Производительность труда представляет собой сложную экономическую категорию, характеризующую эффективность (плодотворность) деятельности работников в сфере товарного обращения
Повышение производительности труда имеет большое экономическое и социальное значение для предприятия торговли. От ее уровня и динамики зависят в той или иной степени все основные показатели работы предприятия. Она позволяет:
- существенно снизить затраты на реализацию товаров, если рост производительности труда опережает рост средней заработной платы;
- при прочих равных условиях увеличить объем товарооборота, а следовательно, и рост прибыли;
- проводить политику по увеличению средней заработной платы работникам;
- более успешно осуществлять реконструкцию и техническое перевооружение предприятия;
- повысить конкурентоспособность предприятия и товаров, обеспечить финансовую устойчивость работы.
Для измерения производительности труда, эффективности использования трудовых ресурсов в торговле используются два основных показателя:
- выработка;
- трудоемкость.
Выработка (В) измеряется средней суммой товарооборота, приходящейся на одного среднесписочного работника или рабочего в единицу времени (день, месяц, квартал, год). Это наиболее распространенный и универсальный показатель производительности труда на торговом предприятии, определяемый по формуле:
(8)
где Р – объем товарооборота, тыс. руб.; – среднесписочная численность работников, чел.
При расчете выработки на одного работника предприятия розничной торговли должны принимать во внимание оборот розничной торговли, в оптовой – валовой оптовый товарооборот, а если оценивается уровень производительности работников складов, то учитывается складской оборот оптовой торговли.
Наиболее наглядно и объективно характеризует производительность труда показатель выработки в натуральном выражении. Достоинство этого метода заключается в том, что он дает более точный и объективный результат о производительности труда. Недостаток этого метода заключается в том, что он может быть применен только на тех предприятиях, которые реализуют однородные товары.
Измерение производительности труда в розничной торговле в стоимостном выражении связано с тем, что работники магазинов реализуют товары различного ассортимента, неодинаковой трудоемкости и с разным уровнем розничных цен. В этих условиях затруднено использование натуральных показателей производительности труда, хотя в специализированной продовольственной розничной торговле (торговля плодоовощами, хлебом и хлебобулочными изделиями и др.) возможно применение и натуральных измерителей.
Стоимостному методу измерения производительности труда присущ недостаток, заключающийся в том, что показатель среднего оборота на одного работника не отражает изменений в ассортименте реализуемых товаров и в уровне цен на товары. Поэтому для определения реальной динамики производительности труда необходимо в процессе анализа исключить влияние изменений в структуре товарооборота и в уровне цен с помощью индексов трудоемкости и цен.
Исключение при расчетах влияния изменений в структуре товарооборота и в уровне розничных цен на производительность труда позволяет в целом правильно оценить динамику производительности труда и увязать объем товарооборота с численностью торговых работников.
Показателем, обратным производительности труда, является трудоемкость товарооборота. Трудоемкость (Тр) показывает, какое количество живого труда необходимо затратить в торговом предприятии на реализацию единицы товарооборота, на изготовление единицы продукции или на единицу определенного объема работы при данном техническом уровне предприятия, уровне цен и состоянии покупательского спроса.
Трудоемкость продажи товаров на один рубль товарооборота определяется по формуле:
(9)
где t – время, затрачиваемое на реализацию товаров, изготовление продукции или на выполнение работы (чел.-дни; чел.-часы); Тр – средняя трудоемкость, то есть средние затраты труда на один рубль товарооборота (чел.-дни; чел.-часы)/на единицу товарооборота.
Человеко-дни дают менее точный результат трудозатрат по сравнению с человеко-часами, потому что они не учитывают внутрисменных потерь рабочего времени.
Система показателей производительности, используемых в развитых странах с рыночной экономикой, строится на основе теории факторов производства. Там производительность труда рассматривается как один из частных показателей глобальной производительности разных факторов. Выбор показателей при измерении производительности зависит от целей, которые ставят перед собой исследователи. Показателей производительности множество, и они могут быть сгруппированы по разным признакам[1]:
- этапу процесса воспроизводства или торгово-технологического цикла (промежуточные и конечные показатели);
- полноте охвата (общие или частные – по отдельным видам затрат или ресурсов);
- условно экономической деятельности (структурные подразделения или торгово-технологические процессы, предприятия, отрасли, страна в целом);
- продолжительности рассматриваемых процессов (строго фиксированные отрезки времени, «жизненный цикл» средств труда или товаров, производственный цикл и т.д.);
- другие признаки.
Производительность труда – показатель динамичный. Она постоянно изменяется под воздействием множества причин и факторов. Одни из них способствуют повышению производительности труда, другие могут вызывать ее снижение. Кроме того, на уровень и динамику производительности труда влияют также условия, в которых протекает процесс труда. Условия либо усиливают действие того или иного фактора, если они благоприятны, либо ослабляют его.
Большое значение, которое имеет рост производительности труда для торговых предприятий, делает необходимым изучение факторов, влияющих на уровень производительности труда и вскрытие резервов ее повышения.
Под факторами изменения производительности труда понимаются причины, обусловливающие изменение ее уровня. В практике планирования и учета предприятий торговли все факторы изменения производительности труда классифицируются по следующим основным группам (рис.3):
- факторы технической оснащенности;
- факторы, связанные с организацией труда и его оплаты;
- факторы, связанные с организацией обслуживания;
- социально-психологические факторы.
Рис. 3 Классификация факторов производительности труда на торговом предприятии
Все факторы тесно связаны и взаимосвязаны, и их надо изучать комплексно.
