Тема 10. Развивающая среда – источник и средство развития интереса к познанию математической стороны сущности
Задание 1. Продолжить предложения:
а) Развивающая среда – это …
б) Педагогическая среда – это …
в) Обстановка детского сада – это…
Задание 2. Составить развернутый план раздела «Развивающая среда как средство развития математических представлений дошкольников» книге З.А. Михайловой и Е.А. Носовой «Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста» (2008).
Задание 3. Раскрыть содержание принципов построения развивающей среды. Результаты анализа занести в таблицу:
Принципы | Содержание, примеры |
принцип дистанции, позиции при взаимодействии | |
принцип активности, самостоятельности, творчества | |
принцип стабильности- динамичности | |
принцип комплексирования и гибкого зонирования | |
принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого | |
принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды | |
принцип учёта половых и возрастных различий детей |
Задание 4.Изучить историю проблемы построения развивающей среды – обстановки дошкольного учреждения – с точки зрения различных педагогических школ: вальдорфский детский сад, «дом ребенка» М. Монтессори, детский сад по С. Френе, авторский детский сад по Е.И. Тихеевой и др. Подготовить реферативное сообщение.
Задание 5.Метод «ИНСЕРТ» (интерактивная система пометок для эффективного чтения и мышления)
Чтение текстов статей, предложенных в МО 7 с маркировкой:
V - «знаю»;
+ - «новое»;
– - «информация противоречит имеющемуся личному опыту» (или содержит противоречие в тексте);
? - «информация вызывает вопрос, сомнение или несогласие».
Составление обобщающей таблицы и последующее обсуждение материалов анализа текстов:
V | + | – | ? |
1. 2. 3. | 1. 2. 3. | 1. 2. 3. | 1. 2. 3. |
Список литературы для самостоятельного изучения
Основная
1. Грюнелиус, Э.М. Вальдорфский детский сад / Э.М. Грюнелиус. – М., 1992. – 72 с.
2. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. – Изд. 2-ое. – СПб., 2000. – 224 с.
3. Михайлова, З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / З.А. Михайлова, Е.А. Носова. – СПб.: Детство-пресс, 2008. – С. 322-352.
4. Монтессори, М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребенка / М. Монтессори. – М.: Тип. Госснаба, 1993. – 168 c.
5. Образовательная работа в детском саду по программе «Радуга» / Сост. О.М. Дьяченко, А.И. Булычева и др. – М., 1996. – 112 с.
6. Пралеска: программа дошкольного образования / Е.А. Панько и др. – Минск: НИО; Аверсэв, 2010. – 320 с.
7. Радуга: Программа и руководство для воспитателей / Сост. Т.Н. Доронова. – М., 1993.
8. Френе, С. Избранные педагогические сочинения: Пер. с франц. / С. Френе. М.: Прогресс, 1990. – 301 с.
Дополнительная
1. Ерофеева, Т.И. От 0 до 10: математический праздник для детей старшей группы / Т.И. Ерофеева // Дошкольное воспитание. – 1996. – № 12. – С. 44-49.
2. Кербс, Е.В. Математические досуги / Е.В. Кербс // Ребенок в детском саду. – 2008. – № 3. – С. 21-23.
3. Ковалева, О.А. Математические старты: занятие-досуг: старший дошкольный возраст / О.А. Ковалева // Ребенок в детском саду. – 2008. – № 5. – С. 35-36.
4. Математические конкурсы: подготовительная к школе группа // Ребенок в детском саду. – 2009. – № 3. – С. 11-18.
5. Мусиенко, С. И в шутку и всерьез: Математические праздники, методика их подготовки / С. Мусиенко // Дошкольное воспитание. – 2001. – № 10. – С. 18-25.
6. Прокофьева, М.Ф. Математический досуг / М.Ф. Прокофьева // Ребенок в детском саду. – 2005. – № 3. – С. 72-76.
7. Сапожникова, А. Десять игр – в одной: математическое лото для детей старшего дошкольного возраста / А. Сапожникова // Дошкольное образование – Первое сентября. – 9/2007. – № 17. – С. 19.
8. Чуднова, Р. Математические конкурсы: для старших дошкольников / Р. Чуднова // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 7. – С. 12-22.
