Философские проблемы естествознания

Аннотации рабочих программ

Философские проблемы естествознания

Шифр дисциплины

по УП:М0.Б.1

Год обучения: 1 год, 1 семестр

Число кредитов/часов:

2 з. е./ 72часа

Курс «Философские проблемы естествознания» является составной частью гуманитарного образования студентов, занимающихся по магистерской программе. Цель курса - сформировать целостное философски осмысленное представление на современную естественнонаучную картину мира.
В связи с этим, содержание дисциплины включает в себя целостное изложение основных философских проблем современного естествознания, акцентируя внимание на философских аспектах биологии и экологии. Это обусловлено основным направлением специализированной подготовки магистров в ХГУ. Кроме того, материал дисциплины ориентирован как на философские проблемы, относящиеся к современным представлениям о мироздании, так и на проблемы, представляющие анализ форм и методов научного познания.

Экономика и менеджмент высоких технологий

Шифр дисциплины по УП:МО. Б.2

Год обучения: 1год, 1 семестр

Число кредитов/часов

2з. е./72 часа

Целью освоения данной дисциплины является изучение основных закономерностей развития инновационной деятельности хозяйствующих субъектов, выработка практических навыков работы с новейшими методиками и инструментами управления нововведениями.

Дисциплина формирует и развивает у обучающихся следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

способность к инновационной деятельности (ОК-2); способность к адаптации и повышению своего научного и культурного уровня
(ОК-3); учит применять методические основы проектирования и выполнения полевых и лабораторных биологических и экологических исследований с использованием современной аппаратуры и вычислительных комплексов, генерирует новые идеи и методические решения (ПК-11).

В процессе освоения дисциплины используются следующие образовательные технологии, способы и методы формирования компетенций: лекция-визуализация, проблемная лекция, написание рефератов, творческие задания, проектные технологии, тестирование.

Итоговой формой отчета является зачет.

Иностранный язык

Шифр дисциплины по УП:М0.Б.3

Год обучения: 1 год, 1 семестр

Число кредитов/часов:2 з. е./72 часа

Целью курса является овладение студентами необходимым и достаточным уровнем иноязычной коммуникативной, общекультурной, профессиональной компетентности, необходимой для решения социально-коммуникативных задач в различных областях профессиональной, научной, культурной и бытовой сфер деятельности, при общении с зарубежными партнерами, а также для дальнейшего самообразования. Данный курс предполагает дальнейшее развитие компетенций, сформированных в средней общеобразовательной школе. Обучение иностранному языку в вузе обеспечивает преемственность с дальнейшей профессиональной подготовкой выпускников.

Инновационное обучение в школе и вузе

Шифр дисциплины по УП:М0.В.1

Год обучения: 1 год, 1 семестр

Число кредитов/часов:2 з. е./72 часа

Социальная экология и природопользование

Шифр дисциплины

по УП:М0.ДВ1.1

Год обучения:1 год, 2 семестр

Число кредитов/часов:

2 з. е./72 часа

Социальная экология – это новое междисциплинарное научное направление на стыке естественных и гуманитарных наук. В связи с этим в содержании дисциплины нашли отражение наиболее общие и важные проблемы социальной экологии, такие как история взаимоотношений общества и природы, современная экологическая ситуация, научно-технические и социальные аспекты природопользования.

В основе преподавания дисциплины лежит принцип системности окружающего мира. Содержание курса знакомит с основными экологическими законами, структурой и функционированием биосферы как глобальной экосистемы. Особое внимание уделяется вопросам рационального природопользования и охраны природы, включая реальности и перспективы Международного сотрудничества в области охраны природы.

