Особенности научного познания. Наука и философия, наука и искусство
Научное знание представляет собой дальнейшее усовершенствование и развитие обыденного знания. Рассматривая вопрос об их соотношении, следует избегать двух крайностей.
Во-первых, забывать о связи и преемственности между ними. Эта связь заключается, прежде всего, в том, что они имеют общую цель – дать объективно верное знание о действительности, и поэтому опираются на принцип реализма, который в обыденном сознании ассоциируется с так называемым здравым смыслом. Научное мышление возникает на основе предположений здравого смысла, которые в дальнейшем подвергаются уточнению, исправлению или замене другими положениями.
Во-вторых, следует помнить о качественном различии обыденного и научного знания. Здесь можно выделить несколько аспектов:
1. обыденное познание отражает только те объекты, которые в принципе могут быть преобразованы в наличных исторических условиях, а наука способна изучать и такие области действительности, которые могут стать предметом освоения только в практике далекого будущего.
2. Наука же стремится как можно более четко определять понятия, вырабатывая свой понятийный аппарат.
3. Наука также нуждается и в особой системе средств (экспериментальная база научного исследования: измерительные инструменты, приборах и т.д.)
4. Для обоснования истинности научных знаний нужны специфические способы, каковыми являются тщательно подготовленные эксперименты (практический критерий) и выводимость одних знаний из других, истинность которых уже доказана (логический критерий).
5. Приемы, посредством которых предмет повседневного опыта выделяется и фиксируется в качестве объекта обыденного познания, сами вплетены в этот опыт. В научном же познании уже само обнаружение объекта, свойства которого подлежат дальнейшему изучению, составляет весьма трудоемкую задачу, решение которой, как и других (более сложных) задач всегда сопровождается разработкой и применением научной методологии и методики.
6. Научное познание предполагает специфические характеристики субъекта научной деятельности – ученого, требуют особой его подготовки, в ходе которой осваиваются исторически сложившиеся средства научного исследования, происходит обучение приемам и методам оперирования этими средствами.
НАУКА И ФИЛОСОФИЯ. При рассмотрении вопроса о соотношении философии и науки имеется, по крайней мере, три аспекта его интерпретации: 1) является ли философия наукой; 2) взаимодействие философии и частных (конкретных) наук; 3) соотношение философии и вненаучного знания.
Первый аспект. Нельзя отрицать научного характера философии вообще, как одного из мощных потоков развития человеческого знания и культуры. И если к ней подходить не только со стороны конкретных концепций, а рассмотреть с позиции историй, то можно обнаружить преемственность в развитии философского знания, его проблематики, общность категориального аппарата и логики исследования. Выводы, полученные в рамках философии, служат не только средством получения научного знания, но и сами входят в содержание науки. У философии имеется свой специфический язык и свой категориальный аппарат.
Второй аспект — взаимодействие философии и частных (конкретных) наук. Конкретные науки имеют собственный предмет исследования, свои законы и методы, свой уровень обобщения знания. Философия же делает предметом своего анализа обобщения частных наук, т.е. она имеет дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения. Если первичный уровень приводит к формулированию законов конкретных наук, то задача второго уровня — выявление более общих закономерностей и тенденций. Основным методом философии - теоретическое мышление, опирающееся на достижения частных наук. Крупнейшие открытия в конкретных науках способствовали и интенсивному развитию философии. Достаточно указать на огромное влияние, которое оказали успехи естествознания в Новое время, в конце XIX — начале ХХ вв. на развитие философского знания.
Однако философия не только испытывает влияние со стороны частных наук, но и сама оказывает воздействие на их развитие, причем опять-таки как положительное, так и отрицательное. Ее влияние осуществляется через философское мировоззрение, которое воздействует на первоначальные позиции ученого, его отношение к миру и познанию, а также на его отношение к необходимости развития той или иной конкретной области знания (например, ядерной физики, евгеники, генной инженерии и т.п.).
Третий аспект — философия и вненаучное знание. При этом вненаучное знание мы разделим, с известной долей условности, на заблуждения, связанные с исследованиями людей, убежденных, что они создают подлинную науку, и паранауку (антинауку, псевдонауку, «альтернативную науку»), куда входят такие «науки», как астрология, оккультные «науки», магия, колдовство и т.д.
НАУКА И ИСКУССТВО. Искусство – это форма общественного сознания, которая отражает мир посредством худ. образа. Целью искусства является поиск худ.идеала, поиск прекрасного, воспитание худ.вкуса. Искусство имеет более исторический, более конкретный характер, чем наука. Оно носит личностно-субъективный характер как с точки зрения творца, так и с точки зрения потребителя. Ценность произведений искусства субъективна, а выводы науки – объективны. И наука, и искусство носят гносеологический характер, но не стоит смешивать науку и искусство.
И наука, и искусство познают мир. Различны лишь формы отражения. Искусство отражает мир в образной форме, наука - в понятиях, законах, категориях. В науке результат познания - закон - инвариантен по отношению к человеческому познанию. В искусстве окончательный результат индивидуален. В качестве примера можно привести трагедию "Фауст" Гете. До него к образу Фауста обращались многие авторы, но лишь "Фауст" Гете стал шедевром.
Наука - это строгая, непротиворечивая система знаний - закономерностей, законов, категорий, - отражающая окружающий нас мир. Искусство - это отражение образное, интуитивное. Бывает, что некоторые научные задачи решаются на интуитивном уровне. В этом случае наука приобретает черты искусства.
То, что в науке материал вспомогательный, сырой, в искусстве - вполне самостоятельный.
Существует взаимосвязь между наукой и искусством. Наука, особенно в настоящее время, оказывает значительное влияние на искусство, она дает новые средства, новую реальность