Тема 10. Развивающая среда – источник и средство развития интереса к познанию математической стороны сущности

Задание 1. Продолжить предложения:

а) Развивающая среда – это …

б) Педагогическая среда – это …

в) Обстановка детского сада – это…

Задание 2. Составить развернутый план раздела «Развивающая среда как средство развития математических представлений дошкольников» книге З.А. Михайловой и Е.А. Носовой «Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста» (2008).

Задание 3. Раскрыть содержание принципов построения развивающей среды. Результаты анализа занести в таблицу:

Принципы Содержание, примеры
принцип дистанции, позиции при взаимодействии  
принцип активности, самостоятельности, творчества  
принцип стабильности- динамичности  
принцип комплексирования и гибкого зонирования  
принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого  
принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды  
принцип учёта половых и возрастных различий детей  

Задание 4.Изучить историю проблемы построения развивающей среды – обстановки дошкольного учреждения – с точки зрения различных педагогических школ: вальдорфский детский сад, «дом ребенка» М. Монтессори, детский сад по С. Френе, авторский детский сад по Е.И. Тихеевой и др. Подготовить реферативное сообщение.

Задание 5.Метод «ИНСЕРТ» (интерактивная система пометок для эффективного чтения и мышления)

Чтение текстов статей, предложенных в МО 7 с маркировкой:

V - «знаю»;

+ - «новое»;

– - «информация противоречит имеющемуся личному опыту» (или содержит противоречие в тексте);

? - «информация вызывает вопрос, сомнение или несогласие».

Составление обобщающей таблицы и последующее обсуждение материалов анализа текстов:

V + ?
1. 2. 3. 1. 2. 3. 1. 2. 3. 1. 2. 3.

Список литературы для самостоятельного изучения

Основная

1. Грюнелиус, Э.М. Вальдорфский детский сад / Э.М. Грюнелиус. – М., 1992. – 72 с.

2. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. – Изд. 2-ое. – СПб., 2000. – 224 с.

3. Михайлова, З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / З.А. Михайлова, Е.А. Носова. – СПб.: Детство-пресс, 2008. – С. 322-352.

4. Монтессори, М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребенка / М. Монтессори. – М.: Тип. Госснаба, 1993. – 168 c.

5. Образовательная работа в детском саду по программе «Радуга» / Сост. О.М. Дьяченко, А.И. Булычева и др. – М., 1996. – 112 с.

6. Пралеска: программа дошкольного образования / Е.А. Панько и др. – Минск: НИО; Аверсэв, 2010. – 320 с.

7. Радуга: Программа и руководство для воспитателей / Сост. Т.Н. Доронова. – М., 1993.

8. Френе, С. Избранные педагогические сочинения: Пер. с франц. / С. Френе. М.: Прогресс, 1990. – 301 с.

Дополнительная

1. Ерофеева, Т.И. От 0 до 10: математический праздник для детей старшей группы / Т.И. Ерофеева // Дошкольное воспитание. – 1996. – № 12. – С. 44-49.

2. Кербс, Е.В. Математические досуги / Е.В. Кербс // Ребенок в детском саду. – 2008. – № 3. – С. 21-23.

3. Ковалева, О.А. Математические старты: занятие-досуг: старший дошкольный возраст / О.А. Ковалева // Ребенок в детском саду. – 2008. – № 5. – С. 35-36.

4. Математические конкурсы: подготовительная к школе группа // Ребенок в детском саду. – 2009. – № 3. – С. 11-18.

5. Мусиенко, С. И в шутку и всерьез: Математические праздники, методика их подготовки / С. Мусиенко // Дошкольное воспитание. – 2001. – № 10. – С. 18-25.

6. Прокофьева, М.Ф. Математический досуг / М.Ф. Прокофьева // Ребенок в детском саду. – 2005. – № 3. – С. 72-76.

7. Сапожникова, А. Десять игр – в одной: математическое лото для детей старшего дошкольного возраста / А. Сапожникова // Дошкольное образование – Первое сентября. – 9/2007. – № 17. – С. 19.

8. Чуднова, Р. Математические конкурсы: для старших дошкольников / Р. Чуднова // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 7. – С. 12-22.