Экологический менеджмент

Шифр дисциплины по УП: М0.ДВ1

Год обучения: 1 год, 2 семестр

Число кредитов/часов: 2 з. е./72 часа

Курс направлен на развитие у студентов современных представлений об экологическом менеджменте и аудите. Совершенствование профессионального мастерства через изучение основ организации и функционирования современных предприятий, принципов управления предприятия, особенностей внедрения системы менеджмента качества и экологического менеджмента, основ работы различных форм экологической службы предприятия. Учебная задача курса состоит в том, чтобы углубить знания студентов в области организации экологических производств и технологических процессах, научить использовать нормативно-правовые основы управления природопользованием, грамотно применять экологические законы и правила при анализе различных видов хозяйственной деятельности человека, анализировать экологические проблемы и пути их решения.

На лекциях рассматриваются принципиальные положения менеджмента, основные подходы к управлению, внедрение и развитие системы правления качеством, основные направления совершенствования управления качеством на предприятии. На практических занятиях студенты приобретают и закрепляют навыки практической работы со статистическими данными, характеризующими особенности внедрения экологического менеджмента, учатся формулировать экологические цели, выделять аспекты оценки воздействия на окружающую среду.

Компьютерные технологии в биологической науке и образовании

Шифр дисциплины по УП: М1. Б.1

Год обучения: 1 год, 2 семестр

Число кредитов/ часов:

2 з. е./72 часа

Цельюучебной дисциплины «Компьютерные технологии в биологической науке и образовании» является формирование и развитие у обучающихся следующих компетенций: ОК-2,3,6; ПК 5,6,12,13,16.

Курс предполагает освоение на базовом уровне, как типовых компьютерных, Internet-технологий в биолого-экологических исследованиях и в образовательной практике, так и специализированных биологических программ.

Программа дисциплины включает два раздела:

1) информатизация и технологическое обеспечение информационных систем научной деятельности,

1) информатизация и технологическое обеспечение информационных систем образовательной деятельности.

Основное содержание разделов программы: информатизация общества и современные информационные технологии, аппаратное обеспечение современных информационных технологий, средства телекоммуникации вычислительных систем и сетей, построение глобальных сетей, приложения современных информационных технологий, компьютерные технологии исследования эколого-биологических моделей, экспертные системы как направление исследований искусственного интеллекта, информационные технологии в образовании.

Экологический мониторинг

Шифр дисциплины по УП: М1. ДВ1

Год обучения: 1 год, 1 семестр

Число кредитов/часов:1 з. е./36 часов

Настоящий курс посвящен изучению экологического мониторинга, как многоцелевой системе. В ходе лекций студенты рассматривают особенности процессов и явлений, происходящих в природной среде под воздействием хозяйственной деятельности человека, а также методы оценки параметров окружающей среды, процессы, происходящие в техногенных системах и их влияние на окружающую природную среду. Во время практических работ студенты определяют качество компонентов окружающей среды (поверхностная и питьевая вода, продукты питания, почва и др.).

В результате изучения курса студенты будут иметь представления о структуре и задачах Государственной системы экологического мониторинга загрязнения природной среды, современной базе технических средств контроля качества природной среды; знать назначение и классификацию мониторинга среды и ее отдельных подразделений, методы наблюдений и наземного обеспечения; уметь определять приоритетные загрязнители для объекта мониторинга и методы их практического контроля в соответствии с типовыми программами наблюдений, владеть основными приемами химического эксперимента. Анализировать полученные экспериментальные данные с эколого-химической точки зрения.

Учение о биосфере

Шифр дисциплины

по УП: М2.Б.3

Год обучения:1 год, 1 семестр

Число кредитов/часов:

5 з. е./180 часов

Основная цель преподавания дисциплины – формирование основных понятий учения о биосфере как закономерного развития науки ХХ века, новой парадигмы отношения человека к окружающей среде, возникновения и эволюции жизни во вселенной как основы концепции «устойчивого развития» человечества на планете.

Биосфера рассматривается как глобальная экосистема. В дисциплине излагаются общие экологические закономерности взаимодействия со средой обитания всех живых организмов, а также экология человека и его биосоциальная сущность и вопросы эволюции биосферы.