Работа в группах
Студенты работают в группах по результатам выполнения заданий для самостоятельной работы № 4.
Метод «Презентация»
1. Каждой подгруппе предлагается подготовиться к презентации выполненных заданий для самостоятельной работы № 4.
2. Работа в творческих группах.
3. Презентация и оценка представленных проектов с помощью оценочного листа.
МО 7
А.Г. Гогоберидзе, А.М. Вербенец. Проектирование развивающей предметно-пространственной среды современного детского сада («Справочник руководителя дошкольного учреждения», 2010, № 4).
Для повышения качества образовательных услуг, построения эффективного педагогического процесса в современном детском саду принципиально важным является понимание возможностей предметно-пространственной среды, знание нормативных требований и подходов к ее проектированию.
Основания для проектирования предметно-развивающей среды дошкольного учреждения
Наиболее приемлемая для каждого дошкольного учреждения предметно-пространственная среда проектируется на основе:
· реализуемой в детском саду образовательной программы;
· требований нормативных документов;
· материальных и архитектурно-пространственных условий (наличие нескольких помещений, их площадь, конструктивные особенности);
· предпочтений, субкультуры и уровня развития детей;
· общих принципов построения предметно-пространственной среды (гибкого зонирования, динамичности-статичности, сочетания привычных и неординарных элементов, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, опережающего характера содержания образования, учета половых и возрастных различий детей, уважения к потребностям и нуждам ребенка).
Проблемы в организации предметно-развивающей среды
На основе анализа современных исследований, разработок и педагогической практики, не претендуя на полноту, выделим ряд проблем в организации предметно-развивающей среды детского сада.
1. Сохранение и иногда доминирование традиционного (с ориентировкой на рекомендации 60–80-х гг. прошлого века) или формального (девиз «Куплено – красиво оформлено – расставлено») подхода к определению способов организации пространства, его наполненности, отбору игровых и учебных материалов. Причиной этого зачастую является непонимание педагогами возможностей предметно-пространственной среды в активизации разнообразной детской деятельности. Среда воспринимается своего рода фоном педагогического процесса.
2. Некоторая стихийность (иногда однонаправленность) при отборе игровых и учебно-методических пособий, материалов, что вызвано объективными и субъективными причинами (недостаточным финансированием; отсутствием ряда качественных и разнообразных материалов; личными предпочтениями и запросами педагогов; формированием банка пособий по одному наиболее знакомому или предпочтительному направлению (например, художественной деятельности, краеведению и т.п.).
3. Недооценка необходимости использования разных материалов и пособий (в продуманном и целесообразном сочетании), что может привести к обеднению детского опыта. Это проявляется в использовании преимущественно одного вида материалов (печатных наглядных пособий, ограниченного набора предметов народных промыслов, «устаревших» игрушек, дидактических игр – коллекций, составленных за время работы) или в ряде случаев в перенасыщенности предметной среды (наполненности большим числом однообразных материалов).
4. Непродуманность и нерациональная организация, создание среды не как целостного пространства, а как механической суммы зон и уголков, что дезорганизует детей, приводит к повышению тревожности и нарастанию признаков утомляемости.
5. Жесткое зонирование пространства, статичность среды, что провоцирует снижение интереса дошкольников к ее освоению.
6. Нарушение эстетической гармонии в оформлении, использование большого числа не сочетающихся эстетически предметов, аляповатого цветового решения, ярких негармоничных цветовых доминант, что не способствует формированию целостной эстетической картины мира, приводит к усталости от такого рода среды.
7. Неумение педагогов активизировать деятельность детей по освоению предметной среды.
8. Непонимание изменения пространства современного ребенка. Появление новых игрушек и пособий (конструктора «Лего», трансформеров, коллекционных кукол), технических приспособлений и компьютерных приложений (электронных и роботизированных игрушек, компьютерных игр), а также изменение способов представления информации в средствах масс-медиа создают принципиально отличную от традиционной и характерной для 60–90-х гг. прошлого века среду. Виртуальная среда часто является намного привлекательнее для современных дошкольников. Поэтому необходимо создавать пространство, интересное современным детям, спроектированное с учетом их интересов и субкультуры.