Работа в группах

Студенты работают в группах по результатам выполнения заданий для самостоятельной работы № 4.

Метод «Презентация»

1. Каждой подгруппе предлагается подготовиться к презентации выполненных заданий для самостоятельной работы № 4.

2. Работа в творческих группах.

3. Презентация и оценка представленных проектов с помощью оценочного листа.

МО 7

А.Г. Гогоберидзе, А.М. Вербенец. Проектирование развивающей предметно-пространственной среды современного детского сада («Справочник руководителя дошкольного учреждения», 2010, № 4).

Для повышения качества образовательных услуг, построения эффективного педагогического процесса в современном детском саду принципиально важным является понимание возможностей предметно-пространственной среды, знание нормативных требований и подходов к ее проектированию.

Основания для проектирования предметно-развивающей среды дошкольного учреждения

Наиболее приемлемая для каждого дошкольного учреждения предметно-пространственная среда проектируется на основе:

· реализуемой в детском саду образовательной программы;

· требований нормативных документов;

· материальных и архитектурно-пространственных условий (наличие нескольких помещений, их площадь, конструктивные особенности);

· предпочтений, субкультуры и уровня развития детей;

· общих принципов построения предметно-пространственной среды (гибкого зонирования, динамичности-статичности, сочетания привычных и неординарных элементов, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, опережающего характера содержания образования, учета половых и возрастных различий детей, уважения к потребностям и нуждам ребенка).

Проблемы в организации предметно-развивающей среды

На основе анализа современных исследований, разработок и педагогической практики, не претендуя на полноту, выделим ряд проблем в организации предметно-развивающей среды детского сада.

1. Сохранение и иногда доминирование традиционного (с ориентировкой на рекомендации 60–80-х гг. прошлого века) или формального (девиз «Куплено – красиво оформлено – расставлено») подхода к определению способов организации пространства, его наполненности, отбору игровых и учебных материалов. Причиной этого зачастую является непонимание педагогами возможностей предметно-пространственной среды в активизации разнообразной детской деятельности. Среда воспринимается своего рода фоном педагогического процесса.

2. Некоторая стихийность (иногда однонаправленность) при отборе игровых и учебно-методических пособий, материалов, что вызвано объективными и субъективными причинами (недостаточным финансированием; отсутствием ряда качественных и разнообразных материалов; личными предпочтениями и запросами педагогов; формированием банка пособий по одному наиболее знакомому или предпочтительному направлению (например, художественной деятельности, краеведению и т.п.).

3. Недооценка необходимости использования разных материалов и пособий (в продуманном и целесообразном сочетании), что может привести к обеднению детского опыта. Это проявляется в использовании преимущественно одного вида материалов (печатных наглядных пособий, ограниченного набора предметов народных промыслов, «устаревших» игрушек, дидактических игр – коллекций, составленных за время работы) или в ряде случаев в перенасыщенности предметной среды (наполненности большим числом однообразных материалов).

4. Непродуманность и нерациональная организация, создание среды не как целостного пространства, а как механической суммы зон и уголков, что дезорганизует детей, приводит к повышению тревожности и нарастанию признаков утомляемости.

5. Жесткое зонирование пространства, статичность среды, что провоцирует снижение интереса дошкольников к ее освоению.

6. Нарушение эстетической гармонии в оформлении, использование большого числа не сочетающихся эстетически предметов, аляповатого цветового решения, ярких негармоничных цветовых доминант, что не способствует формированию целостной эстетической картины мира, приводит к усталости от такого рода среды.

7. Неумение педагогов активизировать деятельность детей по освоению предметной среды.

8. Непонимание изменения пространства современного ребенка. Появление новых игрушек и пособий (конструктора «Лего», трансформеров, коллекционных кукол), технических приспособлений и компьютерных приложений (электронных и роботизированных игрушек, компьютерных игр), а также изменение способов представления информации в средствах масс-медиа создают принципиально отличную от традиционной и характерной для 60–90-х гг. прошлого века среду. Виртуальная среда часто является намного привлекательнее для современных дошкольников. Поэтому необходимо создавать пространство, интересное современным детям, спроектированное с учетом их интересов и субкультуры.

