Команда «Смекалистые» капитан.....
Символом победы является цветик - семицветик, состоящий из 5 лепестков. У какой команды цветик расцветет быстрее, та и победила. На видном месте установлены плакаты с названиями команд. Ниже нарисованы сердцевины цветиков с прорезями, куда могут вставляться лепестки - красный, синий, зеленый, фиолетовый, оранжевый.
А сейчас определим по жребию, какая команда выступает первой.
Начинаем наше состязание.
1. Имеется бутылка с наклеенной на ней вертикальной полоской бумаги и частично заполняется водой. Как узнать, больше или меньше половины воды в бутылке. Можно пользоваться карандашом.
ОТВЕТ: Поставить бутылку на горизонт поверхность, например, стол. Отметить карандашом уровень воды в ней и перевернуть, горлышко бутылки закрыто пробкой. Если уровень воды окажется ниже отметки, то бутылка заполнена менее, чем на половину.
2. При царе Иване 4 были выпущены монеты, на которых изображался всадник с копьем.
Внимание, вопрос! Как назывались эти монеты.
ОТВЕТ: Копейками.
3. В 1556г. английский математик Роберт Рекорд ввел знак равенства (=), которым пользуются и поныне. Внимание, вопрос! Как он обосновывал введение.
ОТВЕТ: Отрезки, расположенные таким образом, равны.
4. Как узнать возраст спиленного дерева?
ОТВЕТ: По количеству годовых колец, в его поперечном срезе.
5. В известной сказке «Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что царь послал стрелка Андрея за «Тридевять земель». Внимание, вопрос! Тридевять - это сколько? Ответ: Тридевять - 27. Дело в том, что в Древней Руси считали девятками: тридевять - это трижды девять.
6. Делимое, делитель и частное равны между собой. Каково каждое слово? ОТВЕТ: 1:
7. Первый полет на космическом корабле совершил Ю. Гагарин. До этого дня до начала летоисчисления прошло: 1960 полных лет, 3 полных месяца и 11 полных дней.
Вопрос! Какого числа и в каком месяце был осуществлен полет?
8. Мы часто используем слово «километр», «метр», означает «длина». Внимание, вопрос! Что означает в переводе с французского слово «кило». ОТВЕТ: 1000
9. Две дочери, две матеи, да бабушка с внучкой. Сколько всех.
Математический поле чудес
Организация и правила игры аналогичны телевизионным. В ней могут участвовать 2-3 команды. Главная особенность состоит в том, что некоторые буквы (образующие названия, цифры) сразу открыты, и играющим требуется восстановит весь термин (не обязательно математический).
Ведущий может делать разнообразные подсказки: дать определение слову, открыть букву, изобразить отгадываемый предмет. Например на табло изображено... о... дин..., то есть один. Задуманное слово: СМОРОДИНА. Д. в.а, т.е. девица. Т..ри..., турист и т.д.
Подборку этих слов можно использовать и для других соревнований. Кто больше придумает слов с «числом» три?
6. Математические экскурсии
Одной из форм внеклассной работы в школе является организация и проведение экскурсий. В программах начальной школы учащиеся, оканчивая начальную школу.
Программа требует научить учащихся провешиванию линии, построению на земле прямых углов, построению прямоугольника и квадрата. Для выполнения этих работ нужны мерные верёвки, вешки и эккер. Так как измерительная работа проходит более активно тогда, когда в неё втянуто больше учащихся, то, разбивая класс на группы, нужно вооружить каждую
Группу минимумом измерительных инструментов. Изготовление измерительных инструментов - один из видов внеклассной работы.
Расширяя и углубляя геометрические навыки ребят, связанные с работами на местности, можно познакомить ребят с простейшими способами определения высоты здания, башни, дерева. Для этого во внеклассное время изготовляется простенький высотомер. Также интересно проходит экскурсия на тему, как определить ширину реки на глазомер.
Математические экскурсии принадлежат к числу образовательных экскурсий, где преобладающее место занимают занятия, ставящие своей целью приобретение детьми новых знаний, углубление и закрепление имеющихся. Не следует забывать, что занятия под открытым небом для сосредоточивания внимания требуют от учащихся большего напряжения, чем занятия в классной обстановке, а потому, планируя экскурсии, нужно предусматривать. минуты отдыха и продумать, чем их занять. Во время экскурсий рекомендуется проводить подвижные и сидячие игры, игры-развлечения, игры-эстафеты и затейные номера.
Длительность экскурсии в учебное время определяется в 1,5-2 часа, из которых на образовательную работу отводится от 1 часа до 1 часа 20 мин. Экскурсия проводится С двумя-тремя перерывами от 20 до 15 мин. каждый.
Экскурсии, как и уроки, строятся по определённому плану. Готовясь К проведению экскурсии, учитель должен позаботиться о том, чтобы:
1) возможно доступнее довести до ребят целевую установку экскурсии и её содержание;
2) обеспечить учащихся измерительными приборами;
3) разбить намеченные работы на несколько частей по 15-20 мин. каждая; в промежутках между ними организовать досуг и отдых учащихся;