Целостная модель построения среды
Продуманное проектирование целостной модели построения предметно-пространственной среды должно включать три компонента: предметное содержание, его пространственную организацию и изменение во времени.
К наполнению развивающей среды (предметному содержанию) относятся: игры, предметы и игровые материалы, учебно-методические пособия, учебно-игровое оборудование.
Следует отметить большое число выпускаемого промышленностью разнообразного и качественного оборудования (сенсорных столов, столов-лабораторий для экспериментирования, эстетически привлекательной и динамичной детской мебели), вызывающего интерес у современных дошкольников и снискавшего одобрение у педагогов и родителей. Но важно не столько их количество, сколько верный выбор и использование в педагогическом процессе.
Дети младшего и старшего дошкольного возраста по-разному воспринимают игрушки, реагируя на их художественный образ, внешние свойства, детали, функциональность. В зависимости от возраста, опыта детей и должно варьироваться наполнение и расположение данных материалов.
Первый шаг в проектировании среды – определение расположения центров в группе детского сада. При этом следует учитывать комплиментарность и взаимообогащение видов деятельности. Традиционно организуют центр игры, центр искусства и творчества, центр грамотности, включающий в себя книжный уголок и все игры и оборудование для развития речи и подготовки ребенка к освоению чтения и письма, центр науки (познания), куда входят уголок природы, место для детского экспериментирования и опытов с соответствующим оборудованием и материалами, центр строительно-конструктивных игр, центр математики (игротека), физкультурно-оздоровительный центр. В ряде случаев в зависимости от возраста детей и вида учреждения оформляют центры кулинарии и ручного труда, манипулятивный центр, центры развития моторики и сенсорного развития. Модели конкретных центров варьируются исходя из возрастных возможностей дошкольников, требований образовательных программ. Важно, чтобы создаваемые центры строились на основе интеграции содержания и видов деятельности.
Желательно предусмотреть возможность трансформации и изменения расположения некоторых предметов мебели в центре по мере необходимости с помощью применения раздвижных перегородок-ширм, переносных матов, легко передвигаемой мебели-трансформера, использования пространствообразующих материалов.
Для создания индивидуального комфорта каждому ребенку должно быть обеспечено личное пространство: кроватка со стульчиком, полка в стеллаже, подушечка или коврик на полу. Для активизации субъектных проявлений, создания условий для проявления собственного «Я», развития рефлексии и самооценки следует обеспечить возможность демонстрации собственных детских успехов.
Важно создать в группе уютную естественную обстановку, гармоничную по цветовому и пространственному решению. Рекомендуется использовать светлые пастельные тона для оформления стен, подбирать мебель естественных оттенков. Желательно, чтобы предметы мебели гармонировали друг с другом, были оформлены в едином стиле. Для активизации эстетических впечатлений можно использовать различные «неожиданные» материалы, пособия: плакатную графику, художественные фотографии, предметы современного декоративного искусства.
Стоит подчеркнуть необходимость создания единого пространства детского сада (гармонии среды разных помещений групп, кабинетов и залов, дополнительных кабинетов, коридоров и рекреаций, физкультурного и музыкального залов, изостудии и театрального зала, «комнаты сказок» и зимнего сада, лаборатории и творческих мастерских, компьютерного класса, участка). Принципиально неверно прилагать усилия только для оформления и организации отдельного помещения (мини-музея, изостудии или лаборатории) или одного из центров. Не меньше внимания следует уделить обустройству других помещений.
Данных правил следует придерживаться и при оформлении пространства участка. Можно использовать некоторые переносные элементы: украшенные разноцветные стойки, рейки, выносные сиденья; элементы декора бассейна, периметра песочницы, ограждений деревьев привлекательными узорами (разноцветными рейками, нарисованными божьими коровками, бабочками, стрекозами). В канун праздников предусматривается украшение здания и прилегающей территории светящимися гирляндами, небольшими букетиками цветных листьев, снежинками и мозаиками на окнах.
В процессе проектирования среды важно продумать варианты ее изменения. Условно можно выделить следующие линии:
· времени (обновление пособий, обогащение центров новыми материалами и изменение организации пространства в течение года);
· освоенности (с ориентировкой на зону ближайшего развития детей и уже освоенного);
· стратегического и оперативного изменения (по мере решения конкретных задач и развертывания определенного вида деятельности).
Перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов
для оснащения дошкольного учреждения
Идеи относительно проектирования предметно-пространственной среды составляют основу Перечня оборудования, учебно-методических и игровых материалов для оснащения различных помещений дошкольного учреждения с учетом их функционального назначения, возраста детей и видового разнообразия*.
Представляемые материалы являются результатом научных исследований и обобщения педагогического опыта современных дошкольных образовательных учреждений, проводимых в 2006 г. под научным руководством директора Института детства РГПУ им. А.И. Герцена Н.А. Ноткиной и заведующей кафедрой дошкольной педагогики А.Г. Гогоберидзе.
Созданию методических рекомендаций, Перечня оборудования и материалов предшествовала масштабная работа по изучению практики современных дошкольных учреждений.
Отличие данных материалов от существующих разработок и пособий в том, что предпринята попытка обосновать модели построения предметно-развивающей среды и составить перечни оборудования и пособий не узконаправленного характера (по видам детской деятельности или возрастам), а одновременно по нескольким линиям, что создает целостное видение особенностей построения предметно-развивающей среды современного детского сада. Для того чтобы подчеркнуть специфику используемого оборудования, обосновать отбор и рекомендации по использованию пособий, компоновка перечней материалов и оборудования осуществлялась одновременно по следующим направлениям:
· возрастные группы. Представлены рекомендации по оснащению среды начиная с 1-й группы раннего возраста и заканчивая подготовительной группой детского сада, что позволяет более четко очертить линии преемственности в организации и наполняемости среды каждой возрастной группы;
· основные направления работы детского сада. Оборудование и материалы компонуются по направлениям развития детей (физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое). Отдельным блоком представлена игровая деятельность детей как ведущая и составляющая основу педагогического процесса в дошкольном возрасте;
· функциональное назначение помещений детского сада (приведены рекомендации по оснащению и организации групповых помещений (с подробным описанием пространств игровой комнаты, спального помещения, раздевальной, умывальной и туалетной комнат), а также музыкального зала и кабинета музыкального руководителя, физкультурного зала, бассейна, кабинетов психолога, логопеда, медицинского, методического кабинетов, кабинетов дополнительного образования (изостудии, театральной студии, компьютерного класса, экологической лаборатории и др.));
· виды дошкольных образовательных учреждений. При описании перечней оборудования, игрушек и материалов выделены инвариантный (минимальный основной перечень, обязательный для дошкольных образовательных учреждений всех видов) и вариативный (дополнительный) перечни. Основной перечень является достаточным для детских садов. Детские сады присмотра и оздоровления, компенсирующего и комбинированного видов, центры развития могут дополнять основной перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов в соответствии с реализуемыми целями и задачами.
Следует отметить, что в данных рекомендациях представлен своеобразный минимум – нижняя планка разнообразия и количества оборудования и игровых материалов. Понимая различия в материальных условиях дошкольных образовательных учреждений разных регионов, ориентирах построения предметной среды в разных образовательных программах, авторский коллектив стремился создать достаточно реалистичный перечень оборудования и игровых материалов. Опытные педагоги заметят отсутствие в предлагаемых перечнях некоторых широко используемых в практике современных детских садов пособий, материалов, оборудования (например, медиапроекторов, технических приспособлений).
Предлагаемый перечень составлялся с учетом положений разных образовательных программ. В случае отсутствия некоторых представленных в перечне пособий и материалов педагоги могут комплектовать среду группы пособиями-аналогами, указанными вариантами пособий. Именно с этой целью в кратких пояснениях к каждому перечню будут представлены обоснование отбора материалов и рекомендации по их использованию.
Перечни-таблицы помимо названий материалов и пособий содержат ориентировочные количественные показатели (на подгруппу, группу детей, для индивидуального пользования). Это позволит педагогам провести анализ и оценить имеющиеся в наличии материалы (ориентир для диагностики оснащения среды), дополнить среду недостающими материалами, более рационально организовать пространство группы.
На протяжении последних пяти лет данные методические материалы активно внедряются и апробируются. Содержащиеся в них идеи и основные положения регулярно обсуждаются на семинарах для руководителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
Тема 11.Диагностика компетентности дошкольника в области предматематики
Задание 1.Завершить фразы:
1) Назначение диагностики состоит …..