Целостная модель построения среды

Продуманное проектирование целостной модели построения предметно-пространственной среды должно включать три компонента: предметное содержание, его пространственную организацию и изменение во времени.

К наполнению развивающей среды (предметному содержанию) относятся: игры, предметы и игровые материалы, учебно-методические пособия, учебно-игровое оборудование.

Следует отметить большое число выпускаемого промышленностью разнообразного и качественного оборудования (сенсорных столов, столов-лабораторий для экспериментирования, эстетически привлекательной и динамичной детской мебели), вызывающего интерес у современных дошкольников и снискавшего одобрение у педагогов и родителей. Но важно не столько их количество, сколько верный выбор и использование в педагогическом процессе.

Дети младшего и старшего дошкольного возраста по-разному воспринимают игрушки, реагируя на их художественный образ, внешние свойства, детали, функциональность. В зависимости от возраста, опыта детей и должно варьироваться наполнение и расположение данных материалов.

Первый шаг в проектировании среды – определение расположения центров в группе детского сада. При этом следует учитывать комплиментарность и взаимообогащение видов деятельности. Традиционно организуют центр игры, центр искусства и творчества, центр грамотности, включающий в себя книжный уголок и все игры и оборудование для развития речи и подготовки ребенка к освоению чтения и письма, центр науки (познания), куда входят уголок природы, место для детского экспериментирования и опытов с соответствующим оборудованием и материалами, центр строительно-конструктивных игр, центр математики (игротека), физкультурно-оздоровительный центр. В ряде случаев в зависимости от возраста детей и вида учреждения оформляют центры кулинарии и ручного труда, манипулятивный центр, центры развития моторики и сенсорного развития. Модели конкретных центров варьируются исходя из возрастных возможностей дошкольников, требований образовательных программ. Важно, чтобы создаваемые центры строились на основе интеграции содержания и видов деятельности.

Желательно предусмотреть возможность трансформации и изменения расположения некоторых предметов мебели в центре по мере необходимости с помощью применения раздвижных перегородок-ширм, переносных матов, легко передвигаемой мебели-трансформера, использования пространствообразующих материалов.

Для создания индивидуального комфорта каждому ребенку должно быть обеспечено личное пространство: кроватка со стульчиком, полка в стеллаже, подушечка или коврик на полу. Для активизации субъектных проявлений, создания условий для проявления собственного «Я», развития рефлексии и самооценки следует обеспечить возможность демонстрации собственных детских успехов.

Важно создать в группе уютную естественную обстановку, гармоничную по цветовому и пространственному решению. Рекомендуется использовать светлые пастельные тона для оформления стен, подбирать мебель естественных оттенков. Желательно, чтобы предметы мебели гармонировали друг с другом, были оформлены в едином стиле. Для активизации эстетических впечатлений можно использовать различные «неожиданные» материалы, пособия: плакатную графику, художественные фотографии, предметы современного декоративного искусства.

Стоит подчеркнуть необходимость создания единого пространства детского сада (гармонии среды разных помещений групп, кабинетов и залов, дополнительных кабинетов, коридоров и рекреаций, физкультурного и музыкального залов, изостудии и театрального зала, «комнаты сказок» и зимнего сада, лаборатории и творческих мастерских, компьютерного класса, участка). Принципиально неверно прилагать усилия только для оформления и организации отдельного помещения (мини-музея, изостудии или лаборатории) или одного из центров. Не меньше внимания следует уделить обустройству других помещений.

Данных правил следует придерживаться и при оформлении пространства участка. Можно использовать некоторые переносные элементы: украшенные разноцветные стойки, рейки, выносные сиденья; элементы декора бассейна, периметра песочницы, ограждений деревьев привлекательными узорами (разноцветными рейками, нарисованными божьими коровками, бабочками, стрекозами). В канун праздников предусматривается украшение здания и прилегающей территории светящимися гирляндами, небольшими букетиками цветных листьев, снежинками и мозаиками на окнах.

В процессе проектирования среды важно продумать варианты ее изменения. Условно можно выделить следующие линии:

· времени (обновление пособий, обогащение центров новыми материалами и изменение организации пространства в течение года);

· освоенности (с ориентировкой на зону ближайшего развития детей и уже освоенного);

· стратегического и оперативного изменения (по мере решения конкретных задач и развертывания определенного вида деятельности).

Перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов

для оснащения дошкольного учреждения

Идеи относительно проектирования предметно-пространственной среды составляют основу Перечня оборудования, учебно-методических и игровых материалов для оснащения различных помещений дошкольного учреждения с учетом их функционального назначения, возраста детей и видового разнообразия*.

Представляемые материалы являются результатом научных исследований и обобщения педагогического опыта современных дошкольных образовательных учреждений, проводимых в 2006 г. под научным руководством директора Института детства РГПУ им. А.И. Герцена Н.А. Ноткиной и заведующей кафедрой дошкольной педагогики А.Г. Гогоберидзе.

Созданию методических рекомендаций, Перечня оборудования и материалов предшествовала масштабная работа по изучению практики современных дошкольных учреждений.

Отличие данных материалов от существующих разработок и пособий в том, что предпринята попытка обосновать модели построения предметно-развивающей среды и составить перечни оборудования и пособий не узконаправленного характера (по видам детской деятельности или возрастам), а одновременно по нескольким линиям, что создает целостное видение особенностей построения предметно-развивающей среды современного детского сада. Для того чтобы подчеркнуть специфику используемого оборудования, обосновать отбор и рекомендации по использованию пособий, компоновка перечней материалов и оборудования осуществлялась одновременно по следующим направлениям:

· возрастные группы. Представлены рекомендации по оснащению среды начиная с 1-й группы раннего возраста и заканчивая подготовительной группой детского сада, что позволяет более четко очертить линии преемственности в организации и наполняемости среды каждой возрастной группы;

· основные направления работы детского сада. Оборудование и материалы компонуются по направлениям развития детей (физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое). Отдельным блоком представлена игровая деятельность детей как ведущая и составляющая основу педагогического процесса в дошкольном возрасте;

· функциональное назначение помещений детского сада (приведены рекомендации по оснащению и организации групповых помещений (с подробным описанием пространств игровой комнаты, спального помещения, раздевальной, умывальной и туалетной комнат), а также музыкального зала и кабинета музыкального руководителя, физкультурного зала, бассейна, кабинетов психолога, логопеда, медицинского, методического кабинетов, кабинетов дополнительного образования (изостудии, театральной студии, компьютерного класса, экологической лаборатории и др.));

· виды дошкольных образовательных учреждений. При описании перечней оборудования, игрушек и материалов выделены инвариантный (минимальный основной перечень, обязательный для дошкольных образовательных учреждений всех видов) и вариативный (дополнительный) перечни. Основной перечень является достаточным для детских садов. Детские сады присмотра и оздоровления, компенсирующего и комбинированного видов, центры развития могут дополнять основной перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов в соответствии с реализуемыми целями и задачами.

Следует отметить, что в данных рекомендациях представлен своеобразный минимум – нижняя планка разнообразия и количества оборудования и игровых материалов. Понимая различия в материальных условиях дошкольных образовательных учреждений разных регионов, ориентирах построения предметной среды в разных образовательных программах, авторский коллектив стремился создать достаточно реалистичный перечень оборудования и игровых материалов. Опытные педагоги заметят отсутствие в предлагаемых перечнях некоторых широко используемых в практике современных детских садов пособий, материалов, оборудования (например, медиапроекторов, технических приспособлений).

Предлагаемый перечень составлялся с учетом положений разных образовательных программ. В случае отсутствия некоторых представленных в перечне пособий и материалов педагоги могут комплектовать среду группы пособиями-аналогами, указанными вариантами пособий. Именно с этой целью в кратких пояснениях к каждому перечню будут представлены обоснование отбора материалов и рекомендации по их использованию.

Перечни-таблицы помимо названий материалов и пособий содержат ориентировочные количественные показатели (на подгруппу, группу детей, для индивидуального пользования). Это позволит педагогам провести анализ и оценить имеющиеся в наличии материалы (ориентир для диагностики оснащения среды), дополнить среду недостающими материалами, более рационально организовать пространство группы.