Классификация факторов позволяет выявить причины, которые вызвали изменения производительности труда. Изучение факторов роста производительности труда необходимо, чтобы точнее оценить влияние каждого, ведь действия их неравноценны. Одни дают устойчивый прирост производительности труда, а влияние других является преходящим. Отдельные факторы требуют различных усилий и затрат для приведения их в действие. Классификация факторов роста производительности труда создает условия для проведения экономических расчетов по определению степени воздействия их на изменение производительности труда.
С факторами роста производительности труда тесно связаны резервы.
Под резервами роста производительности труда на предприятии торговли подразумеваются неиспользуемые еще реальные возможности экономии затрат труда (снижения трудоемкости и увеличения выработки).
Если тот или иной фактор рассматривать как возможность, то использование связанного с ним резерва – это процесс превращения возможности в действительность. Количественно резервы можно определить как разницу между достигнутым и максимально возможным уровнем производительности труда за определенный промежуток времени.
Все резервы делятся на две большие группы:
- резервы улучшения использования живого труда;
- резервы более эффективного использования основных и оборотных фондов.
К первой группе относятся все резервы, связанные с организацией и условиями труда, структурой и расстановкой кадров на предприятии, а также с обеспечением достаточно высокой материальной и моральной заинтересованности работников в результатах труда.
Вторая группа включает резервы лучшего использования основных производственных фондов как по мощности, так и по времени, а также резервы более экономного и полного использования материалов, топлива, электроэнергии и других оборотных фондов.
В понятие резервов включаются также потери рабочего времени:
- внутрисменные и целодневные простои, прогулы и все не предусмотренные планом неявки на работу;
- непроизводительные затраты труда – излишние по сравнению с плановыми затраты труда вследствие нерационального использования основных и оборотных фондов и нарушений торгово-технологического процесса.
По времени использования резервы роста производительности труда подразделяются на текущие и перспективные.
Текущие резервы могут быть реализованы в ближайшем периоде и, как правило, не требуют значительных единовременных затрат. К их числу можно отнести лучшее использование оборудования, применение наиболее рациональных и эффективных систем оплаты труда, совершенствование организации труда на предприятии торговли и его нормирования.
Перспективные резервы роста производительности труда обычно требуют перестройки производства, внедрения новых технологий и т.д. Для этого необходимы дополнительные капитальные вложения и значительные сроки осуществления работ.
В торговле производительность труда не в полной мере характеризует его эффективность, так как значительная часть затрат способствует повышению качества обслуживания населения. Наиболее приемлемым показателем является эффективность труда.
Понятие «эффективность труда» в торговле более широкое, чем производительность, и предполагает не только соизмерение полученного экономического результата с затратами живого труда, но и оценку социального эффекта. Социальный эффект выражается в наиболее полном удовлетворении спроса населения на товары, в повышении культуры торговли и качества обслуживания покупателей, в сокращении издержек потребления (экономии времени покупателей на приобретение товаров и др.).
На общую эффективность труда, уровень и динамику производительности труда оказывают влияние многочисленные факторы. Их можно подразделить на внешние и внутренние.
Внешние факторы – это те факторы, которые не поддаются контролю и регулированию со стороны коммерческого предприятия, но, тем не менее, оказывают существенное косвенное влияние на результаты его деятельности:
- уровень развития производства товаров;
- степень насыщенности рынка товарной массой;
- динамика денежных доходов населения;
- динамика розничных цен на товары;
- колебания конъюнктуры рынка;
- конкуренция на рынке и др.
Внутренние факторы – это те факторы, на которые коммерческое предприятие может оказывать активное воздействие, то есть изменять их влияние на производительность труда. К внутренним факторам относят:
- состояние материально-технической базы (МТБ);
- уровень технической оснащенности коммерческого предприятия;
- организация и уровень автоматизации и механизации труда;
- организация торгово-технологического процесса;
- используемые формы продажи;
- квалификация работников коммерческого предприятия;
- условия труда;
- текучесть кадров;
- система материального стимулирования и т.д.
Эффективность труда рекомендуется измерять условным объемом товарооборота в расчете на одного работника:
(10)
где Этр – эффективность труда, условные тыс. руб. /чел.; Кко – коэффициент качества обслуживания покупателей.
Определение коэффициента качества обслуживания осуществляется на основе частных коэффициентов качества обслуживания по формуле:
(11)
где – частные коэффициенты качества обслуживания; – значимость факторов.
На уровне предприятия торговли рекомендуются следующие факторы:
- обеспеченность ассортиментом товаров;
- затраты времени на покупку товаров;
- прогрессивные формы торговли;
- дополнительные услуги покупателям и др.
Значимость факторов рекомендуется определять по десятибалльной системе.
Пример. Объем оборота розничной торговли составил 17 500 тыс. руб.; численность работников – 35 человек; в ассортименте имелось 1 300 наименований товаров, что соответствует предусмотренному перечню; средние затраты времени на покупку составили 7 мин. при норме 6 мин.; удельный вес самообслуживания 70 % при плановой величине 70 %; покупателям оказывается 4 дополнительные услуги из 9 установленных руководителем предприятия.
Значимость факторов, баллы:
- соответствие ассортимента – 10;
- затраты времени на покупку товара – 9;
- самообслуживание – 6;
- дополнительные услуги покупателям – 5.
Тогда:
(условных тыс. руб. в год на одного работника).
Эффективность использования труда персонала на торговом предприятии характеризуется и другими показателями (уровень затрат труда на единицу товарооборота, прибыль на одного работника, уровень расходов на оплату труда, оптимальное использование рабочего времени и т.д.). Основной перечень и характеристика показателей эффективности использования персонала предприятия торговли приведена в табл. 1.
Таблица 1