2) В ходе диагностики выясняется……
3) Критерии уровня развития следующие:…
Задание 2. Законспектировать лекцию № 21 в книге А.В. Белошистой («Формирование и развитие математических способностей дошкольников», 2004, с. 377-395).
Задание 3.Познакомиться с разными диагностическими методиками (не менее двух):
№ п/п | Название методики, автор | Возрастная группа | Область математических знаний | Диагностические задания (название, цель, инструкция-содержание) | Критерии уровня развития |
1. | |||||
2. |
Задание 4. Охарактеризовать подход А.В. Белошистой к объяснению функции диагностики в дошкольном математическом образовании («Формирование и развитие математических способностей дошкольников», 2004, с. 364-369).
Задание 5.
5.1. Определить проблемы, связанные с внедрением компьютерных технологий в сферу обучения и диагностики знаний (философские, психолого-педагогические, санитарно-гигиенические).
5.2. Опираясь на анализ литературы, выяснить особенности использования компьютера, учитывая специфику воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения, сформулировать требования к использованию компьютера для обучения и диагностики дошкольников.
Список литературы для самостоятельного изучения
Основная
1. Галабова, Д. Тестирование: мотивация и результат : диагностика математических достижений детей дошкольного возраста / Д. Галабова // Пралеска. - 2000. - № 11. - С. 16-18.
2. Гершунский, Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы компьютеризации обучения / Б.С. Гершунский. – М., 1987. – 264 с.
3. Житко, И. В. Диагностика компетентности младших дошкольников в области математики / И. В. Житко // Пралеска. - 2004. - N2. - С. 19-21.
4. Житко, И. В. Педагогическая диагностика компетентности старших дошкольников в области математики / И. В. Житко // Пралеска. - 2004. - N1. - С. 9-12.
5. Конобеева, Е. А. Преемственность между детским садом и начальной школой в формировании элементарных математических представлений / Е. А. Конобеева // Начальная школа. - 2005. - N2. - С. 82-85.
6. Корнеева, Г. Современные подходы к обучению дошкольников математике / Г. Корнеева / / Дошкольное воспитание. - 2000. - N3. - С. 46-49.
7. Математика – это интересно: Игровые ситуации для детей дошкольного возраста. Диагностика освоенности математических представлений / Сост. З.А. Михайлова, И.Н. Чеплашкина – СПб., 2002. – 37 с.
8. Новоселова, С.Л., Петку, Г.П. Компьютерный мир дошкольника / С.Л. Новоселова, Г.П. Петку. – М., 1997. – 123 с.
9. Пралеска: программа дошкольного образования / Е.А. Панько и др. – Минск: НИО; Аверсэв, 2010. – 320 с.
Дополнительная
1. Атаханов, Р. Системы начального обучения: учебники по математике и математическое образование учащихся / Р. Атаханов // Педагогика. - 2000. - N1. - С. 40-47.
2. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников / А.В. Белошистая. – М.: Владос, 2004. – С.364-395.
3. Картавенко, Л. Д. Компьютер в детском саду / Л. Д. Картавенко // Ребенок в детском саду. - 2009. - N1. - С. 60-61.
4. Конобеева, Е. А. Преемственность между детским садом и начальной школой в формировании элементарных математических представлений / Е. А. Конобеева // Начальная школа. - 2005. - N2. - С. 82-85.
5. Кушнир, Н.Я. Детский сад – школа: Проблемы преемственности: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Я. Кушнир. – Мн.: Полымя, 2000. – С. 11-25, 63-72.
6. Программа для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования с русским языком обучения с 12-летним сроком обучения. – Минск: НИО, 2004. – С. 94-99.
7. Содержание диагностической и коррекционной работы в детских дошкольных учреждениях / Под ред. Н.Я. Кушнир. – Минск, 1996. – 241 c.
Тема 12. . Педагогическое проектирование процесса предматематической подготовки дошкольника
Задание 1. Найти правильное определение понятий:
План – это … | вид деятельности, связанный с постановкой целей, задач и действий в будущем |
Планирование – это …. | заранее намеченная система мероприятий: порядок, последовательность и сроки выполнения работ |
Проектирование (педагогическое) | |
Моделирование (педагогическое) |
Задание 2. Завершить фразу: «Планирование эффективно при соблюдении главных условий:
1) знание педагогом …….