На протяжении последних пяти лет данные методические материалы активно внедряются и апробируются. Содержащиеся в них идеи и основные положения регулярно обсуждаются на семинарах для руководителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

Тема 11.Диагностика компетентности дошкольника в области предматематики

Задание 1.Завершить фразы:

1) Назначение диагностики состоит …..

2) В ходе диагностики выясняется……

3) Критерии уровня развития следующие:…

Задание 2. Законспектировать лекцию № 21 в книге А.В. Белошистой («Формирование и развитие математических способностей дошкольников», 2004, с. 377-395).

Задание 3.Познакомиться с разными диагностическими методиками (не менее двух):

№ п/п Название методики, автор Возрастная группа Область математических знаний Диагностические задания (название, цель, инструкция-содержание) Критерии уровня развития
1.          
2.          

Задание 4. Охарактеризовать подход А.В. Белошистой к объяснению функции диагностики в дошкольном математическом образовании («Формирование и развитие математических способностей дошкольников», 2004, с. 364-369).

Задание 5.

5.1. Определить проблемы, связанные с внедрением компьютерных технологий в сферу обучения и диагностики знаний (философские, психолого-педагогические, санитарно-гигиенические).

5.2. Опираясь на анализ литературы, выяснить особенности использования компьютера, учитывая специфику воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения, сформулировать требования к использованию компьютера для обучения и диагностики дошкольников.

Список литературы для самостоятельного изучения

Основная

1. Галабова, Д. Тестирование: мотивация и результат : диагностика математических достижений детей дошкольного возраста / Д. Галабова // Пралеска. - 2000. - № 11. - С. 16-18.

2. Гершунский, Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы компьютеризации обучения / Б.С. Гершунский. – М., 1987. – 264 с.

3. Житко, И. В. Диагностика компетентности младших дошкольников в области математики / И. В. Житко // Пралеска. - 2004. - N2. - С. 19-21.

4. Житко, И. В. Педагогическая диагностика компетентности старших дошкольников в области математики / И. В. Житко // Пралеска. - 2004. - N1. - С. 9-12.

5. Конобеева, Е. А. Преемственность между детским садом и начальной школой в формировании элементарных математических представлений / Е. А. Конобеева // Начальная школа. - 2005. - N2. - С. 82-85.

6. Корнеева, Г. Современные подходы к обучению дошкольников математике / Г. Корнеева / / Дошкольное воспитание. - 2000. - N3. - С. 46-49.

7. Математика – это интересно: Игровые ситуации для детей дошкольного возраста. Диагностика освоенности математических представлений / Сост. З.А. Михайлова, И.Н. Чеплашкина – СПб., 2002. – 37 с.

8. Новоселова, С.Л., Петку, Г.П. Компьютерный мир дошкольника / С.Л. Новоселова, Г.П. Петку. – М., 1997. – 123 с.

9. Пралеска: программа дошкольного образования / Е.А. Панько и др. – Минск: НИО; Аверсэв, 2010. – 320 с.

Дополнительная

1. Атаханов, Р. Системы начального обучения: учебники по математике и математическое образование учащихся / Р. Атаханов // Педагогика. - 2000. - N1. - С. 40-47.

2. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников / А.В. Белошистая. – М.: Владос, 2004. – С.364-395.

3. Картавенко, Л. Д. Компьютер в детском саду / Л. Д. Картавенко // Ребенок в детском саду. - 2009. - N1. - С. 60-61.

4. Конобеева, Е. А. Преемственность между детским садом и начальной школой в формировании элементарных математических представлений / Е. А. Конобеева // Начальная школа. - 2005. - N2. - С. 82-85.

5. Кушнир, Н.Я. Детский сад – школа: Проблемы преемственности: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Я. Кушнир. – Мн.: Полымя, 2000. – С. 11-25, 63-72.

6. Программа для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования с русским языком обучения с 12-летним сроком обучения. – Минск: НИО, 2004. – С. 94-99.

7. Содержание диагностической и коррекционной работы в детских дошкольных учреждениях / Под ред. Н.Я. Кушнир. – Минск, 1996. – 241 c.

