Философские основания естествознания
Философские основания естествознания- взгляды на то, что является философскими вопросами естествознания, исторически менялись с развитием науки.
В 17-18 вв. философскими считались вопросы о природе теплоты, электричества, магнетизма, о свойствах атомов, строении Солнечной системы, причинах болезни и т.п. По мере их решения они переходили в ведение физики, астрономии или медицины.
В качестве критерия философского характера той или иной естественно-научной проблемы принимается наличие в ней гносеологических аспектов; мировоззренческие, методологические и социальные проблемы также считаются философскими.
Информация, имеющая глобальное мировоззренческое или социальное значение, входит в систему философских знаний. Если выводы имеют конкретно методологический смысл, они включаются в теорию фундаментальных наук.
Та или иная философская категория, имеющая общенаучное значение и интенсивно используемая в частных науках, детально разрабатывается в её смысловом содержании в контексте науки и философии. Старые же философские категории или принципы, не используемые в науке, и в философии со временем выходят из употребления и представляют лишь исторический интерес.
Мировоззренческие основания включают в себя совокупность фундаментальных принципов и законов, отражающих наиболее общие, или универсальные, свойства и законы бытия, материи, важнейшие стороны действительности.
Методологические основания-это принципы познавательной деятельности, законы развития и смена теорий, взаимоотношения между различными теориями, совокупность методов научного познания. В системе методологических оснований раскрывается взаимоотношение между общими методами познания: индуктивным, дедуктивным, аксиоматическим, моделирования, системно-структурным.
Социальные основания теории включают в себя систему принципов и положений, определяющих место данной науки в общем человеческом знании, её цель и назначение в плане удовлетворения социальных потребностей и ориентации, взаимоотношение науки и производства, науки и общественных отношений морали, искусства, эстетические аспекты в научном творчестве и в развитии теории, движущие силы и закономерности развития теорий как социальных явлений.
Рациональное решение проблемы взаимодействия естествознания и философии связано с рядом соображений. Во - первых, воздействие философских принципов на процесс научного исследования, как правило, осуществляется не прямо, а сложным опосредованным путем - через методы, формы и концепции других методологических уровней (прежде всего через общенаучный). Философия влияет на научное исследование на всех его стадиях, но в самой большой степени - при построении фундаментальных теорий. Во-вторых, философия - один из элементов научного поиска, а ее принципы - один из факторов поиска (наряду с опытом, интуицией, фантазией, воображением и т.д.).Поэтому даже при наличии хорошо обоснованных философских принципов положительный результат не гарантирован.
Итак,
· философия дает конкретным естественным наукам общие методологические принципы, которые функционируют в науке в виде универсальных норм, образующих в совокупности методологическую программу самого высокого уровня.
· Философия разрабатывает наиболее общую картину мира, строит определенные универсальные модели реальности, сквозь призму которых ученый смотрит на свой предмет исследования.
· Философия, синтезируя все знания, представляя мир в его универсальных характеристиках, дает общее видение мира, всеобщую основу для разработки конкретно научных представлений о мире.
· Философия помогает исследователю выбрать характерную для конкретной науки систему категорий, принципов, понятий и других средств и форм познания, определенные мировоззренческие и ценностные установки и т.д.
Знаковые системы.
Знаковые системы - совокупность знаков с внутренней структурой, явными или неявными правилами образования, осмысления и употребления ее элементов, служащую для осуществления индивидуальных и коллективных процессов.
Знак – материальный объект, выступающий аналогом другого объекта(предмета, свойства, явления, понятия, действия),заменяющий его.
Изучением знаков и знаковых систем занимается семиотика.
В передаче информации важную роль играют языки - знаковые сис-мы, соотносящие понятийное содержание и типовое звучание(написание).Различают естественные и искусственные языки.
Естественные языки – это естественно возникшая на определенной стадии развития человеческого обществазнаковая система, обладающая свойством социальной предназначенности.
Искусственные языки – знаковые системы, создаваемые для использования в тех областях, где применение естественного языка менее эффективно или невозможно. Они разделяются на неспециализированные(международные языки, в наибольшей степени сходные с естественными) и специализированные(символические языки науки (языки математики,логики,лингвистики,химии и др.) и языки человеко-машинного общения).
8.Сущность математики и история ее развития.
естествознание тесно связано с математикой, которая, исследуя формы и отношения, встречающиеся в природе, обществе, а также в мышлении, отвлекается от содержания и исключает из допускаемых внутри нее аргументов наблюдение и эксперимент. Математику нельзя причислить к естествознанию или общественным наукам: естествознание непосредственно изучает природу, а математика изучает не сами объекты действительности, но математические объекты, которые могут иметь прообразы в действительности.
Формирование математики как самостоятельной отрасли научного знания обычно относят к античности. В это время появляются различные представления о соотношении математических образов и реальных природных объектов, следовательно, о соотношении математики и естествознания . Так, Платон считал, что понимание физического мира может быть достигнуто только с помощью математики, ибо «Бог вечно геометризует».
Великий писатель, мыслитель и естествоиспытатель И.В. Гёте воспринимал неживую природу и все живое (включая человека) как единое целое и придавал большое значение интуиции и опыту. Гёте считал, что световые и другие природные явления должны наблюдаться в их естественном виде, так как эксперимент и количественный анализ мало помогают в понимании подлинной их сущности: он полагал, что эта сущность познается только непосредственным опытом и интуицией.
В XIX в. с резкой критикой экспериментального изучения явлений природы выступил А. Шопенгауэр. Он вообще отрицал какую-либо пользу от применения математического языка к изучению природы. Даже сами математические доказательства Шопенгауэр называл «мышеловки», считая, что они не дают истинного представления о реальных процессах.
Многие выдающиеся ученые XX в., в особенности физики, говорили о значении математики как важнейшего средства для точного выражения научной мысли. Н. Бор указывал на огромную роль математики в развитии теоретического естествознания и говорил, что математика - это не только наука, но и язык науки. Р. Фейнман отмечал, что математика - это язык плюс мышление, как бы язык и логика вместе.