2) четкое представление о ……
3) выбор……»
Задание 3.Изучить месячный план работы воспитателя одной из возрастных групп и выписать все формы специально организованной работы с детьми по математическому развитию. Указать время проведения каждой формы работы в течение дня.
№ п/п | Формы работы | Место в режиме дня |
1. | ||
2. |
Сделать педагогические выводы.
Задание 4. Составить перспективные планы работы на неделю для детей младшей, средней и старшей группы. В качестве примера использовать материалы МО 8.
Задание 5. На основе изучения главы «Профессиональная подготовка воспитателя к проведению занятия по математике» из книги А.В. Белошистой «Формирование и развитие математических способностей дошкольников» (2004, с. 295-324), учебной программы дошкольного образования составить советы для воспитателя конкретной возрастной группы (младшей, средней или старшей) по планированию работы с детьми по математическому развитию. Указать формы специально организованной работы, частоту их планирования и математическое содержание, которое осваивают дети в процессе каждой формы работы.
МО 8
СТРУКТУРА ПЕРСПЕКТИВНОГО ПЛАНА
(СТАРШАЯ ГРУППА)
Дни недели | 1-ая неделя | 2-ая неделя | 3-ая неделя | 4-ая неделя |
Понедельник | 1.Познание окружающего мира «……» 2.Рисование предметное (по представлению) «……» 3. Физкультура | 1.Познание окружающего мира «……» 2.Рисование предметное (с натуры) «…….» 3. Физкультура | 1.Познание окружающего мира «……» 2.Рисование сюжетное «…….» 3. Физкультура | 1.Познание окружающего мира «……» 2.Рисование по замыслу «……» 3. Физкультура |
Вторник | 1. Развитие речи на бел. языке «…..» 2. Лепка предметная «….» 3.Музыкальное занятие 4. Физкультура на воздухе | 1. Развитие речи на бел. языке «…..» 2. Лепка сюжетна «…..» 3.Музыкальное занятие 4. Физкультура на воздухе | 1. Развитие речи на бел. языке «…..» 2. Лепка декоративная «….» 3.Музыкальное занятие 4. Физкультура на воздухе | 1. Развитие речи на бел. языке «…..» 2. Лепка по замыслу «….» 3.Музыкальное занятие 4. Физкультура на воздухе |
Среда | 1.Обучение грамоте «…..» 2. Аппликация предметная (декоративная) «…..» 3. Физкультура на воздухе | 1. Обучение грамоте «…..» 2.Конструированиеиз строительного материала «…..» 3. Физкультура на воздухе | 1. Обучение грамоте «…..» 2. Аппликация сюжетная «…..» 3. Физкультура на воздухе | 1. Обучение грамоте «…..» 2.Конструировани из природного (бросового) материала «…..» 3 Физкультура на воздухе |
Четверг | 1. Математика «…..» 2. Развитие речи «…..» 3.. Физкультура | 1. Математика «…..» 2. Развитие речи «…..» 3. Физкультура | 1. Математика «…..» 2.Развитие речи «…..» 3. Конструирование из бумаги «……» 4. Физкультура | 1. Математика «…..» 2. Развитие речи «…..» 3. Физкультура |
Пятница | 1. Познание окружающего мира «……» 2. Рисование декоративное «…..» 3.Музыкальное занятие 4. Физкультура на воздухе | 1. Познание окружающего мира «……» 2. Рисование декоративное «…..» 3.Музыкальное занятие 4. Физкультура на воздухе | 1. Познание окружающего мира «……» 2. Рисование декоративное «…..» 3.Музыкальное занятие 4. Физкультура на воздухе | 1. Познание окружающего мира «……» 2. Рисование декоративное «…..» 3.Музыкальное занятие 4. Физкультура на воздухе |
Список литературы для самостоятельного изучения
Основная
1. Житко, И.В. Нас окружают пространство, время и число: Учеб. пособ. для воспитанников ст. ступени (от 5 до 6 лет) / И.В. Житко – Минск: «Сэр-Вит», 2003. – 56 с.
