Задание 3: системы счисления
Перед выполнением заданий необходимо ответить на следующие вопросы:
1) Перевод целых чисел из десятичной системы счисления в любую другую позиционную систему счисления.
2) Перевод правильной десятичной дроби в любую другую позиционную систему счисления.
3) Перевод чисел из 16, 8, 2 в десятичную систему счисления
Пример выполнения задания
Перевод чисел из произвольной системы в десятичную.
Для перевода числа из любой позиционной системы счисления в десятичную необходимо использовать развернутую форму числа, заменяя, если это необходимо, буквенные обозначения соответствующими цифрами. Например:
11012=1*23+1*22+0*21+1*20=1310
17D.ECH=12·16-2 + 14·16-1 +13·160 + 7·161 + 1·162=381.921875
Вариант 0. В какой системе счисления справедливо следующее:
а) 20 + 25 = 100;
б) 22 + 44 = 110?
Вариант 1. Переведите числа в десятичную систему, а затем проверьте результаты, выполнив обратные переводы:
а) 10110112; | е) 5178; | л) 1F16; |
б) 101101112; | ж) 10108; | м) ABC16; |
Вариант 2. Переведите числа в десятичную систему, а затем проверьте результаты, выполнив обратные переводы:
в) 0111000012; | з) 12348; | н) 101016; |
г) 0,10001102; | и) 0,348; | о) 0,А416; |
Вариант 3. Переведите числа из десятичной системы в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную, а затем проверьте результаты, выполнив обратные переводы:
а) 12510; б) 22910; в) 8810; г) 37,2510; д) 206,12510.
Вариант 4. Переведите числа из двоичной системы в восьмеричную и шестнадцатеричную, а затем проверьте результаты, выполнив обратные переводы:
а) 1001111110111,01112; | г) 1011110011100,112; |
б) 1110101011,10111012; | д) 10111,11111011112; |
Вариант 5. Переведите в двоичную и восьмеричную системы шестнадцатеричные числа:
а) 2СE16; б) 9F4016; в) ABCDE16; г) 1010,10116; д) 1ABC,9D16.
Вариант 6. Выпишите целые числа: а) от 1011012 до 1100002 в двоичной системе.
Вариант 7. Выпишите целые числа: б) от 2023 до 10003 в троичной системе.
Вариант 8. Выпишите целые числа: в) от 148 до 208 в восьмеричной системе.
Вариант 9. Выпишите целые числа: г) от 2816 до 3016 в шестнадцатеричной системе.
Задание 4: алгоритмизация, постойте блок-схему для задачи
Пример выполнения задания.
Задача. Вычислите длины гипотенузы по катетам.
Постановка задачи: даны два вещественных числа, являющихся величинами катетов некоторого прямоугольного треугольника. Вычислить длину гипотенузы этого треугольника.
Решение.
Анализ задачи.
1. Входные данные. Входными данными являются длины катетов x и y.
2. Результат. Результатом работы алгоритма является вычисленное значение гипотенузы z.
3. Формулы. Гипотенуза вычисляется по формуле Пифагора
.
Проектирование алгоритма.
Исполнение:
Расставьте на алгоритме контрольные точки A, B, C . Контрольные точки ставятся везде, где вводятся или изменяются данные, т. е. после каждого ввода и каждого действия алгоритма (на блок-схеме контрольные точки ставятся после всех параллелограммов и прямоугольников, кроме вывода данных).
Исполнитель начинает выполнять алгоритм с его начала. При движении по алгоритму его активная точка проходит сначала контрольную точку A, затем B и наконец C.
Задаются входные данные. Пусть катет x = 3, а катет y = 4. Тогда по формуле Пифагора гипотенуза такого прямоугольного треугольника должна быть z = 5.
Задания для выполнения.
Вариант 0. Определить, является ли заданная последовательность чисел a1 , a2 , ... , aN монотонно убывающей.
Вариант 1. Решить квадратное уравнение ax2+ bx + c = 0.
Вариант 2. Вычислите длину окружности, площадь круга и объём шара одного и того же заданного радиуса.
Вариант 3. Вычислите периметр и площадь прямоугольного треугольника по длинам двух его катетов.
Вариант 4. По координатам трёх вершин некоторого треугольника найдите его площадь и периметр.
Вариант 5. Определите, является ли заданное целое число А нечётным двузначным числом.
Вариант 6. Вычислить сумму элементов числового массива A = (a1 , a2 , ... , aN ).
Вариант 7. Найти наибольший элемент числового массива A = (a1, a2 , ..., aN ) и его номер.
Вариант 8. Для заданного x вычислить
Здесь n! = 1. 2. 3 .... n (читается как "n-факториал").
Вариант 9. Элементы заданного числового массива a1, a2, ..., aN упорядочить по возрастанию.