Структура и методы теоретического исследования
В отличие от эмпирического исследования, в теоретическом доминируют формы рационального познания, хотя используются и наглядные представления. Даже сложные математизированные теории включают в свой состав представления типа идеального маятника, абсолютно твердого тела и др. Основными критериями, по которым различаются теоретическое и эмпирическое познании, являются: а) характер предмета исследования; б) тип применяемых средств исследования; в) особенности метода.
Структура теоретического уровня знаний. Здесь тоже можно выделить два подуровня. Первый – частные теоретические модели и законы, относящиеся к достаточно ограниченной области явлений. Примерами таких частных теоретических законов могут служить закон колебания маятника в физике или закон движения тел по наклонной плоскости, которые были найдены до того, как была построена ньютоновская механика.
Второй подуровень теоретического знания – развитая теория. В ней все частные теоретические модели и законы обобщаются и выступают как следствия фундаментальных принципов и законов теории. Иначе говоря, строится некоторая обобщающая теоретическая модель, которая охватывает все частные случаи, и применительно к ней формулируется некоторый набор законов, которые выступают как обобщающие по отношению ко всем частным теоретическим законам.
Основным методам теоретического исследования:
абстрагирование – процесс мысленного отвлечения от ряда несущественных свойств и связей изучаемого объекта с одновременным выделением интересующих исследователя существенных его свойств и связей; выяснение того, какие из свойств являются существенными, а какие нет, решается прежде всего в зависимости от природы изучаемого предмета и от конкретных задач исследования;
обобщение – тесно связанный с абстрагированием процесс установления общих свойств и признаков предметов; обратный процесс мысленного перехода от более общего к менее общему называется ограничением;
идеализация – мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных (идеализированных) объектов, принципиально не осуществимых в действительности (точка, идеальный газ, абсолютная плотность и др.), но при этом являющихся весьма сложным и очень опосредованным выражением реальных предметов и процессов;
логический анализ, представляющий собой мысленное выделение в объекте его сторон и составных частей с целью их более тщательного изучения, и синтез – обратный по направлению мысли процесс соединения изученных в анализе сторон и частей в единое взаимосвязанное целое, позволяющее понять объект изучения системно, а значит, более глубоко; анализ и синтез взаимообусловливают друг друга, хотя некоторые виды научной деятельности являются по преимуществу аналитическими или же синтетическими;
логическая индукция – такой метод мышления, посредством которого выводится, что истинное в каких-либо частных случаях наблюдаемого явления, будет истинным и в других, сходных с ним случаях, и дедукция – обратный процесс, в котором истинное для всего класса изучаемых явлений распространяется на часть или даже на каждое явление, принадлежащее к данному классу; эти методы также взаимно дополняют и обусловливают друг друга;
аналогия – движение мысли от общности одних свойств и отношений у сравниваемых предметов или процессов к общности других свойств или отношений; этот метод всегда дает лишь вероятностный результат, но для повышения его достоверности следует выполнять ряд требований, как то: а) круг совпадающих свойств и отношений объектов должен быть как можно шире, б) переносить от одного объекта к другому лишь существенные свойства и отношения, в) переносимые свойства и отношения в сравниваемых объектах должны быть системно связаны с наблюдаемыми у них общими свойствами или отношениями;
моделирование – осуществляемое на основе научной аналогии воспроизведение свойств, структур или функций объекта познания (образца) на заменяющей его специально созданной или подобранной упрощенной его модели с дальнейшим переносом результатов, полученных при изучении модели, на образец.
Наряду с общелогическими методами в теоретическом исследовании используются и другие, специально для этого разработанные:
формализация – отображение содержательного знания в знаково-символическом виде искусственных языков (математики, физики, химии и т. п.), служащее необходимой предпосылкой для алгоритмизации и программирования в научных исследованиях. Использование научной символики, в которой каждый символ строго однозначен по смыслу, позволяет избежать ошибок, связанных с многозначностью обыденного языка, что становится особенно важным в наше время всеобщей информатизации и компьютеризации.
аксиоматический метод – способ построения научной теории, при котором в ее основу кладутся некоторые исходные положения (аксиомы, постулаты), из которых выводятся чисто логическим путем, посредством доказательства все остальные утверждения этой теории; доказательство при этом представляет собой некоторую последовательность формул, каждая из которых есть либо аксиома, либо получается из предыдущих формул по какому-либо правилу вывода;
гипотетико-дедуктивный метод – метод теоретического познания, заключающийся в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых в конечном счете выводятся утверждения об эмпирических фактах; заключение, полученное на основе данного метода, неизбежно будет иметь вероятностный характер;
Структурно-функциональный метод – строится на основе выделения в целостных системах их структуры, т. е. совокупности устойчивых отношений и взаимосвязей между ее элементами и их функций в системе относительно друг друга; структура понимается как нечто инвариантное при определенных преобразованиях, а функция как «назначение» каждого из элементов данной системы;
Вероятностно-статистические методы, основанные на учете действия множества случайных факторов, характеризующихся устойчивой частотой или периодичностью. Это позволяет увидеть пробивающуюся через это множество случайностей необходимость, т. е. закономерность; указанные методы широко применяются при изучении массовых явлений случайного характера в таких науках, как квантовая механика, синергетика, социология и др.
Основания науки.
ОСНОВАНИЯ НАУКИ — фундаментальные представления, понятия и принципы науки, определяющие стратегию исследования, организующие в целостную систему многообразие конкретных теоретических и эмпирических знаний и обеспечивающие их включение в культуру той или иной исторической эпохи.
Проблема оснований науки активно разрабатывалась в философии науки 20 в. Возрастающий интерес к этой проблематике был стимулирован: научными революциями 20 в. (в физике, космологии, биологии); появлением новых направлений и отраслей науки (кибернетики, теории информации); усилившимися процессами дифференциации и интеграции наук. Во всех этих ситуациях возникала потребность осмысления фундаментальных понятий, идей и образов, определяющих стратегии научного исследования и их историческую изменчивость.
Ряд компонентов и аспектов оснований науки был выявлен и проанализирован в западной философии науки 2-й пол. 20 в. Т. Кун обозначил их как парадигму; С. Тулмин — как “принципы естественного порядка”, “идеалы и стандарты понимания”; в концепции Дж. Холтона они были представлены как фундаментальные темы науки; И. Лакатос описывал их функционирование в терминах исследовательских программ; Л. Лаудан анализировал их как исследовательскую традицию, которая характеризуется принимаемыми методологическими и онтологическими допущениями и запретами. В отечественной философии науки проблематика оснований науки исследовалась как в аспекте внутренней структуры и динамики научного знания, так и в аспекте его социокультурной обусловленности, что позволило более аналитично представить структуру и функции оснований науки.
Структура оснований науки определена связями трех основных компонентов: 1) идеалов и норм исследования, 2) научной картины мира, 3) философских оснований науки.
Основания науки выполняют следующие функции: 1) определяют постановку проблем и поиск средств их решения, выступая в качестве фундаментальной исследовательской программы науки; 2) служат системообразующим базисом научного знания, объединяя в целостную систему разнообразие теоретических и эмпирических знаний каждой научной дисциплины; определяют стратегию междисциплинарных взаимодействий и междисциплинарного синтеза знаний; 3) выступают опосредствующим звеном между наукой и другими областями культуры, определяют характер воздействия социокультурных факторов на процессы формирования теоретических и эмпирических знаний и обратное влияние научных достижений на культуру той или иной исторической эпохи. Трансформация оснований науки происходит в эпохи научных революции и выступает основным содержанием революционных преобразований в науке. Эти трансформации определяют формирование новых типов научной рациональности.