2. Жытко, І.Ул. Гуляем, навучаем, развіваем, знаёмім дзяцей з матэматыкай / І.Ўл. Жытко, В.П. Бараноўская, Л.С. Хадановіч. – Мінск: Нар. асвета, 1997. – 181 с.
3. Планирование занятий по математике в старшей разновозрастной группе // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 4. - С. 17 - 20.
4. Планирование работы дошкольного учреждения: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / И.В. Житко, О.П. Жихар, З.В. Кощеева, А.М. Сташенкова. – Минск: Універсітэцкае, 2001. – С. 41-71.
5. Пралеска: программа дошкольного образования / Е.А. Панько и др. – Минск: НИО; Аверсэв, 2010. – 320 с.
6. Теория и методика развития математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6-ти частях / Сост. З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая. – СПб., 1994. – Ч. 4-6. – С. 108-164.
7. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: учеб. пособие / Под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1988. – С. 287-290.
Дополнительная
1. Белошистая, А.В. О возможности влияния математического образования на личностное развитие ребенка дошкольного и младшего школьного возраста / А.В. Белошистая // Педагогические технологии. - 2007. - № 1. - С. 16-22.
2. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников / А.В. Белошистая. – М.: Владос, 2004. – С. 295-324.
3. Богатенко, А. Введение в мир математики: планирование / А. Богатенко // Пралеска. - 1999. - N1. - С. 31-34.
4. Ботян, Т.В. Психолого-педагогическое обоснование сущностной характеристики понятия «предматематическая подготовка» / Т.В. Ботян // Псiхалогiя. - 2007. - № 4. - С. 42-47.
5. Галабова, Д. «Предматематика»: от теории к практике / Д. Галабова // Пралеска. - 2000. - № 12. - С. 18-19.
6. Гербова, В.В. Планирование занятий по математике / В.В. Гербова // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 3. - С. 14-22.
7. Ерофеева, Т.И. Планирование занятий по математике / Т.И. Ерофеева // Ребенок в детском саду. - 2004. - № 4. - С. 3-10.
8. Калинина, Г.П. Формирование математической культуры у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Г.П. Калинина // Начальная школа. - 2007. - № 4. - С. 35-39.
9. Калинченко, А.В. Методические подходы к организации и проведению занятий по математике / А.В. Калинченко // Ребенок в детском саду. - 2006. - № 4. - С. 13-21.
10. Калинченко, А.В. Методические подходы к организации и проведению занятий по математике / А.В. Калинченко // Ребенок в детском саду. - 2006. - № 6. - С. 2-5.
11. Калинченко, А.В. Методические подходы к организации и проведению занятий по математике / А.В. Калинченко // Ребенок в детском саду. - 2007. - № 1. - С. 2-5.
12. Калинченко, А.В. Методические подходы к организации и проведению занятий по математике / А.В. Калинченко // Ребенок в детском саду. - 2007. - № 3. - С. 13-19.
13. Соловьева, Е. Планирование занятий по математике / Е. Соловьева // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 9. - С. 36-41.
14. Соловьева, Е. Планирование занятий по математике / Е. Соловьева // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 1. - С. 26-29.
15. Соловьева, Е. Планирование занятий по математике / Е. Соловьева // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 10. - С. 12-15.
16. Соловьева, Е. Планирование занятий по математике в подготовительной к школе группе / Е. Соловьева // Дошкольное воспитание. - 1999. - N6. - С. 17-22.
17. Соловьева, Е. Планирование занятий по математике в подготовительной к школе группе / Е. Соловьева / / Дошкольное воспитание. - 1999. - N8. - С. 9-12.
18. Соловьева, Е. Планирование занятий по математике в разновозрастной группе детского сада (2-4,5 года) / Е. Соловьева // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 10. - С. 38-41.
19. Соловьева, Е. Планирование занятий по математике в разновозрастной группе детского сада (2-4,5 года) / Е. Соловьева // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 12. - С. 5-15.
20. Соловьева, Е. Развитие математических представлений и логических операций по программе «Радуга» / Е. Соловьева // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 8. - С. 2-9.
Вопросы к зачету по курсу «Т и МФЭМП»