Эволюционная экология

Шифр дисциплины по УП:М2. В3

Год обучения:2 год, 3 семестр

Число кредитов/часов: 3 зачетных единицы/108 часов

Дисциплина «Эволюционная экология», предназначенная для студентов, обучающихся по направлению подготовки 020400 «Биология», магистерской программы «Сохранение биоразнообразия и рациональное природопользование»с целью получения представления студентами о широком полотне развития жизни на нашей планете от её зарождения (происхождение жизни) до наших дней и путях управления развитием органического мира.

Давно уже привлекает внимание исследователей огромное разнообразие живых организмов, их жизненных форм, сложность внешней и внутренней структуры, сходство химического состава, приспособительная направленность всех признаков. Приспособление (адаптивность) организмов к разным условиям среды обусловлено в пределах гомеостаза их внутренними и внешними характеристиками, а экосистем - в пределах устойчивости связей между составляющими их популяциями и организмами разных видов.

Для специалистов в различных областях биологии большой интерес представляет спектр вопросов от собственно происхождения живых организмов до образования у них сложных структур (внутренних и внешних), а также под влиянием каких факторов происходили такие изменения. Научные основы объяснения этих и других явлений в биосфере заложены в эволюционной теории развития органического мира. Таким образом, эволюционная экология является теоретической основой экологии как биологической науки.

Региональная экология

Шифр дисциплины

по УП: М2.В.4

Год обучения:2 год, 1 семестр

Число кредитов/часов:

4 з. е./144 часа

Региональная экология является дисциплиной регионального компонента. Отбор содержания производился таким образом, чтобы сформировать у студентов представление об экологии, как комплексной науки о взаимоотношении природы и человека.

Целями дисциплины «Региональная экология» являются: формирование у студентов основ научных знаний по современной экологии; знакомство с многообразием растительного и животного мира; знакомство с растительным и животным миром Республики Хакасия" href="/text/category/hakasiya/" rel="bookmark">Хакасия и региональными проблемами охраны природы. Особое внимание уделяется современным экологическим проблемам Хакасии и путям решения этих проблем применительно к сложным физико-географическим условиям региона

Число кредитов/часов

3 з. е/108 часов

В свете важнейших проблем современности - экологического воспитания и образования, а также охране окружающей среды - изучение флоры и растительности, как динамической основы растительного покрова, придается большое значение.

Курс «Флора и растительность Южной Сибири» имеет значение в системе подготовки магистров биологии. При изучении дисциплины студент получает представление о предмете дисциплины, ее месте в системе подготовки и ее практическом значении. Разделы программы посвящены вопросам флористики, фитоценологии, ботанической географии.

Основной принцип курса - комплексный подход к растительному миру как ведущему компоненту биосферы. Анализ флор способствует целостному восприятию их структуры, отражает специфику растительного покрова региона. В курсе рассматриваются особенности флоры и растительности Южной Сибири, анализируются факторы, повлекшие их становление, приводится характеристика современного облика флоры и растительности (включая агроценозы) и степени воздействия на них антропогенного фактора и мероприятия, проводимые в регионе по сохранению генофонда растений.

Самостоятельный анализ региональной флоры и растительности способствует целостному восприятию их структуры, отражает специфику растений, увеличивает информативность фактических данных. Рассматривая факты и закономерности географии растений, необходимо помнить, что в реальной природе эти группы организмов находятся в разнообразных тесных связях. В программе уделено внимание роли абиотических, биотических и антропогенных факторов в формировании границ, структуры и динамики ареалов растений. Современная ботаническая география наряду с изучением распределения, обилия и значимости отдельных видов или групп растений рассматривает проблемы на уровне растительных сообществ. В программе предусмотрено изучение структуры, особенностей функционирования и распределения биоценозов, взаимосвязей, составляющих их компонентов.