Тема 12. . Педагогическое проектирование процесса предматематической подготовки дошкольника

Задание 1. Найти правильное определение понятий:

План – это … вид деятельности, связанный с постановкой целей, задач и действий в будущем
Планирование – это …. заранее намеченная система мероприятий: порядок, последовательность и сроки выполнения работ
Проектирование (педагогическое)  
Моделирование (педагогическое)  

Задание 2. Завершить фразу: «Планирование эффективно при соблюдении главных условий:

1) знание педагогом …….

2) четкое представление о ……

3) выбор……»

Задание 3.Изучить месячный план работы воспитателя одной из возрастных групп и выписать все формы специально организованной работы с детьми по математическому развитию. Указать время проведения каждой формы работы в течение дня.

№ п/п Формы работы Место в режиме дня
1.    
2.    

Сделать педагогические выводы.

Задание 4. Составить перспективные планы работы на неделю для детей младшей, средней и старшей группы. В качестве примера использовать материалы МО 8.

Задание 5. На основе изучения главы «Профессиональная подготовка воспитателя к проведению занятия по математике» из книги А.В. Белошистой «Формирование и развитие математических способностей дошкольников» (2004, с. 295-324), учебной программы дошкольного образования составить советы для воспитателя конкретной возрастной группы (младшей, средней или старшей) по планированию работы с детьми по математическому развитию. Указать формы специально организованной работы, частоту их планирования и математическое содержание, которое осваивают дети в процессе каждой формы работы.

МО 8

СТРУКТУРА ПЕРСПЕКТИВНОГО ПЛАНА

(СТАРШАЯ ГРУППА)

Дни недели 1-ая неделя 2-ая неделя 3-ая неделя 4-ая неделя
Понедельник 1.Познание окружающего мира «……» 2.Рисование предметное (по представлению) «……» 3. Физкультура 1.Познание окружающего мира «……» 2.Рисование предметное (с натуры) «…….» 3. Физкультура 1.Познание окружающего мира «……» 2.Рисование сюжетное «…….» 3. Физкультура 1.Познание окружающего мира «……» 2.Рисование по замыслу «……» 3. Физкультура
Вторник 1. Развитие речи на бел. языке «…..» 2. Лепка предметная «….» 3.Музыкальное занятие 4. Физкультура на воздухе 1. Развитие речи на бел. языке «…..» 2. Лепка сюжетна «…..» 3.Музыкальное занятие 4. Физкультура на воздухе 1. Развитие речи на бел. языке «…..» 2. Лепка декоративная «….» 3.Музыкальное занятие 4. Физкультура на воздухе 1. Развитие речи на бел. языке «…..» 2. Лепка по замыслу «….» 3.Музыкальное занятие 4. Физкультура на воздухе
Среда 1.Обучение грамоте «…..» 2. Аппликация предметная (декоративная) «…..» 3. Физкультура на воздухе 1. Обучение грамоте «…..» 2.Конструированиеиз строительного материала «…..» 3. Физкультура на воздухе 1. Обучение грамоте «…..» 2. Аппликация сюжетная «…..» 3. Физкультура на воздухе 1. Обучение грамоте «…..» 2.Конструировани из природного (бросового) материала «…..» 3 Физкультура на воздухе
Четверг 1. Математика «…..» 2. Развитие речи «…..» 3.. Физкультура 1. Математика «…..» 2. Развитие речи «…..» 3. Физкультура 1. Математика «…..» 2.Развитие речи «…..» 3. Конструирование из бумаги «……» 4. Физкультура 1. Математика «…..» 2. Развитие речи «…..» 3. Физкультура
Пятница 1. Познание окружающего мира «……» 2. Рисование декоративное «…..» 3.Музыкальное занятие 4. Физкультура на воздухе 1. Познание окружающего мира «……» 2. Рисование декоративное «…..» 3.Музыкальное занятие 4. Физкультура на воздухе 1. Познание окружающего мира «……» 2. Рисование декоративное «…..» 3.Музыкальное занятие 4. Физкультура на воздухе 1. Познание окружающего мира «……» 2. Рисование декоративное «…..» 3.Музыкальное занятие 4. Физкультура на воздухе

Список литературы для самостоятельного изучения

Основная

1. Житко, И.В. Нас окружают пространство, время и число: Учеб. пособ. для воспитанников ст. ступени (от 5 до 6 лет) / И.В. Житко – Минск: «Сэр-Вит», 2003. – 56 с.