В курсе рассмотрены наиболее важные понятия и явления флористики: ареал, флора, растительный покров, принципы их районирования. Особое внимание уделено изучению закономерностей распределения вида внутри его ареала. Эта проблема имеет важное прикладное значение как основа для организации учета ресурсов биосферы, их рационального использования и охраны. В курсе уделяется внимание динамике ареалов и ее механизмам. Обращается внимание на подвижность границ даже у относительно стабильных видов с «устоявшимися» ареалами, выражающаяся в виде пульсаций, что связано с изменениями среды и механизмами динамики численности организмов. При рассмотрении структуры сообществ рассматриваются такие категории, как плотность или обилие, абсолютная и относительная численность, доминантность, ярусность, трофическая структура и др. Эти характеристики выступают индикаторами зональной и региональной специфики фитоценозов при их анализе в региональных разделах курса.

Значительна роль этой науки в разработке вопросов рационального использования и охраны растительного мира.

Число кредитов/часов

3 з. е/108 часов

Курс имеет региональную направленность. Цель курса: сформировать представление о разнообразии животного мира Южной Сибири, познакомить с региональными особенностями фауны и населения животных различных ландшафтов, с экологией и биологией некоторых групп животных. Большое внимание уделяется характеру влияния человека на животный мир Южной Сибири, проблемам охраны и использования животных на территории региона. На лабораторных занятиях студенты получают навыки определения животных Сибири и работы с региональной литературой.

Методы полевых исследований

Шифр дисциплины по УП: М2.ДВ3.1

Год обучения: 2 год, 3 семестр

Число кредитов/часов: 3 з. е./108 часов

Дисциплина «Методы полевых исследований», предназначенная для студентов, обучающихся по направлению подготовки 020400 «Биология» магистерская программа «Сохранение биоразнообразия и рациональное природопользование» очной формы обучения,введена с целью формирования у магистров понятий о методах исследования организмов и их сообществ, основах планирования научного исследования, а так же освоения основных методик учёта биологического разнообразия, методик камеральной обработки материала и методик автоматизации обработки данных наблюдений. Освоение дисциплины помогает в понимании принципов классификации биологических сообществ.

Производственная практика

Основная цель производственной практики магистра состоит в закрепление и углубление теоретической подготовки обучающихся и приобретение или практических навыков и компетенций, а также опыта самостоятельной работы; сбор необходимых материалов для написания ВКР; приобщение обучающихся к социальной среде предприятия/организации (профадаптация).

В задачи практики входит: научить магистранта планировать и реализовывать профессиональные мероприятия (в соответствии с целями магистерской программы); применять методические основы проектирования и выполнения полевых и лабораторных биологических и экологических исследований с использованием современной аппаратуры и вычислительных комплексов (в соответствии с целями магистерской программы); генерировать новые идеи и методические решения; планировать и проводить мероприятия по оценке состояния и охране природной среды в соответствии со специализацией; использовать знание нормативных документов, регламентирующих организацию и методику проведения научно-исследовательских и производственно-технологических биологических работ (в соответствии с целями магистерской программы); быть способным руководить рабочим коллективом, обеспечивать меры производственной безопасности.

Аннотации рабочих программ

Философские проблемы естествознания

Шифр дисциплины

по УП:М0.Б.1

Год обучения: 1 год, 1 семестр

Число кредитов/часов:

2 з. е./ 72часа

Курс «Философские проблемы естествознания» является составной частью гуманитарного образования студентов, занимающихся по магистерской программе. Цель курса - сформировать целостное философски осмысленное представление на современную естественнонаучную картину мира.
В связи с этим, содержание дисциплины включает в себя целостное изложение основных философских проблем современного естествознания, акцентируя внимание на философских аспектах биологии и экологии. Это обусловлено основным направлением специализированной подготовки магистров в ХГУ. Кроме того, материал дисциплины ориентирован как на философские проблемы, относящиеся к современным представлениям о мироздании, так и на проблемы, представляющие анализ форм и методов научного познания.

Наши рекомендации