2. Жытко, І.Ул. Гуляем, навучаем, развіваем, знаёмім дзяцей з матэматыкай / І.Ўл. Жытко, В.П. Бараноўская, Л.С. Хадановіч. – Мінск: Нар. асвета, 1997. – 181 с.

3. Планирование занятий по математике в старшей разновозрастной группе // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 4. - С. 17 - 20.

4. Планирование работы дошкольного учреждения: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / И.В. Житко, О.П. Жихар, З.В. Кощеева, А.М. Сташенкова. – Минск: Універсітэцкае, 2001. – С. 41-71.

5. Пралеска: программа дошкольного образования / Е.А. Панько и др. – Минск: НИО; Аверсэв, 2010. – 320 с.

6. Теория и методика развития математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6-ти частях / Сост. З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая. – СПб., 1994. – Ч. 4-6. – С. 108-164.

7. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: учеб. пособие / Под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1988. – С. 287-290.

Дополнительная

1. Белошистая, А.В. О возможности влияния математического образования на личностное развитие ребенка дошкольного и младшего школьного возраста / А.В. Белошистая // Педагогические технологии. - 2007. - № 1. - С. 16-22.

2. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников / А.В. Белошистая. – М.: Владос, 2004. – С. 295-324.

3. Богатенко, А. Введение в мир математики: планирование / А. Богатенко // Пралеска. - 1999. - N1. - С. 31-34.

4. Ботян, Т.В. Психолого-педагогическое обоснование сущностной характеристики понятия «предматематическая подготовка» / Т.В. Ботян // Псiхалогiя. - 2007. - № 4. - С. 42-47.

5. Галабова, Д. «Предматематика»: от теории к практике / Д. Галабова // Пралеска. - 2000. - № 12. - С. 18-19.

6. Гербова, В.В. Планирование занятий по математике / В.В. Гербова // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 3. - С. 14-22.

7. Ерофеева, Т.И. Планирование занятий по математике / Т.И. Ерофеева // Ребенок в детском саду. - 2004. - № 4. - С. 3-10.

8. Калинина, Г.П. Формирование математической культуры у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Г.П. Калинина // Начальная школа. - 2007. - № 4. - С. 35-39.

9. Калинченко, А.В. Методические подходы к организации и проведению занятий по математике / А.В. Калинченко // Ребенок в детском саду. - 2006. - № 4. - С. 13-21.

10. Калинченко, А.В. Методические подходы к организации и проведению занятий по математике / А.В. Калинченко // Ребенок в детском саду. - 2006. - № 6. - С. 2-5.

11. Калинченко, А.В. Методические подходы к организации и проведению занятий по математике / А.В. Калинченко // Ребенок в детском саду. - 2007. - № 1. - С. 2-5.

12. Калинченко, А.В. Методические подходы к организации и проведению занятий по математике / А.В. Калинченко // Ребенок в детском саду. - 2007. - № 3. - С. 13-19.

13. Соловьева, Е. Планирование занятий по математике / Е. Соловьева // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 9. - С. 36-41.

14. Соловьева, Е. Планирование занятий по математике / Е. Соловьева // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 1. - С. 26-29.

15. Соловьева, Е. Планирование занятий по математике / Е. Соловьева // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 10. - С. 12-15.

16. Соловьева, Е. Планирование занятий по математике в подготовительной к школе группе / Е. Соловьева // Дошкольное воспитание. - 1999. - N6. - С. 17-22.

17. Соловьева, Е. Планирование занятий по математике в подготовительной к школе группе / Е. Соловьева / / Дошкольное воспитание. - 1999. - N8. - С. 9-12.

18. Соловьева, Е. Планирование занятий по математике в разновозрастной группе детского сада (2-4,5 года) / Е. Соловьева // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 10. - С. 38-41.

19. Соловьева, Е. Планирование занятий по математике в разновозрастной группе детского сада (2-4,5 года) / Е. Соловьева // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 12. - С. 5-15.

20. Соловьева, Е. Развитие математических представлений и логических операций по программе «Радуга» / Е. Соловьева // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 8. - С. 2-9.

Вопросы к зачету по курсу «Т и МФЭМП»

Наши рекомендации